Роль государственного регулирования в переходном периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание

На современном этапе Россия переживает не простой период переходной экономики. Обозначение проблем, их исследование и обоснованное решение ведёт к сглаживанию негативных факторов сопровождающих этот процесс. Ниже приводимый материал позволит структурировать и обобщить данные по исследуемой теме, понять суть происходящих явлений, которые являются актуальными на сегодняшний день, как в масштабах государства, так и в рамках хозяйственной единицы.

Задачей курсовой работы является исследование противоречивой проблемы роли государства в экономической системе: обоснование регулирующих вмешательств, их описание и альтернативы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 6

1.1 Стимулирование развития рыночной экономики страны 6

1.2 Политические мероприятия регулирования экономической системы 9

1.2.1Стабилизационная политика 9

1.2.2Структурная политика 12

II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 19

2.1 Роль государственного регулирования в условиях формирования национальной экономической системы 19

2.2 Формы правительственных воздействий на экономику 20

2.2.1 Прямое государственное регулирование 20

2.2.2 Косвенное государственное регулирование 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в современной экономической систем1 - копия (2).doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

          СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ         6   

1.1 Стимулирование  развития рыночной экономики страны                      6

1.2 Политические мероприятия регулирования экономической системы 9

1.2.1Стабилизационная политика                                                                  9

1.2.2Структурная политика                                                                           12

II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ                                                                 19

2.1 Роль государственного регулирования в условиях формирования национальной экономической системы                                                       19

2.2 Формы правительственных воздействий на экономику                       20

2.2.1 Прямое государственное регулирование                                            20

2.2.2 Косвенное государственное регулирование                                       25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     На современном этапе Россия переживает не простой период переходной экономики. Обозначение проблем, их исследование и обоснованное решение ведёт к сглаживанию негативных факторов сопровождающих этот процесс. Ниже приводимый материал позволит структурировать и обобщить данные по исследуемой теме, понять суть происходящих явлений, которые являются актуальными на сегодняшний день, как в масштабах государства, так и в рамках хозяйственной единицы.

      Задачей курсовой работы является исследование противоречивой  проблемы роли государства в экономической системе: обоснование регулирующих вмешательств, их описание и альтернативы.

      Структура курсовой работы заключена  в двух главах. Первая дает  характеристику функций государства в экономике, вторая – конкретизацию и описание государственных вмешательств.     

     Одновременное решение задач формирования модели национальной экономики России и переходной экономики придают исключительную сложность современному состоянию общества, что требует выработки целенаправленной научно обоснованной экономической политики. Результат преобразований – формирование эффективной национальной экономической системы – предопределяет цель и логику перехода от прежней системы к новой. Формирование национальной модели экономики происходит при активном участии государства, которое вырабатывает экономическую и социальную политику, осуществляет институциональные меры по регулированию экономики в соответствии с функциями государства в экономике. Усиление роли государства неизбежно в условиях переходных преобразований. Значение данного фактора особенно возрастает в силу специфики национальной модели российской экономики.

     Государство возникло и существует, прежде всего, для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определённой территории, а значит, должно отражать волю и интересы всех своих граждан. В тоже время общество как сложная система характеризуется иерархическим принципом построения. На вершине этой иерархии (по крайней мере, со времён капитализма) находится экономика. Государство, как и другие общественные подсистемы (мораль, право, культура и др.), испытывает на себе влияние господствующей подсистемы - экономики. Это усложняет выполняемые им функции. С одной стороны, для поддержания целостности общественной системы государство должно обеспечить развитие всех подсистем общества, не допуская гипертрофии или угасания какой - либо из них. С другой стороны, оно, так или иначе, отражает главенство экономики, например, поддерживая ту форму связи между экономическими агентами, которая превалирует на данном этапе экономического развития и распространяется на все сферы экономической жизни.

     Государственное регулирование экономики предполагает использование институциональной системы мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера в целях приспособления национальной экономической системы к постоянно меняющимся условиям хозяйствования. Объектами государственного воздействия являются непосредственно первичные звенья экономики (организации различных форм собственности), отрасли, регионы, а также условия, процессы и отношения в общественном воспроизводстве, которые рыночный механизм не обеспечивает или обеспечивает неудовлетворительно.

I.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

1.1 Стимулирование  развития рыночной экономики страны    

     Стимулирующие действия государства в экономике можно разделить по нескольким направлениям.

      Первое направление связано с  тем, что в качестве представителя  всех своих граждан государство  с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовывает действия всех членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая взаимоотношения с другими государствами от имени и в интересах всех своих граждан. Государство создаёт и поддерживает средства коммуникации и обеспечивает доступ к информации, касающейся функционирования экономики, по возможности всем экономическим агентам, что снижает неопределенность, непредсказуемость многих экономических процессов1. В современных условиях особое значение для функционирования экономической системы приобретает деятельность государства по обеспечению мобильности факторов производства (организация служб занятости, бирж труда, фондовых бирж, информационных центров, лизинга и т.д.). Причём государство либо само осуществляет работы  по созданию средств коммуникации, обеспечению информацией и др., либо организует, координирует, контролирует  и стимулирует работу частного сектора по выполнению этих функций2. Второе направление функционирования государства в экономике отражает господствующее положение последней в общественной системе. Государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок, как

1Горлов И.А. Теория финансов – СПБ.: Типография И. Глазунова, 2007. -  С.– 657

2Веселов А.М. Экономика государства – М.: Дашков и Ко, 2005. - С.– 325

основную  форму связи между экономическими агентами, в современном мире, а  также главный механизм рынка  – конкуренцию.

     Второе  направление функционирования государства в экономике отражает господствующее положение последней в общественной системе. Государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок, как основную форму связи между экономическими агентами, в современном мире, а также главный механизм рынка – конкуренцию. На практике защита конкуренции означает обеспечение формально- свободного доступа на рынки и правовое ограничение крайних проявлений монопольной власти, снижающих эффективность использования ресурсов и наносящих вред, как потребителям, так и производителям. В целом государство стремится поддержать конкурентные процессы - свободу входа- выхода с рынка, определённую степень соперничества между фирмами, ограничить недобросовестную конкуренцию. Это не означает, однако, что экономическая политика государства по поддержке конкуренции направлена на разрушение или подавление рыночных структур, далёких от совершенной конкуренции. Государство главным образом корректирует воздействие этих структур на поведение фирм. Данная деятельность государства осуществляется как в интересах развития конкуренции, так и в интересах развития общества в целом. При этом приоритет отдаётся общественным интересам, даже если реализация их приводит к временной монополизации отдельных рынков. Поддерживая рыночную форму связей, государство должно учитывать и компенсировать внешние эффекты деятельности фирм на рынке – например, такие, как загрязнение окружающей среды. Устанавливая пределы вредных выбросов, ограничивая объёмы вредного производства, взимая плату за загрязнение окружающей среды, государство в определённой степени смягчает воздействие экономики на другие сферы жизнедеятельности общества. Если рыночный механизм будет единственной силой регулирования экономики, то это может привести к разрушительным последствиям для общества в целом: гибели людей, истощению природных ресурсов, резким колебаниям денежной массы, губительным для нормального функционирования бизнеса. Поэтому государство создаёт институты для регулирования отношений применительно к труду, земле, деньгам, сознательно регулируя их включение в рыночную систему. На макроэкономическом уровне, негативные последствия циклических колебаний рынка также требуют вмешательства государства, так как они приводят к глубоким спадам в экономике, науке, образовании. Поддержка государством экономической системы не ограничивается защитой рынка, конкуренции (и других необходимых с точки зрения эффективного использования ресурсов рыночных структур), а также коррекцией их внешних эффектов. Государство с помощью сложившихся у него институтов, прежде всего судебно – правовых, защищает сложившуюся структуру отношений собственности, лежащую в основе функционирования экономики. В периоды общественных трансформаций с помощью правовых институтов или инструментов экономической политики, а иногда и с использованием силовых методов, государство стимулирует эти изменения и юридически их закрепляет.

     Третье  направление деятельности государства, связанное с экономикой, во многом пересекается с двумя первыми. Для  нормальной жизнедеятельности общества  в целом необходимо устойчивое, по возможности бесконфликтное, согласованное развитие всех его подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. Экономика предполагает рыночную систему как основную среду функционирования отношений в обществе, но это не приемлемо для таких областей как образование, здравоохранение, наука, культура, т.к. не всегда обеспечивает их прибыльное функционирование, а значит и интерес к ним частного сектора3. Тогда государство, заинтересованное в равном развитии всех сторон общества, либо берёт организацию работы этих отраслей на себя, либо стимулирует частный сектор к организации бизнеса в этих отраслях таким образом, чтобы их услуги были доступны для общества в полном объёме. Но в любом случае, государство контролирует развитие этих отраслей, т.к., например, при полном переводе образования и здравоохранения на платную основу, может привести к затруднению воспроизводства качественной рабочей силы в результате низкого уровня благосостояния и невозможности заплатить за предоставляемые услуги.

     1.2 Политические мероприятия регулирования экономической системы.

     1.2.1 Стабилизационная политика

     Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание объёма производства на уровне, близком к потенциалу, т.е. к условиям полной занятости факторов при стабильных ценах.  Во временном аспекте стабилизационная политика является чаще всего краткосрочной и среднесрочной. Она направлена главным образом на регулирование совокупного спроса как более динамичного компонента динамического равновесия. Воздействие на совокупный спрос с целью приближения экономики к потенциалу осуществляется с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным. К прямым методам кредитно-денежной политики можно отнести, например, ограничение Центральным банком размеров банковских кредитов для

3Соловьёв И.М. Государство и экономика, Екатеринбург, Книга, 2008. – С.142-149

 отдельных  банков (потолки кредитования), директивную регламентацию уровня процента по активным операциям банков, размеров маржи и др. Примерами косвенных методов регулирования тех же параметров, являются изменение Центральным банком нормы обязательных резервов коммерческих банков, операции на открытом рынке, изменение учётной ставки или ставки рефинансирования Центрального банка. Стабилизационная политика направлена на сглаживание колебаний в экономики независимо от вызвавших её причин.

    В зависимости от направления желательных изменений в экономике она может быть стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной). По характеру процесса воздействия на экономику различают дискреционную (выбор мер применительно к каждому конкретному случаю) и недискреционную политику (придерживание линии твёрдой политики в одном направлении). К последним относят государственные трансферты, пособия по безработице, прогрессивное налогообложение и т.д. Особенности стабилизационной политики4.

      В переходных экономиках экономическая  политика имеет специфику по сравнению с развитыми рыночными системами. Специфика её проявляется в том, что в странах с переходной экономикой стабилизационная политика трактуется более широко: как стабилизация выпуска, цен, снижение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого платёжного баланса, валютного курса. В условиях переходной экономики структурные реформы фактически становятся частью программ стабилизации, хотя и здесь программа стабилизации, подразумевает, прежде всего достижение полной занятости ресурсов – восстановление потенциала экономики.

4Мазурко П.С. Экономика – М.: Дело и Сервис, 2007. - С. 465-467

     Выделяют  два главных варианта стабилизационной политики: ортодоксальную и гетеродоксальную или их комбинации5. Ортодоксальная программа ориентирована в основном на либерализацию цен при ограничениях роста заработной платы, либерализацию всех сфер деятельности, включая внешнеэкономическую, что  создаёт особо жёсткие условия конкуренции для отечественного производителя. Предполагается, что рынок сам восстанавливает рыночное равновесие, а проведение рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жёсткие монетарные меры позволяют снять излишек совокупного спроса и снизить уровень инфляции6.

     Гетеродоксальная (смешанная) программа стабилизации и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит, предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается активной  регулирующей политикой государства. Государство оставляет за собой внешнеэкономический и валютный контроль. Гетеродоксальная политика предполагает временное ограничение роста доходов, но на фоне значительно контролируемого роста цен. Роль государства в использовании стабилизационной политики - достижение реальных результатов комплексного воздействия на хозяйствование страны с целью установления устойчивого экономического роста7.

Информация о работе Роль государственного регулирования в переходном периоде