Расчёт валового внутреннего продукта (ВВП) и других показателей системы национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).
ВНП – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВНП измеряет стоимость продукции, созданной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран – это называется чистые доходы факторов.

Работа состоит из  1 файл

Курсач 1 раздел.docx

— 289.57 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Макроэкономическая политика и её влияние на равновесие товарного рынка

Фискальная  политика - меры государства по изменению  государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве не инфляционного ВВП.

Основная  цель фискальной политики - оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Инструменты фискальной политики – налоги, государственные расходы и трансферты.

Различают дискреционную  и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов) фискальную политику. Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное целенаправленное изменение в области государственных  расходов, трансфертов и в налогообложении с целью изменения реального объема производства, занятости, контроля за инфляцией, ускорения экономического роста. Отличительными особенностями дискреционной ФП является прерывность временных интервалов ее применения, и сознательность применяемых мер.

Дискреционная фискальная политика в свою очередь делится на:

• Сдерживающая - проводится в период экономического подъема  в целях торможения возможных  инфляционных процессов вследствие возросшего спроса. В этом случае государство  сокращает госрасходы и трансферты и увеличивает налоговые поступления. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочном периоде растущая налоговая нагрузка может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывание механизма стагфляции.

• Стимулирующая - проводится в период экономического спада. В этом случае государство увеличивает госрасходы и трансферты и сокращает налоговые поступления.

• Автоматическая - осуществляется пассивно на основе автоматического  изменения уровня финансирования государства проектов и автоматического изменения налогов и сборов.

В краткосрочном периоде  меры фискальной политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, трансфертов и налогов. Совокупность государственных расходов оказывает прямое влияние на объемы ВВП и уровень занятости населения.

Мультипликатор государственных  расходов показывает прирост ВНП  в результате приращения государственных  закупок на единицу и записывается в виде:

 

                                              mG = ,                                                             (2.14)

 

где mG – мультипликатор государственных расходов;

      ΔY - прирост ВНП;

      ΔG - приращение государственных расходов на единицу.

Если известна налоговая ставка, то мультипликатор государственных  закупок примет вид:

 

                                              mG = ,                                                 (2.15)

 

где mG – мультипликатор государственных расходов;

      МРС – предельная  склонность к потреблению;

      t – ставка пропорционального налога.

Изменение государственных  расходов можно определить по формуле:

 

                                                 ΔG =,                                                           (2.16)                   

 

Налоговый мультипликатор определяется формулой:

                                                 mт = - ,                                                       (2.17)

 

где mт – мультипликатор налогов;

      МРС – предельная  склонность к потреблению;

      MPS - предельная склонность к сбережению.

Если известна ставка налога, то мультипликатор налогов  примет вид:

 

                                             mт = - ,                                               (2.18)

 

где mт – мультипликатор налогов;

      МРС – предельная  склонность к потреблению;

      t – ставка пропорционального налога.

Изменение налогов  можно определить по формуле:

 

                                                 ΔТ =,                                                            (2.19)

 

где ΔТ – изменение налогов;

      ΔY – изменение ВВП;

      mт – мультипликатор налогов.

Величина  мультипликатора трансфертов, таким  образом, равна:

 

                                                   mTR = ,                                                       (2.20)

 

где mTR – мультипликатор трансфертов;

      МРС – предельная  склонность к потреблению;

      MPS - предельная склонность к сбережению.

Если известна налоговая ставка, то мультипликатор трансфертов примет вид:

 

                                           mTR = ,                                               (2.21)

 

где mTR – мультипликатор трансфертов;

      МРС – предельная  склонность к потреблению;

      t – ставка пропорционального налога.

Разницу трансфертов  можно определить по формуле:

 

                                                 ΔTR =,                                                    (2.22)

 

где ΔTR – разница трансфертов;

      ΔY – изменение ВВП;

      mTR – мультипликатор трансфертов.

Основным звеном общегосударственной  финансовой системы является государственный  бюджет. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, который использует правительство для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства. Структуру бюджета составляют доходная и расходная части.

 

Доходы:

- самую большую часть  составляют налоги и налоговые  поступления;

- доходы от использования  госсобственности (аренда);

- доход от изъятия и  продажи ценных бумаг;

- внутренние и внешние  займы.

Расходы:

- расходы на гос. управление;

- на социально-экономические  цели;

- дотации предприятия;

- военные расходы;

- расходы на хоз. деятельность  государства;

- расходы на внешнеэкономическую  деятельность.

Бюджет (сопоставление доходной и расходной частей между собой) может иметь положительное сальдо (профицит), когда доходы превышают  расходы, отрицательное сальдо (дефицит), когда расходы превышают доходы и сбалансированный бюджет, когда доходы равны расходам сальдо бюджета равно нулю.

 

Используя данные п.2.1, определите:

  1. Как правительство должно изменить величину своих расходов для достижения потенциального уровня ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопросы:
    1. Что произойдёт с кривой планируемых расходов (покажите графически)?
    1. Какова величина мультипликатора государственных расходов?
    2. Как изменится сальдо государственного бюджета?
  1. Как должны измениться налоговые поступления для достижения потенциального уровня ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопросы:
    1. Что произойдёт с кривой планируемых расходов (покажите графически)?
    2. Какова величина мультипликатора налогов?
    3. Как изменится сальдо государственного бюджета?
  1. Как должны измениться трансферты для достижения потенциального уровня ВВП (при прочих равных условиях). Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопросы:
    1. Что произойдёт с кривой планируемых расходов (покажите графически)?
    2. Какова величина мультипликатора трансфертов?
    3. Как изменится сальдо государственного бюджета?

Какая из фискальных мер  наиболее эффективна?

 

 

Решение:

1.

  1. Кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину государственных закупок товаров и услуг.

Найдем координаты точки пересечения с осью Е по формуле:

 

                       Y= Ca + MPC*(Y – T – t*Y +TR) + I + G - ∆G,                   (2.23)

 

где Y – равновесный уровень дохода;

      Ca – автономное потребление;

      МРС – предельная  склонность к потреблению;

      Т – автономные  налоги;

      t – ставка пропорционального налога;

      TR – трансферты;

      I – автономные инвестиции;

      G – государственные закупки товаров и услуг;

      ∆G - изменения государственных расходов.

E = 80 + 0.8*(-35) + 60 + 90 – 59.52039 = 142.47961

Графически эта ситуация показана на рисунке 2.5 (Приложение )

  1. Определим величину мультипликатора государственных расходов по формуле (2.15):

  = 3.5714

Определим величину изменения государственных расходов по формуле (2.16):

= -59.52039

  1. Определим сальда государственного бюджета до и после проведения правительственной политики по формулам:

 

                   Сальдо 0 = Ta + t*Ye – (G + TR)                        (2.24)

где Та -  автономные налоги;

       t – ставка пропорционального налога;

      Y - равновесный уровень дохода;

      TR – трансферты;

      G – государственные закупки товаров и услуг.

 

              Сальдо 1 = Ta + t*Y* – (G +∆G + TR)                     (2.25)

где Та -  автономные налоги;

      t – ставка пропорционального налога;

     Y* - потенциальный уровень дохода;

     TR – трансферты;

     ΔG – изменение государственных закупок товаров и услуг;

     G – государственные закупки товаров и услуг.

Сальдо 0 = 50 + 0,1*721,4286 – (90 + 15)  = 17,14286

Сальдо 1 = 50 + 0,1*508,85747 – (90 – 59,52039 + 15) = 55,406137

Определим изменение  в сальдо государственного бюджета  по формуле:

 

                                      ∆ = Сальдо 1 - Сальдо 0                                       (2.26)

 

∆ = 55,406137 – 17,14286 = 38,263277

2.

  1. Кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину налогов.

Найдем координаты точки пересечения  с осью Е по формуле:

 

                       Y= Ca + MPC*(Y – T – t*Y +TR - ∆T*MPC) + I + G ,         (2.27)

 

где Y – равновесный уровень  дохода;

      Ca – автономное потребление;

      МРС – предельная  склонность к потреблению;

      Т – автономные  налоги;

      ∆T – изменение налогов;

      t – ставка пропорционального  налога;

      TR – трансферты;

      I – автономные  инвестиции;

      G – государственные  закупки товаров и услуг;

E = 80 + 0.8*(-35) + 60 + 90 = 142.480088

Графически эта ситуация показана на рисунке 2.6 (Приложение )

  1. Определим величину мультипликатора налогов по формуле (2.18):

                         = -2.857143

Определим величину изменения налогов по формуле (2.19):

= 74.39989

  1. Определим сальда государственного бюджета до и после проведения правительственной политики по формулам:

 

             Сальдо 2 = Ta + ∆Ta + t*Y* – (G + TR),                      (2.28)

где Та -  автономные налоги;

      ΔТа – изменение автономных налогов;

      t – ставка пропорционального налога;

     Y* - потенциальный уровень дохода;

     TR – трансферты;

     G – государственные закупки товаров и услуг.

Информация о работе Расчёт валового внутреннего продукта (ВВП) и других показателей системы национальных счетов