Реформирование естественных монополий в современной России: цели, формы, ожидаемые результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание

Монополия – тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это – монопсония. Монопсонией может являться государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Рассматривая модель монополии, предположим, что не существует диверсификации цен – продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продаёт по единой цене.

Содержание

План:
Введение
1. Сущность естественной монополии.
1.1Виды монополий.
1.2 Понятие естественной монополии и её признаки.
1.3 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии
1.4 Ценообразование в условиях естественной монополии.
1.5 Роль естественной монополии в экономике страны.
2. Реформирование естественных монополий в современной России:
2.1 Реформа в электроэнергетике
2.2 Реформирование в газовой отрасли
2.3 Реформа железнодорожного транспорта
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)
  1. Реформирование  естественных монополий  в современной  России.
 

     Ещё в 1990-е годы во многих странах осуществлялись фундаментальные преобразования в ряде отраслей, традиционно находившихся в государственной или муниципальной собственности,– электроэнергетике, газоснабжении, железнодорожном и трубопроводном видах транспорта, телекоммуникациях, в сфере жилищно-коммунальных услуг. Основные  тенденции реформирования  сводятся к следующему.

     Уменьшение  жёсткости государственного управления отраслями естественных монополий за счет государственно-частного партнёрства на базе объединения ресурсов государства и бизнеса. Речь идет о таких формах этого партнёрства, как концессии, делегирование функций специализированного управления, коммерциализация, государственные и муниципальные заказы и контракты и т.д.

     Структурное вычленение собственно монопольного “ ядра” как  ключевой составляющей естественной монополии и его  организационное отделение от потенциально конкурентных звеньев, способных по правилам рынка работать (разделение крупной монополии на так называемые бизнес-дивизионы с раздельным учётом деятельности).

     Воздействие процессов глобализации на традиционное ограничение конкуренции в естественно монопольных отраслях. При расширении экономического пространства и географических масштабов рынка монополизм (даже естественный) в свою очередь, ограничивается возникающей конкуренцией, у потребителя появляется больше возможностей выбора поставщика.  (дерябина).

     Определяющая  роль естественных монополий в экономике  и их место в системе экономических  отношений проявляется во взаимодействии между ними и государством. Государство, выполняя функцию выразителя и исполнителя общественных интересов, должно устанавливать для них правила игры, учитывая их особые функции. Для регулирования цен или установления стандартов на предоставляемые услуги правительство часто образует комиссии в отношении естественных монополий. В России, как уже говорилось выше, очень высоко влияние естественных монополистов, поэтому для выработки подхода регулирования этих влиятельных гигантов правительство прибегает к зарубежному опыту реформирования и регулирования естественных монополий.

     При всём разнообразии путей и результатов  реформирования естественно-монопольных  рынков в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить ряд общих  черт. Во-первых, идеологом и проводником  в жизнь реформирования выступает  само государство. Во-вторых, реформирование происходит при развитой системе институтов государственного регулирования. В-третьих, имееися достоверная и исчерпывающая информация о структуре и динамике издержек естественных монополистов.

     Так же можно выделить особенности реформирования и регулирования естественных монополий, которые накладывают существенный отпечаток на российскую экономику в условиях трансформации.

     Во-первых, либерализация российской экономики  была принята без сколько-нибудь существенной трансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля.

     Во-вторых, к началу переходного периода  отсутствует система государственных  органов, функциями которых является контроль деятельности естественных монополий и их регулирование.

     В-третьих, процессы реформирования начинаются в  условиях, когда полностью отсутствует  нормативная база перехода к рыночным отношениям. Это полностью относится  к законодательству, касающемуся  естественных монополий. Длительное время документом, регламентирующим деятельность естественных монополий, оставалось постановление правительства РФ № 576 от 11 августа 1992 г. “О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий монополистов в 1992-1993 годах” , которое предусматривало как метод государственного регулирования норматив предельного уровня рентабельности по отраслям.(экономические науки 2006 Криволапов.) Так же можно выделить особенности реформирования и регулирования естественных монополий, которые накладывают существенный отпечаток на российскую экономику в условиях трансформации.

     Во-первых, либерализация российской экономики была принята  без сколько-нибудь существенной трансформации  экономических основ  монопольных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля.

     Во-вторых, к началу переходного  периода отсутствует  система государственных  органов, функциями  которых является контроль деятельности естественных монополий  и их регулирование.

     В-третьих, процессы реформирования начинаются в условиях, когда полностью отсутствует нормативная база перехода к рыночным отношениям. Это полностью относится к законодательству, касающемуся естественных монополий. Длительное время документом, регламентирующим деятельность естественных монополий, оставалось постановление правительства РФ № 576 от 11 августа 1992 г. “О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий монополистов в 1992-1993 годах” , которое предусматривало как метод государственного регулирования норматив предельного уровня рентабельности по отраслям.(экономические науки 2006 Криволапов.)  

     газпром

     По  поручению Правительства РФ Газпром  является координатором деятельности по реализации Программы создания в  Восточной Сибири и на Дальнем  Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснобжения с учётом возможного экспорта газа  на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На Востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

     Крупнейшим  социально-ориентированным проектом Газпрома является “Программа газификации регионов РФ на 2005”, приоритетом которой выступает газификация сельской местности. В строительство объектов газификации в этот период будет инвестировано 43 млрд. руб. в результате реализации Программы природным газом  станут пользоваться еще более 13 млн. граждан страны.

     В процессе вступления России в ВТО неизбежно выравнивание внутренней и внешней цены на газ. В ближайшие годы на основных внешних рынках сбыта Газпрома (страны Западной Европы, СНГ и Балтии) ожидается рост энергопотребления и спроса на газ. По оценкам экспертов директората по энергетике и транспорту ЕС, зависимость от импорта газа государств – членов этой организации возрастает с текущих 57 до 83% в 2030г. На внутреннем рынке, по прогнозу Института энергетических исследований российской академии наук, так же ожидает рост потребления энергии с 995 млн. ту.т в 2005 до примерно 1200 млн. ту.т. к 2020г.

     Комплексная работа по развитию рынков и формированию взаимоотношений покупателя и поставщика газа на постсоветском пространстве проводилась Газпромом на протяжении нескольких лет. В 2006 г. важным итогом этой работы стало достижение соглашений по совершенствованию механизмов торговли на газовом рынке России и СНГ.

     Если  рассматривать основные виды топливных  ресурсов , потребляемых на внутреннем рынке, то только цены на природный  газ, поставляемый Газпромом, регулирует государство. Цены на нефть, газ, уголь, продаваемые независимыми производителями, формируются на основе рыночных механизмов. Регулируемые оптовые цены на газ устанавливались исторически на уровне ниже экономически обоснованного, без учета технологических и экологических преимуществ его использования, что способствовало формированию нерационального соотношения цен на газ и альтернативные виды топлива. В результате всего этого доля природного газа в энергопотреблении страны выросла с 42,1% в 1990г. до 51,2 % в 2006г. Низкие цены на газ способствовали вытеснению других видов топлива в электрогенерации и промышленности. Дешевый газ делал неконкурентоспособным  внедрение энергосберегающих технологий и новых экологически чистых видов топлива.

     Несмотря  на то, что в последние годы регулируемые цены на газ росли темпами, превышающими индексы инфляции, в настоящее  время они не достигли уровня, обеспечивающую  

Информация о работе Реформирование естественных монополий в современной России: цели, формы, ожидаемые результаты