Государственное регулирование рыночной
экономики преследует три цели:
- минимизацию
неизбежных негативных последствий рыночных
процессов,
- создание
правовых, финансовых и социальных предпосылок
эффективного функционирования рыночной
экономики,
- обеспечение
социальной защиты тех групп рыночного
общества, положение которых в конкретной
экономической ситуации становится наиболее
уязвимым.
- СРЕДСТВА
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Для достижения выше перечисленных
целей современное государство
располагает мощными средствами регулирующего
воздействия на рыночную экономику.
а) Правовое регулирование экономики
состоит в разработке законов, обеспечивающих
нормы функционирования рыночных структур
(биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства
и коммерции, защиту прав покупателей
и интересов общества, равноправие рыночных
субъектов, посредничество между предпринимателями
и наемными работниками, борьбу с теневой
экономикой и т. д. В системе этих регулирующих
норм исключительное значение имеет «антимонопольное
законодательство» и «дефляционная политика».
Антимонопольное законодательство
впервые осуществлено в США в виде знаменитых
«антитрестовских законов», которые позже
были восприняты всеми рыночно развитыми
странами мира. Для отечественной экономики,
с ее огромным уровнем монополизации производства
и обращения, антимонопольное регулирование
становится главным условием перехода
к цивилизованным рыночным отношениям.
Антимонопольная политика включает
такие меры, как административные и
экономические, которые препятствуют
монополизации производства и торговли
отдельными субъектами [5]:
- жесткий контроль
над ценами предприятий-монополистов,
- дезинтеграцию
сверхкрупных управленческих, производственных
и коммерческих структур,
- поддержку
конкуренции,
- поощрение
диверсификации,
- антимонопольную
экспертизу принимаемых законов.
«Лечение»
болезни монополизации проводится
на базе антимонопольного законодательства
путем стимулирования развития малого
бизнеса, инноваций и государственного
контроля за деятельностью монополий.
Так же актуальна и дефляционная
политика (стабилизация уровня цен)
государства, поскольку в современной
рыночной экономике присутствуют инфляционные
процессы, деформирующие ее. Дефляционная
политика ограничена выбором:
- или стабилизация
совокупного платежеспособного спроса,
что требует жесткого ограничения прироста
денежных доходов населения,
- или переход
к «равновесным» (свободным) ценам, что
в условиях инфляции всегда означает рост
цен,
- или увеличение
предложения, что требует стимулирования
предпринимательской активности.
Драма антиинфляционной политики
в том, что первые два средства,
сулящие наибольший эффект, социально
крайне болезненны, а третье –
малоэффективно в ситуации «бегства
от денег», подталкивающей предпринимателей
к росту цен, а не производства.
б) Финансовое регулирование. Рыночная
экономика невозможна без денежного движения
товарных ценностей. Организатором этого
движения может выступать только государство.
Вот почему финансы всегда представляют
государственно-организованную
систему денежных отношений
в обществе.
Уже одна эта функция придает
государству роль «регулятора»
рыночной экономики. Размеры банкнотной
(наличной) и депозитной – чековой
(безналичной ) денежной эмиссии и степень
ее обеспеченности реальными активами
оказывают непосредственное воздействие
на динамику рыночных процессов (определяя
величину платежеспособного спроса, масштаб
цен предложения, скорость оборота денежной
единицы и ее курс).
Однако понятие «финансы» имеет
и более узкий смысл, означая
совокупность денежных
средств, находящихся
в распоряжении государства («государственный
бюджет»), образование и использование
которой есть главный инструмент финансового
регулирования государством рыночной
экономики.
Основным источником государственных
доходов ( в результате которых
и образуется государственный
бюджет) являются налоги, а также
предпринимательская деятельность
самого государства (доходы от
госпредприятий, сдача объектов госсобственности
в аренду, продажа лицензий и права на
концессию, таможенные пошлины, эмиссия
и продажа государственных ценных бумаг).
Хотя размеры государственных
доходов постоянно растут, величина
государственных расходов растет еще
быстрее. Эта диспропорция объясняется
основными направлениями использования
государственного бюджета в современном
обществе:
- субсидии,
дотации и кредиты частному бизнесу, что
позволяет направлять предпринимательскую
активность в социально значимые сферы
рыночной экономики;
- финансирование
сфер образования, здравоохранения, социального
страхования и социального обеспечения;
- стратегические
инвестиции в производственную и социальную
инфраструктуру, затраты на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки,
на оборону, поддержку экспорта, охрану
окружающей среды;
- государственное
потребление (государственные закупки
товаров и услуг), стимулирующие прирост
дополнительного спроса [12.с.68]
В настоящее время
государство обладает широким «набором»
эффективных финансовых регуляторов:
налоги, инвестиции, дотации, кредиты,
ставки учетного процента, льготы для
производящих приоритетную социальную
продукцию, регулирование цен, финансирование
крупных научно-технических программ,
государственное предпринимательство.
- Налоги.
История налогов насчитывает более пяти
тысяч лет от принудительных повинностей
до современного вида – обязательные
государственные сборы.
Именно справедливость и рациональность
налогообложения придают рыночной экономике
цивилизованный характер.
- обязательность
и всеобщность налогообложения физических
и юридических лиц,
- сочетание
прямого и косвенного налогообложения,
- стабильность
и динамика налоговой ставки (в зависимости
от сферы занятости и уровня доходов налогоплательщиков),
- неотвратимость
административной и финансовой ответственности
налогоплательщиков за сокрытие доходов
(объектов), подлежащих налогообложению.
Налоги делятся на две большие
группы – налоги с населения и налоги
с корпораций. Мировая тенденция соотношения
между ними состоит в уменьшении первых
и возрастании вторых.
Главная форма прямого налогообложения
населения – подоходный налог, которому
присуще значительное колебание налоговой
ставки (от 10 до 50 %), а также льготы для
определенных социальных категорий.
Объектом налога на корпорацию
долгое время была только ее прибыль, но
сегодня этот налог распространяется
также на часть издержек производства
и обращения фирмы.
Постоянно возрастающую долю
налоговых поступлений в бюджет
составляют «косвенные» налоги (акцизы,
налоги на предметы потребления,
таможенные пошлины), принимающие
форму надбавок к ценам на
товары и услуги.
Разновидностью налогов являются обязательные
платежи, определяемые спецификой
объекта налогообложения, -- налоги
на недвижимость, на земельную собственность,
на наследство, штрафы за загрязнение
окружающей среды и т. д.
Маневрируя ставками налога и налоговыми
льготами, государство может существенно
регулировать предпринимательскую деятельность.
- Инвестиции.
В результате сбора налогов государство
распоряжается крупными денежными средствами,
что позволяет ему проводить самостоятельную
инвестиционную политику, воздействуя
тем самым на поведение частных инвесторов.
Государственные инвестиции и
заказы создают гарантированный
рынок, обеспечивая стабильную
реализацию продукции фирмам, получающим
госзаказы, и их партнерам.
Цель государственной инвестиционной
политики – структурная перестройка экономики
и регулирование темпов экономического
роста через выделение бюджетных ассигнований
на финансирование целевых инвестиционных
программ, изменение налоговых ставок
на инвестируемую прибыль, маневрирование
уровнем и условиями процента на государственный
кредит.
- Дотации
– денежные суммы, выделяемые из государственного
бюджета для преодоления отраслевых кризисов.
Обычно они предоставляются предприятиям,
чья продукция имеет важное социальное
и народнохозяйственное значение, но чрезмерные
затраты на которую делают производство
нерентабельным. За счет дотаций государство
поддерживает и относительно низкие цены
на отдельные товары.
- Учетные
ставки. Разница между номиналом ценных
бумаг и размером их досрочной оплаты
называется «учетная ставка». Назначая
ее, Центральный банк регулирует активность
коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую
активность.
- Регулирование
цен. Государство вправе установить
предельные цены на продукцию предприятий
– монополистов, а также на базовые для
данной страны производственные ресурсы.
На социально значимые товары массового
спроса устанавливаются предельные уровни
розничных цен (или надбавок к ним), а также
рентабельность производящих их предприятий.
в) Государственное
предпринимательство.
Объектами государственной собственности
являются предприятия, которые оказываются
экономически неэффективными для целей
частного бизнеса (таковы, например, капиталовложения
в крупные научно-технические программы).
Другим источником государственной собственности
являются отрасли, продукция которых удовлетворяет
стратегические потребности всего народного
хозяйства (энергетика, транспорт, связь,
оборона). Наконец, государственными являются
предприятия, результат деятельности
которых предназначается для совместного
общественного потребления (так называемые
«общественные товары»: дороги, экология,
уличное освещение и т. п.).
Часть государственных предприятий
полностью финансируется из государственного
бюджета. Однако стратегия государственного
хозяйствования имеет ярко выраженную
рыночную направленность – это
всемерная коммерциализация деятельности
государственных предприятий. Поэтому
большинство государственных предприятий
являются, как правило, акционерными обществами,
обладая всей полнотой прав рыночного
субъекта. «Государственность» этих предприятий
состоит в том, что государство владеет
контрольным пакетом их акций. Таким образом,
возникает особый вид «полугосударственных»,
«смешанных» предприятий, финансирование
которых осуществляется наряду с государством
и частными инвесторами.
Разновидностью государственного
предпринимательства следует считать
и предоставление концессий – сдача в
коммерческую аренду принадлежащих государству
природных и производственных ресурсов.
В результате предпринимательства
государство регулирует рыночную
экономику не только как внешняя
по отношению к ней сила, но и непосредственным
участием в производственно-коммерческих
операциях.
г) Социальное регулирование.
Особым направлением в государственном
регулировании рыночной экономики является
защита отдельных социальных
групп. В такой защите нуждаются практически
все рыночные субъекты, включая предпринимателей,
которым должна быть гарантирована неприкосновенность
их собственности, право на свободное
распоряжение доходами и возможность
предпринимательства в любой сфере рыночной
экономики.
В развитой рыночной экономике
приоритетными являются следующие
направления социальной защиты: