Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:16, курсовая работа
Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной («регулируемой») рыночной экономики.
Кризисом, в ходе которого собственно и возникла современная экономическая теория («экономике»), явился кризис 30-х гг., отразивший качественные изменения в рыночной экономике под воздействием Великой депрессии. Последняя и обнаружила историческую ограниченность ранее господствовавшей классической школы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………………….…4
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК РЫНОЧНОГО СУБЪЕКТА………..6
ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………….8
СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..11
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ США……………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Тихоокеанский государственный экономический университет
Филиал в г. Находке
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория»
На тему: Роль государства в рыночной
экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………..25
Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной («регулируемой») рыночной экономики.
Кризисом, в ходе которого собственно
и возникла современная
Концептуальное содержание
Таким образом, классическая
Потрясение 30-х гг., охватившее все рыночно развитые страны мира, означало, что та рыночная экономика, модель и принципы которой отстаивала неоклассическая школа, устарела и безвозвратно уходит в прошлое[6.с. 7].
Урок великого кризиса
Причина в том, что крупное
индустриальное производство
Но от монополизма (который зародился еще в конце ХIХ в.) уже нельзя было избавиться, поскольку он превратился в имманентную для «индустриальной» рыночной экономики тенденцию. Монополизм можно было только постоянно «обуздывать». Степень такой «обузданности» и характеризует степень современной цивилизованности рыночной экономики.
Концепция обуздания
Кейнсианство знаменовало
В середине 70-х гг. кризис настиг уже государственно регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причиной этого кризиса послужило чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» – через регулирование денежной сферы [14. С. 8].
Таким образом, стратегической
проблемой современной
Следовательно, как бы ни
Исследование многообразных
Как рыночный субъект
1.“Регулирующий субъект”. Исходный пункт становления рыночной экономики – ее освобождение от удушающих пут государства. Долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако эта «фискальная» политика оказалась неадекватна природе рыночной экономики, поэтому сформировался новый подход – монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).
2.«Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна – если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий – как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.
Следовательно, доход
3.«Императивный статус государства». Государство – единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность – жизненно необходима системе свободного предпринимательства, потому что создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов[2.с.25].
Основной механизм
а) налоги – объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
б) трансфертные платежи – перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;
в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.
Государство всегда выступало
особым экономическим
2. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Рыночная экономика, состоящая
из множества локальных,
Современная экономика,
Неконтролируемые рыночные
Общая стратегия
Такие блага, как национальная оборона, услуги метеослужбы, городское освещение улиц, национальные парки и лесные хозяйства обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости в потреблении. Но они безусловно необходимы обществу, поэтому их производят государственные компании или частные, но за счет государственного финансирования. И называют их общественными благами[9.с. 259].