Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 05:50, контрольная работа
Основным маркетинговым параметром, управление которым обеспечивает достижение маркетинговых целей предприятия является именно спрос. Он незримо пpиcутствуeт во всех функциях управления и на его повышение направлена маркетинговая деятельность фирм. Цели фирмы, их значение также определяются спросом.
Цель контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть прогнозную оценку спроса на рынке товаров (услуг).
Введение……………………………………………………………………3
1. Основные методы прогнозирования спроса на рынке товаров (услуг)……………………………………………………………………….4
2. Этапы анализа спроса на рынке товаров (услуг)……………………..12
Заключение………………………….…………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………….15
Содержание
Введение……………………………………………
1. Основные
методы прогнозирования спроса на
рынке товаров (услуг)……………………………………………………………
2. Этапы анализа
спроса на рынке товаров (услуг)……………………..12
Заключение………………………….…………
Список
использованной литературы…………………………………….15
Введение
Переход к рыночной экономике в России выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом.
Предприятия ориентируются на рынок, оценивают основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты.
Для анализа положения на рынке, необходимо осуществлять прогноз и анализ конъюнктуры, и в первую очередь уделять внимание таким показателям, как спрос, предложение и цена.
К
современным способам анализа и прогнозирования
спроса относятся
экономико-математические
модели, экспертные методы и системные
оценки, которые
в настоящее время приобретают все большую
распространенность.
Изучение спроса населения является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий.
Основным маркетинговым параметром, управление которым обеспечивает достижение маркетинговых целей предприятия является именно спрос. Он незримо пpиcутствуeт во всех функциях управления и на его повышение направлена маркетинговая деятельность фирм. Цели фирмы, их значение также определяются спросом.
Цель
контрольной работы состоит в том, чтобы
рассмотреть прогнозную оценку спроса
на рынке товаров (услуг).
1.
Основные методы прогнозирования спроса
на рынке товаров (услуг)
Прогнозирование ассортиментной структуры платежеспособного спроса на конкретные товары осуществляется предприятиями торговли и сферы услуг всех форм собственности как самостоятельными рыночными структурами. Оно реализуется, как правило, в оперативном периоде (день, декада, месяц, квартал) и формируется как проблема прогнозирования микроспроса.
При
постановке задач прогнозирования спроса
необходимо иметь в виду, что они решаются
по мере выявления основных закономерностей
и
тенденций развития
спроса в прошлом, настоящем и при условии
сохранениях
в определенном будущем. Поэтому важно
правильно выбрать и
обосновать период
для анализа процесса изучения формирования
спроса.
Процесс
формирования спроса населения представляет
собой сложное
экономическое явление. В торговых предприятиях
завершается
процесс обращения товаров, путем приобретения
определенных
товаров покупатели
удовлетворяют свои потребности. В фокусе
торгового
предприятия
реализуется воздействие всей массы факторов
платежеспособного
спроса. Однако при изучении поведения
конкретного
потребителя
трудно разделить воздействие каждого
из
социально-экономических
факторов, выявить их особенности на уровне
торгового предприятия,
количественно определить их воздействие.
В то же
время на данном
уровне управления при общем воздействии
на формирование и развитие спроса факторов
экономического характера значительное
влияние на конечные результаты продажи
товаров оказывают организация торгового
процесса и снабжения товарами, реклама,
поведение
покупателей.
Кроме того, трудно получить исходные
данные о комплексе
факторов, формирующих
спрос в районе деятельности предприятия.
Поэтому, как правило, торговые предприятия
располагают и вынуждены оперировать
данными о продаже товаров, более или менее
репрезентативно
отражающими
процесс удовлетворения спроса. Их можно
также использовать для исследования
процесса формирования спроса покупателей
района деятельности, как во внутригрупповом,
так и детальном ассортименте.
Ожидаемый спрос можно представить в виде следующих составляющих: С = Рп + Сц, где Рп - реализованный спрос Сц - неудовлетворенный спрос. Но данная формула не отражает влияния таких факторов, как сезонные (периодические) и случайные колебания спроса, вызванные такими объективными причинами, как разрыв между производством и потреблением или сезонным характером спроса на определенные товары. Например, спрос на зимнюю обувь значительно возрастает в осенний период и падает в летний. Поэтому сезонные колебания обязательно учитываются и накладываются на тенденции развития микроспроса.
Влияние
же случайных факторов колебания спроса,
вызванных
непредсказуемыми
изменениями экономической ситуации в
экономике в
целом или стихийными
бедствиями, предсказать практически
невозможно,
поэтому надо
учитывать, что область распределения
возможных фактических
значений спроса
будет находиться в определенном интервале
(а не
обязательно
совпадать с прогнозом), гарантирующем
определенную
вероятность
прогноза.
Практическое
применение рассмотренного подхода к
формированию спроса на предприятиях
розничной и оптовой торговли, а в дальнейшем
и его прогнозирования становится возможным
при применении
электронно-вычислительной
техники и автоматизированных систем
управления (АСУ).
Их применение позволяет решать задачи
оперативного
прогнозирования
спроса для обоснования заявок на поставку
товаров,
заказов при заключении
договоров и контрактов, прогнозировать
уровень и
объем сделок.
Анализ и прогнозирование тенденции развития
спроса являются объектами использования
методов экономического прогнозирования.
Однако выбирать метод прогнозирования необходимо с учетом особенностей формирования спроса в зависимости от конкретных целей прогнозирования и уровня управления торговлей и сферой услуг.
Прогнозирование спроса может осуществляться различными методами, в частности можно выделить три основные группы:
- методы экономико-математического моделирования (экстраполяционные методы);
- нормативные методы;
- методы экспертных оценок.
Методы простой (формальной) экстраполяции заключаются в перенесении на будущий период прошлых и настоящих тенденций в развитии товарно-групповой структуры спроса на базе анализа динамического ряда.
Чтобы
перенести сложившиеся в базисном периоде
темпы роста или
удельные значения
той или иной товарной группы на прогнозируемый
период, можно использовать, например,
коэффициенты изменения спроса.
Для
экстраполяции информацию о динамике
рынка представляют в той или иной форме
- графической, статистической, математической,
логической. В любом случае считают, что
экономическим процессам присуще обязательное
продолжение направления их течения в
ближайшем
будущем. Экстраполяции
требуют от исследователя рынка крайней
осмотрительности.
Мало изучить прошлые тенденции рынка
- необходимо
принять в расчет
новые условия и факторы, которые не были
характерны
для прошлого,
но возможно появятся в будущем.
Одновременно необходимо избавляться от учета факторов и обстоятельств, которые потеряли свою актуальность и уже не оказывают влияния на ход развития событий на данном рынке.
Данный
метод достаточно прост и доступен, однако
использование его
целесообразно
только на такой период, в котором маловероятно
изменение
тенденций, то
есть на краткосрочный, и для укрупненных
товарных групп.
К методам простой экстраполяции относятся и расчеты эластичности спроса в зависимости от изменения какого-либо фактора.
Экономико-математические
методы основаны на использовании
корреляционного
и регрессионного анализа, позволяющего
устанавливать
тесноту связи
и вид зависимости среднего значения какой-либо
величины
от некоторой
другой или от нескольких величин, то есть
это
установление
зависимости развития спроса от влияния
наиболее главных
факторов.
В
практике прогнозирования товарно-групповой
структуры
спроса чаще всего
применяются трендовые и регрессионные
модели.
Трендовые модели прогнозирования спроса представляют собой уравнения, формализующие устойчивые процессы его развития. Они применяются для прогнозирования наиболее стабильных закономерностей по крупным товарным подотраслям (например, соотношение спроса на продовольственные и непродовольственные товары). Основной параметр трендовых моделей - время, то есть по существу речь также идет об экстраполяции на прогнозируемый период тенденций и закономерностей базисного периода.
Регрессионные (факторные) модели отражают количественную связь одного показателя с другим или с группой других (множественная регрессия). В качестве переменных выступают факторы, определяющие динамику спроса.
Математическую основу построения моделей составляют важнейшие положения теории вероятности, математической статистики и высшей математики. Процесс построения подобных моделей состоит из нескольких последовательных этапов.
Первым и важнейшим этапом моделирования развития товарно-групповой структуры спроса населения является отбор факторов. Они должны отражать объективные процессы изучаемого явления, быть количественно измеримыми и независимыми друг от друга.
На
втором этапе рассчитывается сила влияния
или теснота связи между
факторами и спросом
в базисном периоде. Она определяется
с помощью
коэффициентов
корреляции и критериев согласия.
На
третьем этапе выявляется математическая
форма связи или вид
зависимости
спроса от факторов, подбираются функции,
наиболее точно
описывается
процесс развития спроса.
Четвертый
этап: расчет параметров уравнения. Параметры
уравнений
выражают степень
и направление воздействия каждого фактора
на спрос и
рассчитываются
методом наименьших квадратов.
Пятый
этап: оценка прогностической ценности
модели на основе
ретроспективных
расчетов.
Информация о работе Прогнозная оценка спроса на рынке товаров