Развитие конкуренции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:58, реферат

Описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции…………………………….5
1.2 Функции конкуренции…………………………………………………………6
1.3 Виды конкуренции……………………………………………………………..6
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…10
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………….10
2.2 Монополистическая конкуренция……………………………………………11
2.3 Олигополия…………………………………………………………………….11
2.4 Чистая монополия……………………………………………………………..14
Глава 3. Особенности конкуренции в России………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ 2.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И 

НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ  В Г. ИВАНТЕЕВКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 
 
 

КАФЕДРА ОБЩИХ  ГУМАНИТАРНЫХ, МАТЕМАТИЧЕСКИХ

И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ « ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 

НА ТЕМУ 

«РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                Научный руководитель

                                                                                                                                к.э.н., доцент

                                                                                                                             

                                                                                                                                _________________ Дубаневич Л. Э.

         

                                                                                                                              «____»___________________2011 г. 
 

                                                                                                                             Выполнила:

                                                                                                                             Студентка 2 курса

                                                                                                                             Специальность: Бухгалтерский учет,

                                                                                                                                                           анализ и аудит          

                                                                                                                             Заочной формы обучения 

                                                                                                                           Жукова Виктория Андреевна 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Ивантеевка, 2011 

                                                       СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………5 

1.1 Понятие и  условия возникновения конкуренции…………………………….5

1.2 Функции конкуренции…………………………………………………………6

1.3 Виды конкуренции……………………………………………………………..6

Глава 2. Модели рынков совершенной  и несовершенной  конкуренции…10

2.1 Совершенная  (чистая) конкуренция………………………………………….10

2.2 Монополистическая конкуренция……………………………………………11

2.3 Олигополия…………………………………………………………………….11

2.4 Чистая монополия……………………………………………………………..14

Глава 3. Особенности конкуренции  в России………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  использованной литературы…………………………………………25

 

ВВЕДЕНИЕ

    Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

    При рассмотрении структурной организации  рынка определяющее значение имеет  количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

    Процесс становления рыночной экономики  довольно длителен и неотделим от становления и развития нормальной конкуренции. Поэтому необходимо терпение и понимание всего процесса. Чтобы развить приличную рыночную экономику, необходимо, в первую очередь, позаботится о развитии конкуренции, т.к. рынок и конкуренция неотделимы друг от друга.                                         Конкуренция - один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявиться. «Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг».1

      Конкуренция - это центр тяжести  всей системы рыночного хозяйства,  тип взаимоотношений   между   производителями по поводу установления цен и  
 

объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция  служит лучшему обеспечению рынка товарами.

    Рыночный  характер экономических отношений  означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует  через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность  цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

    Таким образом, конкуренция - это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом.

    Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время стало важной задачей государственного регулирования экономики. Поэтому, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в моей  работе.

    Целью данной работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция», обзор видов конкуренции, а также  рассмотрение конкуренции в условиях России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Глава 1.

                                                 КОНКУРЕНЦИЯ.

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

    1.1 Понятие и условия  возникновения конкуренции

    Конкуренция - это соперничество, экономическая  борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила прибыль.     

    Конкуренция принуждает производителей учитывать  интересы потребителя, а значит, и  интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. «Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?»2

    При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

    Таким образом, производители вынуждены  постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения  
 

ассортимента  высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.

                             1.2 Функции конкуренции

        Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеют спрос.

       Это называется функцией размещения.

    Инновационная функция конкуренции заключается  в стимулировании внедрения достижений    науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения   качества продукции и услуг, и т.д.

    Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов  и прибыли   наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукции и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

    Конкуренция является инструментом (средством), которое  препятствует возникновению и существованию   устойчивой  монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену.

    Но  конкуренция  предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких  продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией. Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравниванию спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда    должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует  достижению компромисса между продавцами и покупателями.

      Конкуренция поддерживает общественно  нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство  

того  или иного товара, т.е., когда на рынке установится равновесная  цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются»3. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

    Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит «уравнительницей» цен, то можно  сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии.

Информация о работе Развитие конкуренции в России