Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:58, реферат
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции…………………………….5
1.2 Функции конкуренции…………………………………………………………6
1.3 Виды конкуренции……………………………………………………………..6
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…10
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………….10
2.2 Монополистическая конкуренция……………………………………………11
2.3 Олигополия…………………………………………………………………….11
2.4 Чистая монополия……………………………………………………………..14
Глава 3. Особенности конкуренции в России………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………25
Следовательно, конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.
1.
по методам осуществления,
2. по отраслевой принадлежности,
3. по степени свободы.
По
методам осуществления
Ценовая конкуренция - стремление добиться успеха за счет снижения цен, должна базироваться на снижении себестоимости продукции; искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, не допускается; предложение цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других товаропроизводителей. Для достижения этой цели предприятие должно снизить издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли.
Неценовая конкуренция
основана на продаже товаров более высокого
качества и надежности, достигаемых благодаря
техническому превосходству, использование
любых законных средств, кроме снижения
цен, с целью привлечения новых потребителей.
К методам неценовой конкуренции относятся
реклама, маркетинг и инновации (обновление)
продукта, конкуренция, при которой товаропроизводитель
улучшает потребительские свойства товара,
оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром
борьбы между товаропроизводителями становятся
такие неценовые параметры продукции,
как ее новизна, качество, надежность,
перспективность, соответствие международным
стандартам, дизайн, удобство обслуживания
и др., конкуренция, которая осуществляется
посредством совершенствования качества
продукции и условий ее продажи (сбыта).
Неценовая конкуренция осуществляется
по разным направлениям: совершенствование
технической
стороны
товара и улучшение
По отраслевой принадлежности различают внутри - и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Совершенная конкуренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Свободный вход на рынок и выход с него. Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.
В
условиях монополистической
конкуренции количество фирм 25-70. Каждая
фирма выпускает свой собственный продукт,
а все вместе - товары одной товарной группы.
Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько
отличается от товаров той же группы, выпускаемых
другими фирмами. Это, как правило, товары
или услуги одного назначения - прохладительные
напитки, лекарства, бензин разных марок
и т.п. Товары группы являются близкими
заменителями, но отличаются один от другого
качеством исполнения, упаковкой, дизайном,
товарным знаком, послепродажным обслуживанием
и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая
фирма является единственным производителем
своего товара и в этом смысле монополистом.
Итак, мы видим, что образуется видовое
многообразие в понятии конкуренция вследствие
существования различных моделей рынка
и от условий классификации.
Глава 2.
МОДЕЛИ РЫНКОВ СОВЕРШЕННОЙ
И
НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала. По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции. Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1.
на рынке большое количество
покупателей и продавцов,
2.
тождественная,
3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
4.
наличие полной и доступной
информации для участников
Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая
конкуренция - самый распространенный
тип рынка, наиболее близкий к
совершенной конкуренции. Возможность
для отдельной фирмы
Основные характеристики монополистической конкуренции:
1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
2.
эти фирмы производят
3.
сохраняются возможности
Неценовая
конкуренция - главное оружие монополистической
конкуренции. Особое значение в ней
приобретает реклама. Проникновение
на рынок монополистической конкуренции
довольно легкое; достаточно предложить
товар со свойствами, которые заинтересуют
покупателя. Монополистическая конкуренция
свойственна реально существующим рынкам.
Она помогает покупателю наиболее полно
удовлетворить потребности, активизирует
торговлю и производство.
2.3
Олигополия
Олигополия
- это рынок, на котором доминирует несколько
крупных фирм, т.е. несколько продавцов
противостоят множеству покупателей (от
трех до десяти фирм). Крупнейшие, из оставшихся,
получают возможность влиять на рыночную
цену.
Характерная
особенность
Критерий олигополии состоит не столько в малом количестве продавцов на данном рынке, сколько в намерениях этих продавцов: каждый продавец задается вопросом, каково будет воздействие его решения вопроса "цена-количество" на поведение других фирм и какова будет их реакция. Таким образом, олигополист руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов. В рамках отрасли существует взаимозависимость цены и объемов продаж, и эта взаимозависимость признается и остро ощущается олигополистами. Прибыль фирм обусловлена трудно доступностью выхода на рынок для конкурентов. Степень доступности зависит от величины капиталовложений и контроля действующего производителя над технологией.
Олигополия способна оказывать сдерживающее влияние на развитие научно-технического прогресса. На рынке складывается ситуация, когда для всех сторон не выгодно прибегать к крупномасштабным изменениям, так как это может привести к снижению прибыли и нет определенности в том, кто сможет получить выгоду от этих изменений. Поэтому существует больше оснований, что стороны скорее всего постараются договориться о ценах и объемах производства.
Можно выделить несколько типов олигополистических ситуаций:
- Совместная координация, картель. Цена и продукция отрасли и каждой фирмы, примкнувшей к картелю, определяется единым для картеля органом с целью максимизации совместной прибыли;
- Сговор. Олигополистические фирмы соглашаются открыто, либо молчаливо применять цену, максимизирующую совместную прибыль; они делят рынок согласованно или согласно предпочтению покупателей их продукции, и каждая получает прибыль, соответствующую ее продажам;
- Нескоординированная олигополия. Характеризуется неуверенностью олигополистов в отношении поведения своих соперников из-за отсутствия договоренности или достаточного знания типичной реакции конкурентов. В этом случае отмечается жесткая конкуренция в области цен.
Фирмы действительно очень часто прибегают к различного рода сговорам и соглашениям, но стимулы конкуренции настолько велики, что вскоре тот или иной участник постарается обойти условия соглашения. Поэтому часто это приводит к тому, что конкуренция обретает самые жесткие и бескомпромиссные формы. К этому можно добавить, что не существует идеального соглашения, условия которого могли бы устроить каждую из сторон, учитывали бы динамично меняющиеся реалии экономических отношений. Соглашения между конкурирующими продавцами обычно не имеют юридической силы и не только не встречают поддержки со стороны государства, а наоборот подпадают под всевозможные ограничения и запреты.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера.
Поскольку
продукцию производят крупные предприятия,
затраты на производство за счет эффекта
масштаба снижаются. В условиях олигополии
неценовые методы конкуренции - от рекламы
до экономического шпионажа - оказываются
эффективнее, поэтому используются чаще.
Вступление в олигополистический рынок
ограничено. Нужны значительные капитальные
вложения, чтобы создать предприятие,
способное противостоять фирмам, уже контролирующим
данный рынок. При олигополистической
конкуренции фирма в состоянии контролировать
два основных параметра своей деятельности
- цену и объем выпуска продукции или оказания
услуг, ей выгодно меньше производить
и в большей степени завысить цену.
2.4 Чистая монополия