Пути и формы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание

Актуальность рассмотрения данной темы, определяется ключевым влиянием государства на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает пристального внимания.
Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

Среди общих принципов  налоговой системы можно выделить следующие:

- Налоговые поступления  формируют необходимую финансовую  базу для операций государства  в экономической сфере, а сама  структура, объемы и методы  налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему контролировать практический весь совокупный общественный спрос.

- В соответствии с законом об основах налоговой системы в Российской Федерации взимаются:

- Федеральные налоги  и сборы - устанавливаемые Налоговым  Кодексом РФ и обязательные  к уплате на всей территории  РФ. К ним относятся: налог на  добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

- Региональными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  в соответствии с Налоговым  Кодексом РФ и вводимые в  действие законами субъектов  РФ и обязательные к уплате  на территории соответствующих  субъектов РФ. К ним относятся:  налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

- Местными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в  действие нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.[Налоговый кодекс РФ]

Зависимость налоговых  поступлений от налоговых ставок приведена на рисунке 1, который показывает, что повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.

Рис. 1. Зависимость поступлений в бюджет от величины ставок налогов

2.3 Денежно – кредитная политика

 

Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

В процессе реализации денежно –  кредитных способов регулирования  экономики тесно переплетаются  прямые экономические и косвенные  методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

    • целевое кредитование;
    • установление кредитных «потолков»;
    • прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым  кредитованием, выражаются в существовании  специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам.

Установление так называемых кредитных  «потолков» есть не что иное, как  ограничение объёмов кредитов тех  или иных видов, что позволяет  сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным  Банком ставки рефинансирования (нормы  процента – платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке.

Более широко используется косвенные  методы денежно – кредитного регулирования:

    • регулирование минимальных резервных требований;
    • осуществление дисконтной политики (регулирование учётных ставок по кредитам);
    • купля – продажа иностранной валюты;
    • регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;
    • изменение курса национальной валюты;
    • эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;
    • продажа – скупка государственных ценных бумаг.

Большинство современных  экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования  национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.[18; с.18]

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в  обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается  с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые  осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры.

В том или ином случае проводником монетарной политики является Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

Спрос на деньги формируется  из спроса на деньги как средства обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Инструментарий кредитно-денежной политики [23; с. 57].

В мировой экономической  практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы в  обращении:

    • операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
    • политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
    • изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время  в мировой экономической практике основным инструментом регулирования  денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или  продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным Банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что ЦБ размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной ставки (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный  банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в  последней инстанции. Причем Центральный  Банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Среди инструментов монетарной политики, политика учетных ставок занимает второе по значению место  после политики Центрального Банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. [17; с. 357]

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. [17; с.244]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Государственное регулирование экономики

в современной России

3.1 Государственное регулирование экономики

Вопрос о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться. Данная позиция фактически навязывалась западными экспертами странам постсоциалистической зоны на старте рыночных реформ.

Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственно правильным» и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В России это обернулось стремительным уходом государства из экономики.

Замещают ли институты рынка функции государства в экономике? Объективный анализ мировой практики показывает, что так называемый процесс «разгосударствления» экономики ни в одной из высокоразвитых стран мира не привел к «уходу» государства из экономики. Более того, фактические материалы о масштабах участия различных государств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсов на социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 1. Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран.

Таблица 1

Расходы консолидированного бюджета на социально-управленческие цели относительно объема ВВП по ряду стран мира  (в %)

Страна

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Россия  

Казахстан  

Чехия  

Аргентина 

Великобритания .

Германия  

Дания  

Финляндия  

Франция  

США 

Канада  

Австралия  

ЮАР 

Япония  

31,6

29,9

27,5

28,4

22,1

23,0

22,6

23,0

41,9

41,6

40,0

41,3

29,3

28,7

27,1

27,6

41,1

42,5

42,9

42,8

48,0

48,5

47,3

48,0

55,9

56,0

56,1

56,0

49,3

50,5

50,5

51,2

52,5

53,1

52,9

53,4

34,6

35,2

34,9

35,4

38,9

38,4

37,5

38,2

35,7

35.0

35,1

35,0

32,0

32,4

33,5

33,7

35,5

35,0

35,6

36,0


 

Под влиянием требований времени Министерство экономического развития и торговли РФ при формировании программы социально-экономического развития на 2007-2009 гг. впервые на официальном уровне признало настоятельную необходимость «смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности». С такой постановкой задачи можно согласиться, если за этим будут стоять адекватные действия, касающиеся модернизации системы государственного управления.

Информация о работе Пути и формы государственного регулирования экономики