Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа
Актуальность рассмотрения данной темы, определяется ключевым влиянием государства на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает пристального внимания.
Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Среди общих принципов
налоговой системы можно
- Налоговые поступления
формируют необходимую
- В соответствии с законом об основах налоговой системы в Российской Федерации взимаются:
- Федеральные налоги и сборы - устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.
- Региональными признаются
налоги и сборы,
- Местными признаются
налоги и сборы,
Зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок приведена на рисунке 1, который показывает, что повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.
Рис. 1. Зависимость поступлений в бюджет от величины ставок налогов
2.3 Денежно – кредитная политика
Денежно–кредитная политика
- является важнейшим средством
В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.
К инструментам прямого экономического воздействия относятся:
Меры, связанные с целевым
кредитованием, выражаются в существовании
специальных кредитно-
Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
Прямой контроль за уровнем процентных
ставок связан с установлением Центральным
Банком ставки рефинансирования (нормы
процента – платы за кредит, выдаваемый
ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением
нормы обязательного
Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:
Большинство современных
экономистов рассматривают
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры.
В том или ином случае проводником монетарной политики является Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средства обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).
Инструментарий кредитно-
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
В настоящее время
в мировой экономической
Операции на открытом рынке проводятся Центральным Банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что ЦБ размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Политика учетной ставки
(дисконтная политика). Учетная ставка
- это процент, под который центральный
банк предоставляет кредиты
Среди инструментов монетарной политики, политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального Банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. [17; с. 357]
Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. [17; с.244]
3 Государственное регулирование экономики
в современной России
3.1 Государственное регулирование экономики
Вопрос о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться. Данная позиция фактически навязывалась западными экспертами странам постсоциалистической зоны на старте рыночных реформ.
Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственно правильным» и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В России это обернулось стремительным уходом государства из экономики.
Замещают ли институты рынка функции государства в экономике? Объективный анализ мировой практики показывает, что так называемый процесс «разгосударствления» экономики ни в одной из высокоразвитых стран мира не привел к «уходу» государства из экономики. Более того, фактические материалы о масштабах участия различных государств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсов на социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 1. Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран.
Таблица 1
Расходы консолидированного бюджета на социально-управленческие цели относительно объема ВВП по ряду стран мира (в %)
Страна |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Россия Казахстан Чехия Аргентина Великобритания . Германия Дания Финляндия Франция США Канада Австралия ЮАР Япония |
31,6 |
29,9 |
27,5 |
28,4 |
22,1 |
23,0 |
22,6 |
23,0 | |
41,9 |
41,6 |
40,0 |
41,3 | |
29,3 |
28,7 |
27,1 |
27,6 | |
41,1 |
42,5 |
42,9 |
42,8 | |
48,0 |
48,5 |
47,3 |
48,0 | |
55,9 |
56,0 |
56,1 |
56,0 | |
49,3 |
50,5 |
50,5 |
51,2 | |
52,5 |
53,1 |
52,9 |
53,4 | |
34,6 |
35,2 |
34,9 |
35,4 | |
38,9 |
38,4 |
37,5 |
38,2 | |
35,7 |
35.0 |
35,1 |
35,0 | |
32,0 |
32,4 |
33,5 |
33,7 | |
35,5 |
35,0 |
35,6 |
36,0 |
Под влиянием требований времени Министерство экономического развития и торговли РФ при формировании программы социально-экономического развития на 2007-2009 гг. впервые на официальном уровне признало настоятельную необходимость «смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности». С такой постановкой задачи можно согласиться, если за этим будут стоять адекватные действия, касающиеся модернизации системы государственного управления.
Информация о работе Пути и формы государственного регулирования экономики