Роль государственного регулирования в переходном периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание

На современном этапе Россия переживает не простой период переходной экономики. Обозначение проблем, их исследование и обоснованное решение ведёт к сглаживанию негативных факторов сопровождающих этот процесс. Ниже приводимый материал позволит структурировать и обобщить данные по исследуемой теме, понять суть происходящих явлений, которые являются актуальными на сегодняшний день, как в масштабах государства, так и в рамках хозяйственной единицы.

Задачей курсовой работы является исследование противоречивой проблемы роли государства в экономической системе: обоснование регулирующих вмешательств, их описание и альтернативы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 6

1.1 Стимулирование развития рыночной экономики страны 6

1.2 Политические мероприятия регулирования экономической системы 9

1.2.1Стабилизационная политика 9

1.2.2Структурная политика 12

II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 19

2.1 Роль государственного регулирования в условиях формирования национальной экономической системы 19

2.2 Формы правительственных воздействий на экономику 20

2.2.1 Прямое государственное регулирование 20

2.2.2 Косвенное государственное регулирование 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в современной экономической систем1 - копия (2).doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

2.2 Формы  правительственных воздействий на экономику

2.2.1 Прямое  государственное регулирование

     Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на хозяйствующие субъекты. Они не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на обязательных для исполнения распоряжениях органов государственной власти, поэтому некоторые из них иногда называют административными или директивными17.

     К числу важнейших методов прямого государственного регулирования относится контракт на поставку продукции для государственных нужд. Часто его именуют государственным заказом. По сути, государственный контракт – договор поставки продукции, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком, регулирующий права и обязанности сторон. Продукция поставляемая заказчику должна соответствовать государственным стандартам. Ресурсы для выполнения государственного контракта предоставляются заказчиком в рамках бюджетного финансирования. Не менее важным прямым методом воздействия государства являются государственные целевые программы. Разрабатываются среднесрочные долгосрочные программы. Управление программой, контроль над ходом её выполнения, оценку эффективности её реализации программных мероприятий осуществляет государственный заказчик. Порядок разработки и реализации федеральных  и межгосударственных целевых программ осуществляется Правительством Российской Федерации. Если контракты на поставку продукции для государственных нужд и  государственные целевые программы могут быть использованы для воздействия на деятельность частных предпринимателей и государственных организаций, государственная поддержка хозяйствующего субъекта используется исключительно во взаимоотношениях с организациями государственного сектора18.

17Ширман С.В. Экономика М.: Эксмо, 2004 - С.112

18Ширман С.В. Политэкономия М.: Эксмо, 2005. - С.432

        Этот прямой метод регулирования осуществляется в виде целевых дотаций и субсидий в основном на долгосрочной основе, т.е. в течение всего периода существования хозяйствующего субъекта.

     Государственное техническое регулирование  осуществляется с помощью административных  методов воздействия на хозяйствующий  субъект – стандартизации и  сертификации. Оно необходимо для  защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей19.

     Обязательным условием эффективного функционирования экономики является государственное регулирование финансового рынка, состоящего из трёх сегментов: рынка денежных ресурсов, валютного рынка и рынка ценных бумаг. В нашей стране финансовый рынок регулируют нормативно – правовые акты Министерства финансов РФ и Центрального банка России. Среди административных методов государственного регулирования валютного рынка следует назвать установление валютного коридора и норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки. Первый метод означает установление в законодательной форме максимального и минимального уровня валютного курса на определённый период, по истечении которого параметры валютного коридора изменяются в соответствии с изменившимися условиями в валютной сфере. Установление норматива обязательной продажи экспортной выручки – это эффективный административный метод государственного регулирования валютного рынка. Этот метод, безусловно, напрямую влияет на объёмы валютных средств на счетах хозяйствующих субъектов – экспортёров20.

19Веселов А.М. Экономика государства - М.: Дашков и Ко, 2005. - С.329-331

20Мазурко П.С. Экономика – М.: Дело и Сервис, 2007. - С.120-121

Государственное регулирование рынка ценных бумаг  также предполагает использование  административных и экономических методов. Непосредственное воздействие на фондовый рынок осуществляется в форме нормативных актов федерального органа власти, уполномоченного осуществлять регулирование рынка ценных бумаг.

     В мировой хозяйственной практике  принято и действует множество законов, предписывающих производителям и продавцам устанавливать нижние пределы цен на товары, или наоборот, запрещающих снижение цен. Они необходимы для защиты интересов потребителей, предприятий – аутсайдеров, и, наконец, защиты самой конкуренции. Государственное регулирование цен (тарифов) – непосредственное вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования. Оно осуществляется в рамках антимонопольной политики государства. Целью подобного вмешательства является перераспределение прибыли между различными группами предпринимателей, стимулирование структурной перестройки, повышение эффективности экономики, решение социальных задач, повышение конкурентоспособности национального экспорта. В настоящее время регулирование цен осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне контроль цен осуществляет Минэкономразвития России и другие федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции в соответствии с действующим законодательством РФ. На региональном уровне, контроль над соблюдением порядка применения цен и тарифов осуществляется государственной инспекцией цен, отделами цен административных округов и другими органами исполнительной власти города. В качестве административного метода воздействия государство применяет прямой контроль цен на продукцию естественных монополий. Регулирование тарифов в этих сферах имеет общенациональное значение. Тариф должен устанавливаться исходя из условия, что его рост не должен превышать прироста цен производителей промышленной продукции, прогнозируемого Минэкономразвития России.

     Важное и всё возрастающее  место среди методов прямого  регулирования занимает порядок  начисление амортизации. Он напрямую  влияет на процесс воспроизводства  основного капитала хозяйствующих субъектов. Ускоренные методы амортизации позволяют сократить срок службы объектов капитального вложения и тем самым создают условия для их скорейшей замены на более новые и эффективные. В результате амортизационная политика государства напрямую влияет на производственные инвестиции организаций.

     Одним из наиболее действенных  методов непосредственного воздействия  государства на экономику является  управление государственной собственностью. Одним из направлений современной  государственной политики в области совершенствования системы управления государственным имуществом является своевременное проведение приватизационных процессов с целью наращивания производственного потенциала экономики.

     Состояние рынка труда оказывает  непосредственное влияние на эффективность функционирования экономики и социальные показатели общества. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования соотношения спроса и предложения рабочей силы с целью недопущения чрезмерного уровня безработицы, обеспечение максимального соответствия цены рабочей силы размеру заработной платы и др. Другой метод – квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий населения за счёт средств региональных бюджетов и средств организаций. Специфическим административным методом регулирования рынка труда является установление минимального норматива заработной платы и регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы посредством Единой тарифной сетки.

  2.2.2   Косвенное государственное регулирование.

    Методы косвенного государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги рыночного хозяйства и оказывают влияние на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Данные методы часто определяют как экономические методы.

     Важнейшим косвенным методом воздействия государства на экономику является система налогообложения. Как известно, налоги – государственные регуляторы, результатом деятельности которых является формирование доходной части государственного бюджета. Сложнейшей задачей государства является оптимизация системы налогообложения. Современную нормативную базу налогообложения в России составляет в первую очередь Налоговый кодекс Российской Федерации. Система налогообложения напрямую влияет на уровень цен: чем выше ставки налогов, тем выше цены.

     Экономические методы регулирования  рынка труда являются методами  кредитно – денежной и налогово-бюджетной политики государства. В частности, для увеличения спроса на рабочую силу, государство использует такие методы, как изменение процентных ставок банковских кредитов и налоговых ставок на доходы хозяйствующих субъектов. Влияя на условия труда и состояние охраны труда, государство также косвенно влияет на предложение рабочей силы. Другим экономическим методом воздействия на хозяйствующий субъект является регулирование расходов на оплату труда, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Согласно Налоговому кодексу РФ (часть 2) в расходы налогоплательщика на оплату труда для целей налогообложения включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах: стимулирующие начисления и надбавки; компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда; премии и единовременные поощрительные начисления; расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами21.

     Среди косвенных методов  государственного регулирования  на рынке денежных ресурсов  следует выделить два основных  метода: норму обязательных резервов  и ставку рефинансирования. Для регулирования движения денежной массы в экономике, общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора Центральный банк России использует норму обязательных резервов денежных средств – установленная законом доля средств коммерческих банков и других кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на депозитах в Центральном банке страны. Эти нормы не могут быть использованы для кредитования, поэтому изменение размера обязательных резервов позволяет Центральному банку регулировать предложение денег и кредита, влиять на динамику инфляции. Другим косвенным методом предотвращения возможного развития инфляционных процессов является процентная ставка за кредиты. Процентная ставка, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, называется ставкой рефинансирования (учётной ставкой Центрального банка). Чем выше ставка, устанавливаемая Центральным банком, тем выше инфляция. Ставку повышают для снижения денежной массы в обращении, что приводит к снижению инфляции22.

  21Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Эксмо, 2005. - С.141

22Ли А.Н. Государство и экономическая деятельность М.: Эксмо, 2005. - С.254

     Главным экономическим методом применяемым государством в рамках внешнеэкономической политики, является регулирование обменного курса. Осуществляется путём покупки или продажи валюты в определённых размерах – позволяет за относительно короткий период времени достичь необходимых результатов23.

     Операции на открытом рынке,  проводимые Центральным банком, также являются косвенным воздействием  государства на деятельность  хозяйствующего субъекта. При этом государство непосредственно влияет на объём, структуру фондового рынка, выступая в роли эмитента ценных бумаг, целью является обеспечение государственных потребностей без эмиссии денежных знаков. Среди методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды можно выделить: установка платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов и др. Мировой опыт государственного регулирования показывает, что по мере развития экономики увеличивается сфера применения экономических методов и сужается возможность директивного вмешательства государства в экономическую систему24. На современном этапе экономики России государственная роль всё более сводится к преимущественно косвенным методам регулирования. 
 
 

23Горлов И.А.Теория финансов – СПб.; Типография И. Глазунова, 2007. - С.56

24Синаприва С.М. Финансы– М.: Питер, 2004. - С.156

                                                                                                    Таблица 1

Государственное регулирование экономики25 

Государственные целевые программы
Контракты на доставку продукции для государственных  нужд
Государственная поддержка хозяйственных субъектов
Стандартизация
Сертификация
Лицензирование
Квотирование
Установление  норматива обязательной продажи  экспортной валютной выручки
Правовое  регулирование фондового рынка
Установление  тарифов или их предельного уровня
Порядок начисления амортизации
Управление  государственной собственностью
Установление  МРОТ и применение ЕТС

Информация о работе Роль государственного регулирования в переходном периоде