Разработка управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание

Целью работы является формулирование предложений по оптимизации управленческих решений в ООО «ЛОГИСТИК».
Задачи работы:
Изучение содержания оптимизации управленческих решений.
Рассмотрение факторов, принципов и подходов к изучению оптимизации управленческих решений.
Характеристика современных методов оптимизации управленческих решений.
Анализ особенностей разработки управленческих решений в ООО «ЛОГИСТИК».
Выявление направлений совершенствования оптимизации управленческих решений.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1…………………………………………………………………………….5
1.1. Эффективность как экономическое понятие................................................5
1.2. Виды обеспечения экономической эффективности....................................7
1.3. Качественные и количественные показатели эффективности решений...10
Глава 2……………………………………………………………………………15
2. Анализ особенностей разработки управленческих решений организации в ООО «ЛОГИСТИК».............................................................................................15
2.1 Организационно-управленческие условия возникновения оптимизации управленческих решений.....................................................................................15
Глава 3…………...……………………………………………………………….23
3. Анализ экономической эффективности по конечным результатам.............23
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список литературы................................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

 −управленческий  труд, в том числе по выработке  и принятию решений, преимущественно  творческий, трудно поддающийся  нормированию и учету из-за  различных психофизиологических  возможностей людей; 

 −фактические  результаты, как и затраты на реализацию конкретного решения, далеко не всегда можно учесть количественно из-за отсутствия соответствующей документации;

 −реализация  решения сопряжена с определенными  социально- психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономических;

 −результаты  реализации решений проявляются  опосредованно через деятельность  коллектива предприятия в целом,  в котором сложно выделить  долю затрат труда управленческого.  В итоге отождествляются результаты  труда разработчиков решений и исполнителей, на которых направлено управленческое воздействие;

 −из-за существующих  трудностей нередко отсутствует  текущий контроль за реализацией  решений, в результате деятельность  оценивается за прошедший период, устанавливается ориентация на будущее с учетом факторов, оказавших влияние в прошлом, хотя в будущем они могут и не проявиться;

-затрудняет  оценку эффективности решений  и временной фактор, поскольку  их реализация может быть как  оперативной (сиюминутной), так и  развернутой во времени (в течение дней, недель, месяцев и даже лет).

 Динамизм  хозяйственной жизни может привносить  нюансы в совокупности, искажающие  величину ожидаемой результативности  решений; 

 −затруднено  и количественное выражение характеристик  качества решений как основной предпосылки их эффективности, а также действий и взаимодействия отдельных работников[10].

 Спектр причин, затрудняющих количественную оценку  управленческих решений, достаточно  широк. Тем не менее, теорией  и практикой управления разработаны некоторые методологические подходы и методические приемы для ее проведения.

 При всех  сложностях оценки эффективности  управленческого труда в большей  мере разработаны теоретико-методологические  и методические приемы оценки  эффективности отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированных систем управления и др.

 До недавнего  времени для характеристики экономической  эффективности управления на  государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель – национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли – показатель производительности труда, на уровне предприятия – прибыль.

 Один из  известных подходов к оценке  эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.

Для оценки экономической  эффективности управления в широком  смысле используются обобщающие показатели:

 Частных  показателей экономической эффективности деятельности трудового коллектива очень много. Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

 Обобщающими  показателями социальной эффективности  в широком смысле могут быть:

 −степень  выполнения заказов потребителей;

 −доля объема  продаж фирмы на рынке и  др.

 Частными  показателями социальной эффективности  являются:

 −своевременность  выполнения заказа;

 −полнота  выполнения заказа;

 −оказание  дополнительных услуг; 

 −послепродажный  сервис и др.

 Частные  показатели:

 −доля административно-управленческих  расходов в общей сумме затрат  предприятия; 

 • доля  численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии;

 • нагрузка  управляемости (фактическая численность  работающих на одного работника  аппарата управления) и др.

 Обобщающими  показателями социальной эффективности  в узком смысле являются:

 • доля  решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;

 • количество  работников, привлеченных к разработке  управленческого решения. 

 К частным  показателям социальной эффективности  относятся: степень технической  оснащенности управленческого труда,  текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 

Глава 2

2. Анализ особенностей  разработки управленческих решений  организации в ООО «ЛОГИСТИК» 

2.1 Организационно-управленческие  условия возникновения оптимизации  управленческих решений 

 

Объектом исследования данной работы является общество с  ограниченной ответственностью ООО  «ЛОГИСТИК» является коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в  соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ. Основной вид деятельности– оказании логистических услуг полного цикла в Новокузнецке, Кемеровской области и регионах России, на базе складских комплексов класса «А», в том числе:

  1. Ответственное хранение с обработкой
  2. Предпродажная подготовка
  3. Организация складских комплексов
  4. Услуги доставки

Общие складские площади – около 30 тыс.м2.

Среднегодовая численность работников составила 150 человек. 
      В 2010 г. предприятие получало стабильный доход от своего основного вида деятельности, то есть предприятие «ЛОГИСТИК» в данном периоде является прибыльным. Рентабельность – 15%. Ежегодный прирост прибыли -19%. 
      Миссия ООО «ЛОГИСТИК»: «Всеми силами способствовать развитию наших клиентов и расти вместе с ними» 
     Проанализируем внешнюю и внутреннюю среду предприятия. 
    Экономическая компонента макроокружения организации. Ситуация на рынке транспортно-логистических услуг России в ближайшие два года будет определяться динамикой экономического развития страны и прежде всего промышленного производства и оборота розничной торговли, темпы роста - 
которых напрямую коррелируют с динамикой грузоперевозок и спросом на комплексные логистические услуги. Объем рынка логистических услуг напрямую зависит от объема потребления товаров населением и производителями. Если снижается потребление, то меньше товара ввозится, хранится и незачем столько товаров производить. Текущее тяжелое положение в экономике страны и мира привело к снижению спроса на логистические услуги в связи с проблемами у клиентов и заказчиков логистических операторов. Современные тенденции оказывают отрицательное влияние. 
    Правовая составляющая ООО «ЛОГИСТИК» включает в себя Конституцию, законы и подзаконные акты как федерального, так и областного значения, постановления, которые регулируют деятельность юридических и физических лиц на всей территории страны. Правовая компонента макроокружения достаточно разработана и в полной мере соответствует нормальному функционированию организаций в современных условиях и положительно влияет на исследуемую организацию. 
    Социальная составляющая ООО «ЛОГИСТИК» характеризуется следующими тенденциями. Складывающаяся в социальной сфере ситуация оказывает значительное влияние на ООО «ЛОГИСТИК», так как развитие отрасли напрямую зависит от уровня потребления населения, что, в свою очередь, зависит от многих факторов, в частности, от уровня жизни, безработицы и т.д. Социальную обстановку вокруг ООО «ЛОГИСТИК» можно охарактеризовать как отрицательную. 
    Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Логистика, как система управления развивается на основе современных технических и технологических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления. В целом в нашей стране - 
технологический уровень в области логистики низкий. Компания ООО «ЛОГИСТИК» использует передовые технологические решения и на этом фоне ООО «ЛОГИСТИК» имеет очевидное преимущество. 
    Данная компонента оказывает двоякое влияние на ООО «ЛОГИСТИК». С одной стороны, при развитии технологий и повсеместного ее применения в фирмах-конкурентах снижается конкурентное преимущество ООО «ЛОГИСТИК», обладающего на данный момент самыми современными технологиями обработки товара и взаимодействия. С другой стороны, внедрение новых технологических достижений оказывает положительное влияние на ООО «ЛОГИСТИК», но положительный эффект от внедрения передовых технологий может рассматриваться только в очень длительной перспективой.  
   По результатам анализа внешней среды составим список внешних возможностей и угроз, проранжированныв по убыванию степени их воздействия на организацию (табл.1). 
Таблица 1. - Внешние возможности и угрозы

 

 
п/п

 
Возможности

 
Угрозы

 
1.

 
Развитие технологии

 
Потребительская активность

 
2.

 
Уровень безработицы

 
Динамика эконом развития страны

 
3.

 
Средняя заработная плата

 
Курсы валют


 
Объектами анализа внешней  среды прямого воздействия являются: структура и динамика отрасли  и отдельных рыночных сегментов; позиция организации на рынке  среди конкурентов. 
    Отрасль. Географические границы рынка логистических услуг определяются границами Российской Федерации. То есть клиенты компаний могут получить логистические услуги на всей территории страны, а также за ее пределами. Стоимостной объем рынка складских услуг в 2010 возрос с $1,9 млрд. до $2,4 млрд., среднегодовой прирост - 13% (на уровне инфляции). Доходность бизнеса уменьшилась. Из-за давления долларовых ставок благодаря -нестабильному курсу доллара, а так же в связи с падением стоимости логистических услуг многие логистические операторы балансируют между разорением и в лучшем случае управляемыми посильными убытками от своей деятельности. Тенденция снижения рентабельности в перспективе будет стимулировать более агрессивное поведение компаний и рост конкуренции на рынке. 
    К движущим силам данной отрасли можно отнести: изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли; технологические изменения; маркетинговые инновации; изменение потребительских потребностей и предпочтений. 
    Потребители в области логистических услуг - это компании, владельцы товаров, дистрибьюторы или производители, нуждающиеся в хранении товара и его доставке от/к месту хранения - это Клиенты логистический провайдеров. Нельзя сказать, что какие то компании ушли с российского рынка, просто в связи с кризисом прошла перегруппировка и оптимизация объемов поставляемой и складируемой продукции.  
   Тем не менее, компании ООО «ЛОГИСТИК» имеет полный комплект клиентов, заполненность склада составляет 95-100% (в среднем по рынку у разных компаний разная наполняемость от 50 до 75% склада арендуемого оператором). В разработке находятся еще порядка 30 потенциальных клиентов, которыми компания собирается заполнить следующий склад, вводимый в эксплуатацию в 2011 году.  
   Степень внутриотраслевой конкуренции. Наиболее ожесточенная конкуренция возникает в области складской логистики, так как это область, наиболее освоенная российскими компаниями. Среди компаний предоставляющих более широкий спектр услуг рынок сегментирован ( медицина/ супермаркеты/ автозапчасти и проч), не насыщен и развитие в этой области происходит в соответствиями с темпами наращивания своих возможностей операторами. У ООО «ЛОГИСТИК» имеющего полный спектр услуг конкурентов заметно меньше, чем в среднем по рынку. 
    Вероятность появления новых конкурентов - новых компаний - из-за высокого порога входа на рынок считается маловероятным. Серьезно может рассматриваться только выход на российский рынок крупных иностранных компаний.  
    Поставщиками в нашем случае являются поставщики техники, оборудования, WMS систем, а так же поставщики складских площадей (арендодатели). Основной проблемой для арендодателей стало сокращение объемов финансирования проектов со стороны банков и инвестиционных фондов. Темпы прироста складских площадей снизились более чем в два раза. Что касается поставщиков оборудования и информационных систем, то общее ухудшение финансовой ситуации - приводит к снижению цен, что в данном случае является хорошим фактором. 
    В качестве товаров-заменителей может рассматриваться управление логистикой предприятий собственными силами самого предприятия. В связи с кризисом в целях экономии средств некоторые компании отказываются от услуг логистических операторов, несмотря на связанное с этим переходом снижение качества логистической цепочки.  
    Анализ внутренней среды. 
   Общее управление - Компания имеет четкую, но гибкую систему управления, настроенную на клиентоориентированном подход и центральном управлении сетью складов. 
    Производство и технология - в соответствии с внутренними принципами, все оборудование, техника приобретаются только новыми и обслуживаются авторизованными сервисными компаниями, это обеспечивает бесперебойную работу. Информационные системы, так же, обслуживаются сотрудниками, прошедшими обучение у производителя программного обучения. Постоянно ведется оптимизация технологических процессов. 
    Финансы - компания не имеет финансовых задолженностей и кредитной истории, что в условиях финансового кризиса является несомненным плюсом. Все денежные средства являются собственными (владельцев компании). 
   В области кадров и персонала присутствует некоторая текучесть персонала, особенно складского персонала, что, в принципе, является характерным для данной отрасли. Но, тем не менее, ведется постоянная работа по совершенствованию мотивационной программы персонала, учитывающей качество работы и производительность труда, по улучшению системы поиска и отбора персонала. За последние 2 год удалось повысить производительность труда на 67% за счет оптимизации технологических процессов и программы обучения и мотивации персонала. 
    Маркетинг - из-за высокой специализации предлагаемых услуг рекламные акции, направленные на массовую аудиторию неэффективны, поиск клиентов и система развития бизнеса не систематизирована. 
    Полученные результаты анализа внутренней среды организации представим в виде списка сильных и слабых сторон организации, упорядоченных по убыванию степени их значимости (см. табл.2). 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. - Сильные  и слабые стороны организации

 

 
п/п

 
Сильные стороны

 
Слабые стороны

 
1.

 
Отсутствие внешней кредитной задолженности кредитов

 
Отсутствие эффективной маркетинговой  политики

 
2.

 
Устойчивые финансовые показатели

 
Малая известность на рынке

 
3.

 
Сильная и опытная команда руководяшего состава

 
Отсутствие налаженной системы поиска клиентов

 
4.

 
Работа по KPI

 
Текучесть складского персонала

 
5.

 
Эффективность за счет использование  передовых технологии и техники

 

 

 
6.

 
Широкий спектр услуг

 
7.

 
Собственный парк погрузо-разгрузочной техники 
 
и складского оборудования

 
8.

 
Автоматическая схема документооборота, учитывающая Российское законодательство, но не требующая содержания административно-учетного отдела даже для крупных клиентов

 
9.

 
Отсутствие тяжелого административного  персонала и бюрократических  издержек крупных компаний

 
10.

 
Удобное расположение


 

 
   К ключевых факторах успеха организации на данный момент можно отнести такие факторы как ориентированность на клиентов, высокое качество предоставляемых услуг, большой опыт в оказание подобных услуг. 
    Стратегический потенциал ООО «ЛОГИСТИК» заключается в развитии нового направления: предоставление транспортных услуг и развитие внешнеэкономический деятельности (ВЭД).

 

 

 

 

 

Глава 3

Анализ эффективности управленческих решений

 
    Анализ - это совокупность показателей, объективно характеризующих состояние предмета исследования. Из этого экономическая оценка будет заключаться в анализе совокупности экономи-ческих показателей, объективно характеризующих финансово-экономическое состояние предмета исследования. Производной от экономической оценки можно назвать оценку экономической эффективности, то есть анализ показа-телей отражающих в динамике соотношение затрат на реализацию решения и финансовых результатов решения. Такая оценка иллюстрирует эффект дос-тигнутый при реализации анализируемого решения. 
   «Эффективность (от лат. effectivus - действенный, производительный, дающий результат) характеризует функционирование различных систем, процессов, явлений»9. Эффективность ключевой стимул предпринима- 
теля.  
    Прежде всего, рассмотрим понятие «эффективность управленческого решения» в системе близких по смыслу категорий «эффективность управления» и «эффективность управленческого труда». 
    Обычно эффективность системы управления определяется через результаты функционирования управляемого объекта, а они в свою очередь – по степени достижения поставленной цели. При таких условиях оценка уровня управления организацией осуществляется на основе таких показателей, как объем производства товаров или услуг, объем продаж, полученная прибыль, производительность труда, уровень рентабельности и т.п.  
    В современных работах по эффективности решений часто встречаются понятия абсолютной и сравнительной, или относительной, эффективности. Разные авторы толкуют их по-разному.  
 
Э = Р / 3 
Э - абсолютная экономическая эффективность 
Р - экономический результат 
3 - затраты на достижение этого результата 
    В таком виде понимают абсолютную экономическую эффективность. 
    Относительная экономическая эффективность представляет собой разность результатов и затрат. По своей сути это доход от проведе-ния экономического мероприятия, другими словами, эффект. 
Е = Р - 3  
Е - эффект. 
Р - экономический результат 
3 - затраты на достижение этого результата 
    Как мы уже отмечали в параграфе 1.2, рентабельность производства ООО «ЛОГИСТИК» – 15%, ежегодный прирост прибыли -19%. Деятельность предприятия по данным показателям прибыльна. 
    Однако такой метод при всей его логической обоснованности и простоте имеет и серьезные недостатки. Во-первых, эффективность управления отождествляется с эффективностью производства. Между тем одинаковые технико-экономические результаты могут быть достигнуты при разных уровнях организации управления, поэтому оценить указанным способом эффективность каждой конкретной системы управления и, тем более, ее подразделений и отдельных работников не представляется возможным. Во-вторых, при таком подходе не принимается во внимание фактор времени - определенный временной лаг между управляющим воздействием и его результатом, (решение может быть принято одним руководителем, а его положительный результат, проявившийся через некоторое время, будет использован другим). 
    При оценке непосредственных результатов деятельности управляющей системы необходимо исходить из того, что управление может рассматриваться как своеобразное производство, продуктом труда в котором является управленческое решение. Поэтому вполне обоснованно считать, что эффективность принимаемых решений может служить средством измерения эффективности деятельности всего аппарата управления. Таким образом, оценивая эффективность принимаемых решений, можно следить за эффективностью управляющей системы. 
    Понятие эффективности управленческого решения (в отличие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации. Дело в том, что эффективность решения заключается не столько в его абсолютной правильности, сколько в том, что, будучи последовательно и в срок реализовано, оно, благодаря своей правильности, достигнет поставленной цели. Следовательно, эффективность управленческих решений обусловливается как качеством самих решений, так и качеством их осуществления.  
    Между тем, как свидетельствует практика управления в ООО «ЛОГИСТИК», далеко не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки (по оценкам их удельный вес в общем числе принятых, составляет около 30 %). Кроме того, часть реализованных решений не дает ожидаемого результата, т.е. оказывается недостаточно эффективной. Экспертные оценки самих руководителей свидетельствуют, что таких решений в их практике не менее 25 %. Каковы же наиболее существенные причины этого явления? Конечно, это как дефекты самого решения, вызываемые неполнотой информации, некомпетентностью ЛПР или недостатком времени для тщательной разработки альтернатив, так и плохая организация его выполнения и, прежде всего несогласованность и отсутствие контроля.  
    Управленческое решение можно считать экономически эффективным, если оно наиболее полно обеспечивает достижение поставленной предприятием цели, с наименьшими затратами и своевременно. При этом решение должно быть обоснованно, исполнители должны понимать причины, выбора именно -этого варианта и должны верить реалистичность его осуществления. Принятое решение должно быть эффективным и соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего.  
    Отметим, что принятие решений на предприятии осуществляется, как правило, интуитивными методами. Однако широко применяется метод анализа. 
    Проводимый экономический анализ – это преимущественно ретроспективный анализ (оперативный, итоговый). 
    Применяются следующие способы анализа: Логические способы обработки информации; Способы детерминированного факторного анализа; Способы стохастического факторного анализа. 
     Уровень информации – высокий – наличие планов, смет, полнота бухгалтерской и статистической отчетности, ее достоверность. 
    Результаты анализа предоставляются в виде рукописного отчета произвольной формы. Рассматриваются различные альтернативные варианты решения проблем, в том числе как основанные на данных экономического анализа, так и на основе опыта и интуиции руководства. 
    Таким образом, на основании количественных методов можно сделать вывод об оптимальности принимаемых решений. В ООО «ЛОГИСТИК» по данному критерию качество решений удовлетворительное. Однако по экспертным оценкам руководителей присутствуют дефекты самого решения, вызываемые неполнотой информации, некомпетентностью ЛПР или недостатком времени для тщательной разработки альтернатив, так и плохая организация его выполнения и, прежде всего несогласованность и отсутствие контроля. В результате чего далеко не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки (их удельный вес в общем числе принятых, составляет около 30 %), кроме того, 25% реализованных решений не дает ожидаемого результата, т.е. оказывается недостаточно эффективной.

Информация о работе Разработка управленческих решений