Реформирование естественных монополий в современной России: цели, формы, ожидаемые результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание

Монополия – тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это – монопсония. Монопсонией может являться государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Рассматривая модель монополии, предположим, что не существует диверсификации цен – продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продаёт по единой цене.

Содержание

План:
Введение
1. Сущность естественной монополии.
1.1Виды монополий.
1.2 Понятие естественной монополии и её признаки.
1.3 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии
1.4 Ценообразование в условиях естественной монополии.
1.5 Роль естественной монополии в экономике страны.
2. Реформирование естественных монополий в современной России:
2.1 Реформа в электроэнергетике
2.2 Реформирование в газовой отрасли
2.3 Реформа железнодорожного транспорта
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВПО «Вятская государственная  сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  экономической теории 
 
 

«Реформирование естественных монополий в современной России: цели, формы, ожидаемые результаты» 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил (а): Гвоздева А.В. группа Б-220 
                 

      Руководитель: Гагаринов В.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Киров 2008

План:

Введение 

1. Сущность естественной монополии.

      1.1Виды  монополий.

      1.2 Понятие естественной монополии и её признаки.

      1.3 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии

      1.4 Ценообразование в условиях естественной  монополии.

      1.5 Роль естественной монополии в экономике страны.

2.  Реформирование  естественных монополий в современной России:

     2.1 Реформа в электроэнергетике

     2.2  Реформирование в газовой отрасли

     2.3 Реформа железнодорожного транспорта

Заключение 

Литература  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность естественной монополии. 

1.1 Виды монополий. 

        Монополия – тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это – монопсония. Монопсонией может являться государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Рассматривая модель монополии, предположим, что не существует диверсификации цен – продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продаёт по единой цене.

    К основным признакам  монополии следует  отнести следующие:

    1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
    2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
    3. Фирма –монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену».
    4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.
    5. Имеются ограничения в доступности информации, например технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

   Различают следующие виды монополий:

    1. Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объёма продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии – экономия от масштаба производства. Если бы отрасли
 

          

   Монополия — фирма,  единственный  поставщик  продукта,  не  имеющего

   близких  товаров-заменителей.  Фирма  обладает монополией,   если   она   —

   единственный  поставщик продукта, не  имеющего  близких  товаров-заменителей. Основная причина  возникновения  монополии  —  барьеры  на  входе  в  рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в  конкуренцию  с  монополистом.

   Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

          • Ключевым ресурсом производства  владеет единственная фирма.

          • Правительство предоставило  исключительные  права  на  производство

   некоторой продукции одной фирме.[17,320]

          •  Издержки  производства  таковы,  что  максимальная   эффективность

   производства  возможна при наличии на рынке  единственного производителя.

   Вид монополий  зависит от рыночной структуры и  формы конкуренции.

   Существуют  разные виды монополий, которые можно классифицировать  на три основных:  административная, экономическая и естественная.

         Административная    монополия    возникает    вследствие     действий

государственных органов.  С  одной  стороны,  это  предоставление  отдельным

фирмам  исключительного права на выполнение определенного рода  деятельности. С  другой  стороны,  это  организационные  структуры   для   государственных предприятий,  когда  они  объединяются   и   подчиняются   разным   главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь,  как  правило,  группируются  предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке,  как  один  хозяйственный  субъект  и между ними не существует конкуренции.  Экономика  бывшего  Советского  Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире.  Доминирующей  там была именно  административная  монополия,  прежде  всего   монополия   всесильных

министерств  и  ведомств.  Более  того,  существовала  абсолютная  монополия

государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась  на господствующей государственной собственности на средства производства.

       Экономическая  монополия  является  наиболее   распространенной.   Ее

появление обусловлено экономическими причинами, она  развивается  на  основе закономерностей  хозяйственного  развития.  Речь  идет  о  предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К  нему  ведут  два пути.  Первый  заключается  в  успешном  развитии  предприятия,   постоянном увеличении  его  масштабов  путем  концентрации  капитала.   Второй   (более быстрый) основывается на  процессах  централизации  капиталов,  то  есть  на добровольном объединении или  поглощении  победителями  банкротов.  Тем  или иным путем или при помощи  обеих,  предприятие  достигает  таких  масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

       Естественная монополия возникает вследствие объективных причин.  Она

отражает  ситуацию,  когда  спрос  на  данный   товар   в   лучшей   степени

удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В  ее  основе  особенности

технологий  производства  и  обслуживания  потребителей.  Здесь  конкуренция

невозможна  или  нежелательна.  Примером  могут  служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.  В  этих  отраслях  существует  ограниченное количество,  если  не  единственное  национальное  предприятие,  и  поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. [16,156] 

1.2 Понятие естественной  монополии и её  признаки. 

     Естественные  монополии имеют огромную социальную значимость, от которой зависит благосостояние граждан в целом.

     По  мере углубления процессов реформирования естественных монополий их классическая трактовка в категориях несовершенной  конкуренции претерпевает существенные изменения, приобретая всё более  сложную структуру.  Так же до сравнительно недавнего времени естественная монополия признавалась ‘частным случаем монополистической фирмы, для которой средние издержки являются убывающей функцией объёма продаж (выпуска)при любых их уровнях вплоть до полного насыщения рыночного спроса.’[дерябина].  Другими словами можно сказать, что существование естественных монополий экономически обусловлено минимизацией общественных издержек.

     Само  понятие естественной монополии  считается известным и легализованным в нашей стране с момента выхода 17.08.1995г. федерального закона «О естественных монополиях». К настоящему времени разработаны, официально утверждены и приняты к исполнению концептуальные и программные документы о структурных социально-экономических преобразованиях в сферах естественной монополии.

    Согласно  ст.3 федерального закона, “естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров”.

    Это определение отражало представление  в нашей стране ко времени выхода закона о монополии – как «естественной», так и «неестественной». Важнейшей  характеристикой для отнесения  рынка к естественно-монопольному является существенное понижение средних издержек производства по мере  роста выпуска. Но  чтобы определить естественную монополию этого свойства не достаточно.

    “В рамках же современной теории определение естественной монополии строиться следующим образом. Пусть все действующие на отраслевом рынке фирмы имеют доступ к одним и тем же технологиям и соответственно одинаковый вид зависимостей совокупных производственных издержек от объёмов выпуска при оптимальном использовании всех ресурсов (оптимальных технологиях). При этом существенно, что видов выпускаемой продукции (услуг) может быть несколько, т.е. имеется возможность рассматривать фирмы не только как однопродуктовые, но и как много продуктовые; именно такой уровень агрегации представления отрасли, когда в расчетах можно учесть реальную диверсификацию выпуска, открывает дополнительную возможность оптимизации структуры производства. Предполагается, что объемы выпуска обусловлены известными для данной отрасли кривыми спроса. При таком описании отраслевой рынок может быть отнесён к естественной монополии, если для любых допустимых объёмов выпуска, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, будет минимальной, если отрасль состоит из одной единственной фирмы. Такое свойство  функции издержек называется субаддитивностью; соответственно оно и подлежит проверке при выявлении сферы естественной монополии.”[белоусова, васильева, лившиц.]

     Проблемы  реструктуризации и реформирования естественных монополий связаны с их инфраструктурной составляющей. В институциональной структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько элементов:

     1) материально-транспортные сети, по  которым продукт поставляется потребителю (это, на пример, рельсы, трубы, линии электропередачи и т.д.).

     2) операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация).

     3) рынки, на которых происходит  согласование спроса и предложения  по услугам инфраструктурной  сети ( федеральный оптовый рынок электроэнергии мощности – ФОРЭМ, подконтрольный РАО “ЕЭС России”).

     4) непосредственно производство товаров  и услуг предприятиями, входящими  в состав естественной монополии. 

     Как можно видеть, три из четырёх элементов  выступают частью производственной инфраструктуры, поэтому понятие инфраструктурной отрасли употребляется как синоним естественной монополии. Естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении потребностей граждан в передвижении, электроэнергии, газоснабжении и т.п.

Информация о работе Реформирование естественных монополий в современной России: цели, формы, ожидаемые результаты