Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание

Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной («регулируемой») рыночной экономики.
Кризисом, в ходе которого собственно и возникла современная экономическая теория («экономике»), явился кризис 30-х гг., отразивший качественные изменения в рыночной экономике под воздействием Великой депрессии. Последняя и обнаружила историческую ограниченность ранее господствовавшей классической школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………………….…4
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК РЫНОЧНОГО СУБЪЕКТА………..6
ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………….8
СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..11
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ США……………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Роль государства в рыночной экономике.doc

— 663.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ                                                                                                        

                Тихоокеанский государственный экономический университет

                                                    Филиал в г. Находке 

                                                                            Кафедра Экономики и управления                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          КУРСОВАЯ РАБОТА

 
                           по дисциплине: «Экономическая теория»
 
 
 

                  На тему:  Роль государства в рыночной экономике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………………….…4

  1. ПРИЗНАКИ  ГОСУДАРСТВА КАК РЫНОЧНОГО СУБЪЕКТА………..6
  2. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………….8
  3. СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..11
  4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ США……………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

 

              Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной («регулируемой») рыночной экономики.

              Кризисом, в ходе которого собственно  и возникла современная экономическая  теория («экономике»), явился кризис 30-х гг., отразивший качественные изменения в рыночной экономике под воздействием Великой депрессии. Последняя  и обнаружила историческую ограниченность ранее господствовавшей классической школы.

              Концептуальное содержание классической  школы можно свести к трем  пунктам:

  • требование невмешательства государства в экономику,
  • гимн свободной конституции,
  • ставка на ценовой механизм установления рыночного равновесия.

              Таким образом, классическая теория  – это теория саморегулирующейся  рыночной экономики. 

              Потрясение 30-х гг., охватившее все рыночно развитые страны мира, означало, что та рыночная экономика, модель и принципы которой отстаивала неоклассическая школа, устарела и безвозвратно уходит в прошлое[6.с. 7].

              Урок великого кризиса требовал  осознания невозможной для «неоклассических» экономистов перемены – рыночная экономика, материальную основу которой образует крупное промышленное производство, утрачивает способность к саморегулированию.

              Причина в том, что крупное  индустриальное производство объективно порождает тенденцию к монополизму, а монополизм – это подрыв, отрицание основ рыночной экономики, так как монополизм несовместим со свободной конкуренцией и свободным ценообразованием («советская» экономика была разрушена именно абсолютной государственной монополией).

              Но от монополизма (который  зародился еще в конце ХIХ в.) уже нельзя было избавиться, поскольку он превратился в имманентную для «индустриальной» рыночной экономики тенденцию.  Монополизм можно было только постоянно «обуздывать».  Степень такой «обузданности» и характеризует степень современной цивилизованности рыночной экономики.

              Концепция обуздания монополизма  и представлена в теории Кейнса.

              Кейнсианство знаменовало переход  к  принципиально новому пониманию рыночной экономики – к тому, что рыночная экономика нуждается в регулировании и что это регулирование может осуществить только государство. Суть кейнсианства  -- это теория государственно  регулируемой рыночной экономики.

              В середине 70-х гг. кризис настиг уже государственно регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую  модель рыночной экономики. Причиной этого кризиса послужило чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» – через регулирование денежной сферы [14. С. 8].

              Таким образом, стратегической  проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах.

              Следовательно, как бы ни менялись  аспекты и оценки в рамках  неоклассики, кейнсианства и монетаризма,  главными элементами предмета современной экономической теории оставались:

  • механизм рынка (конкуренция и ценообразование),
  • формы монополизма,
  • экономический потенциал государства.

              Исследование многообразных модификаций  каждого названного элемента  и связей между ними – это концептуальное единство предмета и метода современной экономической теории.

    1. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК РЫНОЧНОГО СУБЪЕКТА
 

              Как рыночный субъект государство  характеризуется тремя признаками.

              1.“Регулирующий субъект”. Исходный пункт становления рыночной экономики – ее освобождение от удушающих пут государства. Долгое  время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Кейнсианство  и стало концепцией государственного регулирования  рыночной экономики. Однако эта «фискальная» политика  оказалась неадекватна природе рыночной экономики, поэтому сформировался новый подход – монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

              2.«Внерыночное происхождение государственного дохода».   «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна – если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий – как  следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект,  экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

              Следовательно, доход государства  – принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто -– и вопреки государству. Вот почему оно заинтересовано в росте доходов фирм и домохозяйств, ибо их доходы – единственный источник «налогового» дохода государства.

              3.«Императивный статус государства».   Государство – единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность – жизненно необходима системе свободного предпринимательства, потому что создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов[2.с.25].

              Основной механизм экономического  вмешательства государства –  «налоги», «закупки» и «платежи»  :

              а) налоги – объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

              б) трансфертные платежи – перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

              в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

              Государство всегда выступало  особым экономическим субъектом,  участвуя в экономической жизни  общества. А оценка меры и последствий этого участия остается остродискуссионным  вопросом экономической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        2. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

              Рыночная  экономика, состоящая  из множества локальных, индивидуальных  рынков, сама является одним огромным рынком. И подобно тому, как для нормального функционирования отдельного рынка необходимо равновесие между спросом и предложением, так и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие. Достижение макро-экономических целей, стабильность экономики возможно только  в условиях её сбалансированности, равновесия.         

              Современная экономика, преодолев  крайности альтернативного социального  состояния (или «капитализм», или  «социализм»), является «социально-рыночной» («смешанной»).

              Неконтролируемые рыночные процессы  разрушительны для общества и  природы. Поэтому рыночная экономика  более чем любая иная, нуждается  в регулировании. Роль регулирующего  центра может выполнить только  государство («правительство») – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Цель состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, также обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.

              Общая стратегия государственного  регулирования рыночной экономики  базируется на следующих принципах[10.с.234-235]:

  1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На деле это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес. Существует такой тип благ, которые необходимы людям, производство которых требует затрат, и порой немалых, но частные фирмы такие блага производить не могут по причинам их неизбирательности и неисключаемости в потреблении. Неизбирательность  блага означает, что его потребление одним человеком не снижает возможности других людей получить это же благо; увеличение числа потребителей не влечет за собой снижения полезности предоставляемого каждому из них. Неисключаемость блага означает, что никому нельзя запретить потребление этого блага, даже если человек отказывается за это платить; ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

              Такие блага, как национальная  оборона, услуги метеослужбы,  городское освещение улиц, национальные  парки и лесные хозяйства обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости в потреблении. Но они безусловно необходимы обществу, поэтому их производят государственные компании или частные, но за счет государственного финансирования. И называют их общественными благами[9.с. 259].

  1. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных  предприятий над частными.
  2. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
  3. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
  4. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике