Пути и формы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание

Актуальность рассмотрения данной темы, определяется ключевым влиянием государства на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает пристального внимания.
Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)


Введение

 

Данная работа посвящена  вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям  и формам его обеспечения.

Актуальность рассмотрения данной темы, определяется ключевым влиянием государства на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает пристального внимания.

Государственное регулирование  экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Огромная роль государства  и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и  политики, от разработки экономической  политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

В теории и практике необходимость  государственного регулирования экономики  сейчас мало кем оспаривается. Современное  управление экономикой основано на концепции  активного участия в нем государства  не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Предметом курсовой работы является государственная экономика.

В качестве объекта курсовой работы выступают пути и методы государственного регулирования экономики.

Цель курсовой работы – выделить основные направления  государственного регулирования и  определить их роль в реформировании как экономики в целом, так  и ее отдельных сфер; познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

- изучить суть понятия  государственного регулирования  экономики;

          - определить инструментарий государственного регулирования, его формы и методы;

          - определить функции государства в экономике.

Методологической основой в  написании данной курсовой работы послужили научные труды отечественных экономистов, которые внесли наибольший вклад в развитие теории и практики государственного регулирования экономики, Л. Абалкин, Д. Аллахвердян, А. Акимов, А. Александров, В. Андрушенко, А. Бачурин, М. Боголепов. Значимые проблемы социально-экономического развития все более активно изучаются с позиций системного анализа. Указанные аспекты отражены в работах Ст.Бира, М.Вудкока, У.Дункана, Д.Френсиса, Т.Саати, А.Дорофеюка, Л.Коричнева, В.Спицнаделя, Н.Цыгичко и других. Исследование проблем экономического прогнозирования и планирования имеет место в работах В.Белова, С.Глазьева, В.Ивантера, Л.Канторовича, В.Леонтьева, Д.Львова, Г.Парсаданова, Ю.Петрова, Ю.Яременко, Е.Ясина. Проблемы бюджетно-налогового регулирования глубоко исследовались в публикациях Г.Ахинова, А.Година, А.Грязновой, А.Дадашева, О.Мещеряковой, И.Подпориной, А.Улюкаева. 

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и трёх приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Цели, функции, объекты государственного регулирования экономики

 

1.1 Экономические функции государства

 

Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость  государственного вмешательства в  экономику, а также его цели определяют и формируют содержание. Есть общие  для всех стран факторы, которые  исторически определяют экономические  функции государства. К таким факторам относятся:

1)   тип экономической системы;

2)   цели развития экономически данной системы;

3)   экономический потенциал и система отношений собственности;

4)  степень развития рыночных отношений;

5) характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;

6)  место данного  государства в мировом хозяйстве  и международном разделении труда.

К функциям, выполняемым  государством относятся, прежде всего, следующие:

    • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
    • антимонопольное регулирование;
    • проведение политики макроэкономической стабилизации;
    • воздействие на размещение ресурсов;
    • деятельность в сфере распределения доходов;
    • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе.

Рассмотрим эти функции  государства:

Создание и регулирование  правовой основы функционирования экономики

Прежде всего, на государстве  лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.[9; с.15]

Антимонопольное регулирование

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой  пакет законов, который выступает  как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и  монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное  законодательство в первую очередь  запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Макроэкономическая стабилизация

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.[13; с.121]

Размещение ресурсов

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного  воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к  социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.[13; с.134]

Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений

Традиционным объектом государственной собственности  является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках  государства часто находятся  и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.

В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Значительный вес в  государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

 

 

 

 

1.2 Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики

 

Необходимость включения  государства в регулирование  экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

К причинам, вызывающим необходимость  вмешательства государства в  рыночную экономику, относятся:

Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных  внешних эффектов рынка;

Каждая страна имеет  свои высшие национально-государственные  интересы, гарантом и защитником которых  выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может  только государство и никто другой;

Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

Обеспечить экономику  необходимым количеством денег  может только государство;

Вмешательство государства  считается необходимым, так как  стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего  на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Развитие монополий  подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

Факторы, обуславливающие  необходимость государственного регулирования  экономики рассмотрены в соответствии с приложением 1 .

Таким образом, участие  государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования.[22; с.34]

 

1.3 Объекты и цели  государственного регулирования экономики

 

Объекты государственного регулирования - первичные звенья сферы  производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть, то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Основными объектами  на которые направлено воздействие  государства в сфере экономики, являются: [17; с.236]

    • процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;
    • структура форм собственности;
    • социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;
    • экономический цикл, процесс воспроизводства;
    • государственный сектор экономики;
    • условия и источники накопления капитала;
    • денежное обращение;
    • цены, антиинфляционные процессы;
    • конкурентная среда;
    • предпринимательство;
    • инвестиции, НИОКР;
    • социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;
    • занятость, кадры;
    • платежный баланс;
    • внешнеэкономическая деятельность страны;
    • окружающая среда.

Информация о работе Пути и формы государственного регулирования экономики