Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:21, курсовая работа
Объект курсового исследования – теория денег.
Предмет курсового исследования – сущность денег, их роль в экономике.
Цель исследования состоит в изучении таких важнейших вопросов теории денег, как происхождение, сущность и функции денег.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:
уточнить содержание понятия «деньги»;
охарактеризовать сущность денег;
выявить основные функции денег;
определить роль денег в экономике Российской Федерации и охарактеризовать особенности их регулирования.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Деньги и их роль в экономике……………………………………5
1.1. Понятие и сущность денег………………………………………..5
1.2. Происхождение денег…………………………………………….7
1.3. Функции денег……………………………………………………14
Глава 2. Денежная сфера в Российской Федерации…………………..…18
2.1. Состояние денежной сферы в России в 2004 году…………….18
2.2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ….……….29
Заключение………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………..38
В сентябре Банком России были возобновлены операции по размещению собственных облигаций. Однако размещение бумаг носило в основном технический характер и не повлияло на уровень ликвидности.
Объемы рефинансирования коммерческих банков Банком России в сентябре резко уменьшились. С помощью операций прямого РЕПО коммерческие банки привлекли в сентябре 47,1 млрд. руб., что почти на 70% меньше, чем в предыдущем месяце. В то же время возросли объемы заимствований на рынке межбанковских кредитов: их дневной объем в среднем за месяц вырос на 3,5% - до 25,5 млрд. рублей. Средневзвешенная ставка МИАКР по кредитам «овернайт» снизилась при росте объемов кредитования с 4,12 в августе до 3,12% в сентябре (24, с. 196).
В сентябре несколько замедлилась тенденция к снижению коэффициентов связывания банковской ликвидности. После резкого снижения в июле-августе (вследствие изменения норм обязательного резервирования) коэффициент долгосрочного связывания банковской ликвидности в сентябре практически не изменился и составил 6,4%. Коэффициент краткосрочного связывания был равен 6,2%, то есть несколько снизился по сравнением с предыдущим месяцем. В результате коэффициент общего связывания банковской ликвидности по сравнению с августом снизился незначительно и на 1.10.04 составил 12,6%. В целом же для динамики коэффициентов связывания банковской ликвидности (за исключением коэффициента краткосрочного связывания) в сентябре текущего года было характерно существенное снижение по сравнению с сентябрем прошлого года.
Рисунок 4
Официальный валютный курс и расчетный монетарный курс (руб./долл.)
При значительном увеличении объема золотовалютных резервов РФ денежная база в широком определении в сентябре текущего года изменилась незначительно. Значение расчетного монетарного курса рубля к доллару США за месяц снизилось с 20,58 до 19,22 руб./доллар. При этом официальный обменный курс рубля к доллару США уменьшился, что обусловило более существенное увеличение спрэда между ним и расчетным монетарным курсом по сравнению с предыдущим месяцем.
2.2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ
Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной политики России. В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики (10, с. 677).
Основными целями «российских монетаристов» являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неинфляционных источников, сокращение льгот, проведения платной приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично. И связано это все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например, катастрофический рост неплатежей при ужесточении монетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например заложенные в современном кейнсианстве основы социально ориентированной экономики или активная роль государства в регулировании национальной экономики.)
Необходимо искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской экономики проблем.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации (24, с. 15).
В основе формирования современной денежно-кредитной политики России лежит задача достижения следующих макроэкономических целей:
финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении;
снижение темпов инфляции;
создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;
снижение реальных процентных ставок в экономике;
укрепление курса национальной валюты;
обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
достижение и закрепление тенденции неинфляционного экономического роста;
отказ от использования механизма эмиссионной поддержки отдельных предприятий и отраслей.
Основной задачей денежно-кредитной политики Банка России является удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики.
Необходимыми условиями выполнения данной задачи являются:
жесткий контроль за темпами денежной эмиссии;
проведение политики контроля за колебаниями валютного курса;
дальнейшее развитие и совершенствование действия рыночных механизмов рефинансирования банков;
активное использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями;
реализация мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы.
Первостепенным условием является контроль за темпами денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной перспективе.
Для выполнения поставленных задач Банк России использует традиционные рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяемыми в зарубежной банковской практике.
Рефинансирование банков. Банк России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах. Банк России предоставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
До середины июня 1998 года Банк России предоставлял банкам, выполняющим его требования, два вида кредитов: ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков с целью сокращения рефинансирования банков (28).
В течение сентября - ноября 1998 года Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости, проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам 9 регионов России, а также отдельным социально значимым банкам на сумму порядка 8,0 млрд. рублей сроком до 1 года.
Рефинансирование банков в 1999 г. являлось основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банковской системе. По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России предполагает прекратить предоставление указанных кредитов.
В 2000 г. наиболее остро стала проблема избыточной ликвидности в банковском секторе. При этом основная задача состоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их использование в реальном секторе экономики. Расширению кредитования реального сектора препятствуют в первую очередь высокие ставки (в конце года ставки по кредитам конечным заемщика в среднем были в 2-3 раза выше ставок на межбанковском кредитном рынке, определяющем стоимость ресурсов для самих банков).
В целях оперативного регулирования ликвидности банковской системы, нейтрализации излишней ликвидности и снижения тем самым давления на валютный рынок в 1998-2000 гг. Банк России активно проводит депозитные операции через систему «Рейтерс-Дилинг» (24, с. 36).
Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка. Процентная политика по операциям Банка России. Среди методов регулирования денежно-кредитного рынка, применяемых Центральным банком, особое место принадлежит учетной ставке (ставке рефинансирования). Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение с целью снижения инфляции учетного процента, проведение так называемой политики «дорогих денег» затрудняет для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате стимулируется сокращение кредитных вложений в экономику, и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Снижение учетной ставки, т.е. политика «дешевых денег», наоборот, стимулирует расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического развития.
В соответствии с жестким курсом денежно-кредитной политики Правительства России размер учетной ставки по централизованным кредитам коммерческим банкам в начале и середине 90-х гг. систематически повышался. Если в мае 1991 г. она составляла 6-8%, то с 22 декабря 1991 г. - 20%; с 10 апреля 1992 г. - 50%; с 1 июля 1992 г. - 80%; с 30 марта 1993 г. -100%; со 2 июня 1993 г. - 110%; с 22 июня 1993 г. - 120%; с 29 июня 1993 г. - 140%; с 15 июля 1993 г. - 170%; с 23 сентября 1993 г. - 180%; с 15 октября 1993 г. - 210%; с 29 апреля 1994 г. - 205% (28).
В последние годы ЦБ РФ проводил учетную политику с целью подавить инфляцию путем изменения уровня официальной учетной процентной ставки. Повышая уровень учетной ставки, ЦБ РФ проводит политику кредитной рестрикции, побуждая кредитные учреждения сократить заимствования. Это ведет к сокращению кредитных операций и в итоге - к повышению процентных ставок. Если ЦБ РФ снижает учетную ставку, то он тем самым поощряет кредитную экспансию. Наглядным примером подобной практики служит проведение Банком России политики кредитной рестрикции в 1992-1993 (учетная ставка резко возрастала), а в 1994 г., в связи с изменившийся экономической ситуацией в стране, ЦБ РФ начал постепенно проводить политику кредитной экспансии и снизил учетную ставку с 210% (январь 1994 г.) до 42 % годовых (10.02.97).
Однако анализ фактических данных показал, что в этот период рекстрикционная политика ЦБ РФ была абсолютно оторвана от реалий рынка и коммерческие банки практически не учитывали ее при разработке и проведении собственной кредитной политики. В результате в 1996 г. Банк России был вынужден резко снизить уровень учетной ставки с 160% до 48%, перейдя к проведению политики кредитной экспансии.
В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же время с октября 1997 года по август 1998 года процентная политика Банка России испытывала на себе влияние внешних условий. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса.
С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. В частности, повышение ставки рефинансирования было произведено в начале февраля 1998 года (с 28% до 42%), в последней декаде мая (с30% до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60% до 80%). В течение 1998 г. Банк России пять раз пересматривал уровень ставок рефинансирования. В 1999-2000 гг., в связи с относительной экономической стабилизацией, Центральный банк проводит политику на снижение ставки рефинансирования: в январе 2000 г. - с 55% до 45%, а в марте - до 38% и 33%, в ноябре - до 25%.
Минимальные, или обязательные, резервные требования Центрального банка - важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на объем свободных ресурсов банков.
Проблема резервирования средств всегда была одной из самых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы значительная часть привлекаемых ими денег оседала в ЦБ, приводя следующие аргументы: высокие нормативы обязательных резервов снижают доходы кредитных учреждений, а значит и их ликвидность.
В свою очередь. Банк России неоднократно заявлял, что при высоком уровне инфляции и других проявлениях нестабильности финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высокими. И снизят их только при появлении предпосылок для кредитования предприятий реального сектора экономики. К общим методам денежно-кредитного регулирования, активно используемым в зарубежной банковской практике, относятся и операции Центрального банка на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются одним из главных инструментов, используемых ФРС США в осуществлении национальной денежно-кредитной политики. В операциях на открытом рынке ФРС США широко используются перекупочные соглашения как метод гарантированного финансирования. Заключая с коммерческими банками перекупочные соглашения, ФРС обязуется купить у них ценные бумаги с условием, чтобы через определенное время они совершили обратную сделку, т.е. выкупили ценные бумаги с фиксированной или плавающей скидкой к цене. В России операции на открытом рынке еще не нашли широкого применения. Кроме того, в условиях, когда источником финансирования бюджетного дефицита являются кредиты Банка России и государственный долг не оформлен ценными бумагами, операции на открытом рынке неэффективны.