Пути и формы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание

Актуальность рассмотрения данной темы, определяется ключевым влиянием государства на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает пристального внимания.
Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.

Совокупность целей  представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели.

Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:

    1. Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний:
    • регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;
    • обеспечение экономического роста;
    • поддержка устойчивости национальной валюты;
    • обеспечение полной занятости;
    • внешнеэкономическое равновесие.
    1. Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства:
    • обеспечение территориальной целостности;
    • обеспечение правовой основы функционирования экономики;
    • поддержка внутреннего порядка.

3) Обеспечение социальной  стабильности:

    • социальная обеспеченность различных слоев населения;
    • предоставление социальных услуг;
    • обеспеченность населения общественными благами.

4) Координация хозяйственной  деятельности:

    • обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах

развития народного  хозяйства;

    • разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

5) Поддержка конкурентной среды:

    • создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;
    • борьба против недобросовестной конкуренции;
    • борьба с монополизмом;
    • разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.);
    • поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

6) Управление государственным  сектором в экономике:

    • управление государственными предприятиями;
    • управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами).[4; с. 36]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Пути и формы государственного регулирования экономики

 

Государственное регулирование  экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и  косвенного (экономического) воздействия  на экономику. Использование указанных  методов предполагает применение характерных  для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они: [17; с. 238]

    • не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
    • базируются на силе и авторитете государственной власти;
    • включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство  дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение  установленных норм. Например, при  несвоевременной уплате налогов  взимаются штрафы.

- предусматривают организацию  управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих  регулирующих инструментов:

    • государственного экономического прогнозирования;
    • государственного экономического программирования;
    • бюджетно – налоговой системы;
    • денежно – кредитной политики;
    • валютной политики;
    • таможенной политики.

Рассмотрим основные инструменты и их роль в регулировании  экономики государством. В целом  инструментарий государственного регулирования экономики рассмотрен в соответствии с приложением 2 .

 

2.1 Государственное экономическое программирование и прогнозирование, как форма государственного регулирования экономики

 

Государственное экономическое  прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов. [1; с. 89]

    • поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;
    • разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности;
    • корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
    • составления сценария и вариантов прогноза;
    • сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование системы  прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности.

Государственное экономическое  программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

В зависимости от использования  различных критериев государственные  программы можно подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

    • краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
    • среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;
    • долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

    • Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
    • Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
    • Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;
    • Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
    • Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

Программы разрабатываются  специальным государственным органом  или Министерствами экономики и  финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач.

Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.[18; с. 37]

 

2.2 Бюджетно – налоговая система

 

Бюджетно-налоговая система  – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны. [19; с. 93]

Влияние налоговой системы  на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных  расходов и различных выплат населению  государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды. [10; с. 422]

Информация о работе Пути и формы государственного регулирования экономики