Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:02, курсовая работа
Актуальность регионализации обусловлена современными тенденциями глобализации общественного развития, включая политику, экономику и культуру. В процессе глобализации трансформируются институты государственной власти. Часть государственных функций переходит на более высокий иерархический уровень к всемирным и международно-региональным организациям, а также к ТНК. Одновременно наблюдается тенденция к расширению прав субнациональных территориальных общин - региональных, муниципальных и провинциальных. Таким образом, в международных отношениях в качестве самостоятельных субъектов выступают регионы.
Введение.
Глава 1. Регионализация как глобализация в одной стране………………….
1.Теории регионального развития………………………………………
2. Регионализм и регионализация. ……………………………………..
3. Два типа и два этапа регионализации ……………………………….
Глава 2. Регионализация и развитие России. …………………………………
1. Регионализация России. ………………………………………………
2. Административно-политическая регионализация России ………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………
Статистика показывает, что законодательство субъектов федерации будет в дальнейшем расти, как по количеству принимаемых на уровне регионов России законов, так и по объему регулирования общественных отношений. Сейчас федеральное законодательство составляет примерно 10% в структуре всего объема действующих нормативных актов. По расчетам специалистов в области регионального законодательства, в 2000 году в стране будет примерно 800 тысяч муниципальных нормативных актов, 580 тысяч актов субъектов федерации, 110 тысяч федеральных нормативных актов и 50 тысяч международных актов. Темпы прироста актов субъектов федерации и муниципалитетов гораздо выше, чем федерации. В среднем по стране законы в структуре всех нормативных актов субъектов федерации составляют около 4% (на федеральном уровне 2%), а акты глав субъектов и Правительства — примерно 26% (на федеральном уровне акты Президента — 14%, Правительства – 25%). Сейчас в большинстве субъектов федерации принято и действует в среднем от 100 до 250 законов. В Башкортостане законодательство кодифицировано и сведено в 16 кодексов.
Стоит отметить, что аппарат полномочного представителя Президента РФ в ПФО при проверке соответствия регионального законодательства федеральному зафиксировал ряд случаев, когда региональное законодательство, формально находясь в противоречии к федеральному, на деле закрепило правила и процедуры, позволяющие более интенсивно развиваться регулируемым отношениям. Модели правового регулирования, предлагавшиеся законодательством субъектов федерации, были оценены как более прогрессивные, чем модели, предписанные законами РФ. Иными словами, административно-политическая регионализация, во-первых , обеспечила адаптацию доставшейся в наследство от Советского Союза социально-экономической системы к существованию в условиях, когда ликвидировано централизованно планируемое государственное управление обществом, во-вторых , повысила внутреннее разнообразие социальных, экономических и политических процессов в стране, увеличила количество реализуемых региональных проектов. В-третьих , административно-политическая регионализация стимулировала появление целого пласта новых техник государственного управления и техник деятельности в сфере политики, экономики и культуры (выросли новые политические, организационные и бизнес-культуры, в обществе сформировались новые системы социальных статусов людей), в-четвертых , увеличила своеобразие различных территорий страны, среди которых появились территории, реализовавшие разные проекты развития (например: Ульяновская область, предпринявшая попытку законсервировать просоциалистический протекционизм в региональном масштабе; Татарстан, предложивший модель децентрализованной федерации и регионального протекционизма; Самарская область, в которой были реализованы многие принципы “открытого общества” и конкурентной экономики).
К
середине 1990-х годов обозначилась
новая тенденция в
Что
же касается концентрации властных полномочий
субъектов федерации, то в течение
1990-х годов они постоянно
Проведенная в начале 2000 года Министерством юстиции РФ экспертиза законодательства регионов ПФО показала: почти во всех конституциях (уставах) субъектов РФ в разделах, посвященных разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъекта, имеются нарушения соответствующих положений статей 71 и 72 Конституции России. Суть этих нарушений заключалась в том, что субъекты РФ в одностороннем порядке относили к своей компетенции предметы ведения и полномочия, отнесенные статьей 71 Конституции РФ к исключительной компетенции Федерации. Ради справедливости все же следует заметить, что степень этих нарушений федерального законодательства в разных субъектах федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, различна. Наиболее значительные расхождения регионального и федерального законодательства аппарат полномочного представителя Президента РФ в ПФО зафиксировал в республиках Башкортостан и Татарстан. Таким образом, уже к середине 1990-х годов проявились пределы роста “административных” регионов. Внешние ресурсы этого роста были исчерпаны, а внутренние ресурсы так и не были найдены.
Почему именно в 1990-е годы российские регионы были охвачены многоаспектным кризисом и их пространство начало “сворачиваться”? Ответ на этот вопрос, по-видимому, следует искать в характере самой регионализации, которую пережила страна за последнее десятилетие.
Российская “административная”
регионализация, как уже отмечалось ранее,
произошла за счет обособления сегментов
советского народнохозяйственного комплекса
и за счет концентрации на уровне субъектов
федерации традиционных государственно-
Рост
регионов в этих условиях больше не
сводится к концентрации основных фондов
и административных полномочий, а
понимается как наращивание организационно
До конца 1990-х годов российские “административные” регионы могли в какой-то мере игнорировать новую пространственную организацию мира. Федерация, забрав на себя функцию выстраивания отношений с глобальным миром, покрывала издержки роста “административных” регионов и убытки, накапливаемые закрытыми “протекционистскими зонтиками”, территорий. Однако, начиная с 1998 года, федеральный центр оказался не в состоянии далее удерживать социальное пространство страны и стал постепенно слагать с себя протекционистские обязательства перед субъектами федерации. Последние, лишившись возможности покрывать свои убытки за счет привлекаемых извне ресурсов, вынуждены были самостоятельно искать свое место в глобальном мире, осваивать предписываемые им формы и типы деятельности.
Одним из главных открытий для Российской Федерации и ее субъектов при помещении их в систему координат глобального мира, является то, что, увлекшись “административным” строительством, страна и ее регионы не сформировали культурное сообщество, формирующее ценности, признаваемые в этом глобальном мире, а значит, не вошли в его “футурозону”. Следовательно, разрыв между развитыми странами и Россией с ее регионами не технического, а гуманитарно-культурного порядка, может быть преодолен в результате использования новых гуманитарных технологий . Преодоление этого разрыва, как, впрочем, и его углубление будет выражаться в реорганизации пространства страны, в появлении на ее карте новых, но теперь уже не “административных”, а культурно-экономических регионов.
Все это позволяет утверждать, что Россия встала перед перспективной новой регионализацией , теперь уже культурно-экономической .
Старые «административные»
регионы, будучи «слепком» с площадки
индустриализации, строились как единые
в правовом отношении пространства, отличавшиеся
территориальной непрерывностью. Более
того, индустриализация европейских государств
в обязательном порядке сопровождалась
преодолением территориальных «разрывов»
в виде феодальной чересполосицы ленных
владений. «Административные»
регионы всегда представляли собой своеобразное
«отцентрированное» пространство, т.е.
пространство, собирающееся к центру.
Административные центры, как правило,
становились культурными и индустриальными
центрами. В них перемещались основные
фонды промышленных предприятий, а главное,
в них создавались «пакеты» инженерных
инфраструктур, которые были необходимы
для нормального функционирования промышленности
индустриальной эпохи: а) водообеспечение,
водоотведение, канализации и очистка
воды; б) энергоснабжение, теплоснабжение,
газоснабжение, системы удаления отходов;
в) связь; г) транспорт (железнодорожный,
речной, морской, автомобильный) и пр. Среди
главнейших неинженерных инфраструктур
в индустриальном обществе выступали
системы государственно-
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Регионализация
является объективным процессом
современных международных
Конечной целью регионализации международных отношений является создание Больших многомерных пространств, в качестве которых выступают «либеральные империи» и государства-цивилизации - США, Европейский Союз, Китай.
Формирующиеся территориальные сообщества (группировки, общины) способствуют более эффективному использованию внешних и внутренних факторов развития.
Неоправданными оказались прогнозы об уменьшение значения в мировой политике третьего мира и всего Южного полушария. Как показала действительность, конфронтация на геополитической оси Запад - Юг может не только усилиться, но и приобрести такие формы, как политический терроризм, против которого существующая военная мощь может оказаться неэффективной.
Регионализация
и регионализм как процессы объединяет
то, что в них одни вполне реальные
явные и явленные (в том числе обыденному
сознанию) районы преобразуются (стремятся
преобразовываться, имеют цель или тенденцию
преобразования) в иные, столь же — но
по иному — реальные районы. Регионализм
и регионализация перерабатывают районную
упорядоченность территории, культурного
ландшафта, — но так, что одни типы районов
сменяют и дополняют другие при сохранении
районного рисунка, районной морфологии
территории. Регионализм и регионализация
— процессы внутри сферы районно-регионально-
Новая
экономическая регионализация России
уже началась. В ее ходе неизбежно
будет переструктурировано