Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:01, курсовая работа
Монополия – тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это – монопсония. Монопсонией может являться государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Рассматривая модель монополии, предположим, что не существует диверсификации цен – продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продаёт по единой цене.
План:
Введение
1. Сущность естественной монополии.
1.1Виды монополий.
1.2 Понятие естественной монополии и её признаки.
1.3 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии
1.4 Ценообразование в условиях естественной монополии.
1.5 Роль естественной монополии в экономике страны.
2. Реформирование естественных монополий в современной России:
2.1 Реформа в электроэнергетике
2.2 Реформирование в газовой отрасли
2.3 Реформа железнодорожного транспорта
Заключение
Литература
В
инфраструктурной отрасли можно выделить
две составляющих: производство продукта
(услуги) и сетевое обслуживание. Традиционно
эти элементы рассматривались как ‘носители
фундаментального свойства естественной
монополии, когда функции издержек таковы,
что при всех существующих уровнях спроса
производство одной фирмы обходиться
дешевле, чем конкуренция между двумя
или более фирмами’[дерябина 105]. В настоящее
время под влиянием технических и технологических
новшеств, которые позволяют создавать
независимые предприятия, действующие
на конкурентной основе, подобные представления
применительно к стадии производства
стали “размываться”. Но сетевая стадия
продолжает оставаться монопольной, а
от сюда появляется возможность поддержания
“своего” производителя и дискриминация
других./ На стадии производства теряется
выгода от конкуренции, а прибыль на монопольной
сетевой стадии будет увеличиваться за
счёт общества.
Основные признаки естественных монополий:
1)
Производство продукции
2) наличие высоких барьеров для входа новых фирм в отрасль, при которых обществу выгоднее иметь лишь одну фирму. “Высота” упомянутых барьеров определяется объёмом необходимых инвестиций, которые нужны для создания инфраструктурной сети. Эти вложения всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы экономики, что обусловлено длительными сроками окупаемости, а так же высоким уровнем рисков и продолжительным периодом амортизации основных фондов, наличием многочисленных регулирующих органов в данной сфере деятельности. Издержки, связанные со строительством таких сооружений, столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится. Это признак не только естественной монополии, но и монополии в целом.
3)
важнейшим признаком
4) общественная важность блага, соображения экономической выгоды для государства и населения, а так же национальной безопасности. Некоторые предприятия могут быть защищены от конкуренции по политическим мотивам для гарантирования стабильной доходности услуг, важных с позиции общественных интересов.
5) сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяжённых в пространстве сетей, в том числе организационной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени.
1. Субъекты естественной монополии - это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом - это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (электрических, трубопроводных и т.п.). Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» прямо назывались коммерческие и некоммерческие организации как субъекты государственного регулирования. Таким образом, можно предположить, что субъектами естественных монополий могут быть и те, и другие.
Руководитель субъекта естественной монополии - лицо, уполномоченное выступать от имени субъекта естественной монополии.
2. Потребители
- это любые юридические и физические
лица, в том числе индивидуальные предприниматели,
приобретающие товары (услуги), производимые
(реализуемые) субъектами естественных
монополий. Понятие «потребитель» здесь
используется в широком смысле слова,
оно не совпадает с трактовкой, данной
в Законе РФ «О защите прав потребителей».
1.4
Ценообразование в условиях
естественной монополии.
На рисунке 1 показаны параметры издержек естественной монополии. Приведены кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек спроса ( D )пересекает кривую долгосрочных средних издержек ( LAC ) в точке E2 , когда средние издержки всё ещё понижаются.
Если отрасль – естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q 1 и P1 соответственно точке ( E), где пересекаются долгосрочные предельные издержки ( LMC) и предельный доход (MR), т.е. в условиях максимизации прибыли монополистом.
Так как в этом положении цена (P1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль прямоугольника P1E1MPM , а цена значительно превышает предельные издержки.
С точки зрения общества, оптимальная деятельность отрасли соответствует уровню точки E3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т.е. с кривой спроса D. Объёмы выпуска продукции ниже Q3 не эффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объём производства продукции ( кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса ( кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объёме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка E3 не может быть точкой долгосрочного равновесия , так как соответствующая ей цена ниже величины LAC, а не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли.
Минимизация LAC на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов и отсутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товар с D до D1.
Экономия
на масштабе производства защищает естественные
монополии от опасности появления конкурентов
до тех пор, пока новая технология не позволит
ввести эффективное производство в меньших
размерах.
Рисунок
1. Ценообразование
в условиях естественной
монополии.
Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эффективного производителя, этот производитель приобретает огромную рыночную власть, назначая ценны, на много выше, а объём выпуска ниже оптимальной для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведёт к повышению цен в отраслях, использующих продукт той фирмы в качестве ресурса, т.е неэффективность естественного монополиста распространяется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей.
(
учебник –курс экономической теории)
1.5 Роль естественных монополий
.
Для
государства – естественные монополии
это важнейший
Естественные монополисты способны существенно влиять на экономический рост и увеличивать его темпы (например, за счет стабильности в стоимости энергоресурсов, транспортных перевозок железной дорогой). Заключение долгосрочных соглашений между монополистами, “а так же их интеграция по производственной цепочке предполагают создание основы для роста внутреннего рынка и повышения инвестиционной привлекательности экономики на мировом рынке”.(костенко 2008)
Естественные монополии, являясь крупнейшими предприятиями в стране и производя существенную часть ВВП в стране:
-
выступают в качестве
- играют стабилизирующую роль в экономике.
-
оказывают определяющее
Стратегическим направлением развития естественных монополий является образование и развитие глобальных альянсов.
Естественные
монополии – это целые
Современная ситуация на российском рынке такова, что роль естественных монополий в экономике страны является доминирующей. Определённым агрегированным показателем влияния естественных монополий на экономику следует считать их вклад в инфляцию. По расчетам экспертов Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), вклад естественного монопольного сегмента в России в рост индекса потребительских цен составляет не менее 1/3. [костенко 2008]
Особая
роль естественных монополий обусловлена
целым набором специфических факторов,
присущих нашей стране (природный, климатический,
географический, геополитический и др.).
Эти факторы обуславливают необходимость
организации огромной территории России
в единое целое экономическое пространство,
обеспечения энергетического, транспортного
оборонного единства страны. Данную задачу
во многом решают именно крупные инфраструктурные
предприятия естественных монополий,
приобретая государствообразующий характер
в условиях России, выступая связующим
звеном национальной экономики и государства.
[костенко 2008]