Роль государственного регулирования в переходном периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание

На современном этапе Россия переживает не простой период переходной экономики. Обозначение проблем, их исследование и обоснованное решение ведёт к сглаживанию негативных факторов сопровождающих этот процесс. Ниже приводимый материал позволит структурировать и обобщить данные по исследуемой теме, понять суть происходящих явлений, которые являются актуальными на сегодняшний день, как в масштабах государства, так и в рамках хозяйственной единицы.

Задачей курсовой работы является исследование противоречивой проблемы роли государства в экономической системе: обоснование регулирующих вмешательств, их описание и альтернативы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 6

1.1 Стимулирование развития рыночной экономики страны 6

1.2 Политические мероприятия регулирования экономической системы 9

1.2.1Стабилизационная политика 9

1.2.2Структурная политика 12

II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 19

2.1 Роль государственного регулирования в условиях формирования национальной экономической системы 19

2.2 Формы правительственных воздействий на экономику 20

2.2.1 Прямое государственное регулирование 20

2.2.2 Косвенное государственное регулирование 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в современной экономической систем1 - копия (2).doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

    

5Сидорович А.В. Курс экономической теории, М.: Дело и Сервис, 2007. - С.364-369

6Там же. – С.429-430

7Васильев В.В. Финансы, М.: Экономика, 2006. - С.675-676

1.2.2 Структурная  политика

     Структурная политика в отличие от стабилизационной в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение. Она включает меры государства, стимулирующие рост эффективности распределения ресурсов между областями их применения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся: поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация); налоговые реформы (с целью сокращения «налогового клина» между ценами и предельными издержками и стимулирования роста инвестиций и др.); реформа финансовой системы, играющей главную роль в привлечении свободных денежных ресурсов (сбережений) и направления их для осуществления наиболее выгодных инвестиций (реформа банковской системы, создание фондовых бирж, политика в области процентных ставок и т.д.); совершенствование рынков труда (в числе политика доходов, профессиональная подготовка работников, особенно в случаях несоответствием между спросом и предложением труда необходимой квалификации и др.); пересмотр в целом системы льгот, дотаций и другие меры. Очевидно, что указанные меры, с одной стороны, направлены на «очищение» рынков и формирование такой структуры относительных цен, которая могла бы выполнять свойственную ей сигнальную функцию в деле эффективного распределения ресурсов. С другой стороны, государство дополняет или корректирует работу рынка, например, там, где необходимо стимулирование долгосрочных программ экономического роста, не дающих быстрого эффекта и мало привлекательных для частного сектора по тем же причинам (инвестиции в образование, создание новых технологий, инфраструктуру и т.д.), а также осуществляет целый ряд институциональных реформ в целях создания наиболее благоприятных условий для долгосрочного роста экономики. В более узком смысле под структурной политикой понимают промышленную политику – совокупность мер, воздействующую на положение отраслей и предприятий или групп предприятий путём специальных государственных решений и мер, а не только создание общих условий хозяйствования. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов изменяет структуру экономики (промышленности), решает региональные проблемы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т.д.). На практике все страны в той или иной мере проводят промышленную политику в виде поддержки экспорта, ограничения импорта, других мер, хотя во многих случаях официально декларируется отсутствие промышленной политики8. Традиционной для развитых стран формой проведения промышленной политики является поддержка приоритетных направлений экономики исходя из глобальных закономерностей научно-технического прогресса и национальных конкурентных преимуществ и их реализация с помощью государственных целевых программ, институтов развития, госзакупок, льготных кредитов, поддержки конкурентноспособных производственно-технологических структур.

         Важнейшим инструментом структурной политики, является индикативное планирование и долгосрочное прогнозирование научно-технического развития. В области стимулирования совокупного предложения также можно выделить меры прямого и косвенного  воздействия на экономику. Прямое воздействие связано с целевыми государственными программами, предполагающими адресное расходование средств на поддержку или создание новых предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики и т.д.

  8Бургонов А.В. Интеграция экономической политики. М.: АТОН, 1999. -  С.475-490

     Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой, рассчитанной на то, что снижение налогов, в долгосрочной перспективе будет способствовать привлечению инвестиций, предложение труда, а значит, увеличивать объём производства, расширяя при этом и налоговую базу9. Стимулирование роста объёма производства в экономике затрагивает более широкую проблему – реформирование институциональной среды развития бизнеса. Институциональные реформы включают реформу отношений собственности, налоговой системы, развитие финансовых институтов, служб занятости и т.д. Кроме того, государство в современных условиях курирует и те отрасли, которые влияют на качество факторов производства, а значит, на возможности долгосрочного устойчивого развития экономики: фундаментальную науку и прикладные исследования, сферу образования, здравоохранение, защиту окружающей среды и т.д. В целом выделение стабилизационной и структурной политики весьма условно, поскольку они тесно взаимосвязаны и пересекаются между собой по многим направлениям10.Особое значение в национальной экономической системе имеет региональная политика, которая должна обеспечивать не только выполнение общеэкономических задач микроуровней и макроуровней политики, но целостность национальной экономической системы. Без учёта региональной, другие формы экономической политики при своей реализации не могут достичь успеха в странах с развитой региональной структурой. Политика стимулирования совокупного предложения призвана преодолевать возрастающую безработицу, высокую инфляцию,     большие       бюджетные дефициты11.  В  условиях трансформации        структурная        политика

9Зарубин В.А. От плана к рынку. Методы. Рекомендации. М.: Эксмо, 2006. - С.274

10Там же. - С.290

11Ли А.Н. Государство и экономическая деятельность. М.: Эксмо,2005. - С.320

государства решает гораздо более  широкий круг проблем. Речь идёт о  стимулировании роста совокупного  предложения на качественно новой основе. Среди основных направлений структурной политики следует выделять: преобразование структуры народного хозяйства; создание системы рынков факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг и др.; создание условий для формирования новых ценовых пропорций в экономике, в том числе системы относительных цен, соответствующих современному состоянию НТП, стимулирующих прогрессивные направления развития факторов производства. Либерализация цен, осуществляемая под контролем государства, приватизация, рассматривается также в аспекте структурной политики. Особым элементом структурной политики в широком смысле слова в переходной экономике является преобразование структуры народного хозяйства. В связи с затяжным спадом производства, сопровождающим процессы трансформации экономических систем, в народном хозяйстве выявляется значительная доля убыточных организаций. Поэтому перед государством всегда встаёт вопрос об экономической целесообразности сохранения таких предприятий или отраслей с точки зрения эффективности их функционирования в новых условиях и возможности замены их продукции импортом12.     Во всех развитых странах государство берёт на себя функции организации и финансирования фундаментальных и прикладных исследований, научно – производственной инфраструктуры,      помогает      формированию     предприятий     новейших технологических укладов, которые становятся центрами притяжения капитала, уходящего из угасающих отраслей. Это даёт возможность сохранять лидирующие позиции на мировом рынке. Структурная политика должна следовать долгосрочным приоритетам модернизации

12Ковалёва В.А. Финансы. Учебник. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. - С.536

экономики. Очевидно, что все выше перечисленные  направления структурной политики, даже если исключить их юридический аспект, не могут быть осуществлены неким гипотетическим «свободным рынком», а требуют активной деятельности государства. В условиях открытой экономики и высокой степени либерализации внешней торговли на начальных этапах переходного процесса актуальной становится государственная поддержка формирования конкурентноспособных отраслей и предприятий, выходящих на внешний рынок, а также поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, с помощью субсидий, льготных кредитов, мер внешнеторговой политики (тарифов, квот) и т.д. Необходимость этого связана с тем, что сама по себе смена формы собственности не приводит к резкому повышению прироста производительности и способности успешно конкурировать с высокотехнологичными и успешными зарубежными фирмами, уже завоевавшими себе место на мировом рынке. «Входные барьеры» современной конкурентной индустрии в форме высоких затрат на исследования и разработки оказываются практически непреодолимыми для молодых приватизированных предприятий. Поэтому на первых стадиях без наличия конкурентных преимуществ, в виде принципиально новых продуктов и процессов необходимость в государственном руководстве и поддержке в условиях либерализации внешней торговли становится ещё большей, чем прежде.

        Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Эти обстоятельства связаны с неустойчивостью системы и довольно длительным периодом восстановления. Устойчивая, сформировавшаяся  рыночная    экономика  в    значительной   мере характеризуется свойством самоорганизации,       саморегулирования.   Возникающие     отклонения   от      равновесия        погашаются       с        помощью

отлаженных экономических связей, действующих либо в рамках собственного рыночного механизма, либо через отработанный механизм государственного регулирования с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики13. Переходная экономика, как социально-экономическая система, выведенная из состояния равновесия и переживающая процесс реструктурирования, требует для своей стабилизации на качественно новой основе создания не только рыночных институтов, но и принципиально новой схемы взаимоотношений между государством и экономическими агентами как по сравнению с прежней, плановой системой, так и по сравнению с той, которая существует в развитых рыночных экономиках. В этом процессе активная роль принадлежит государству.     Особая роль государства особенно на первых этапах преобразования связана, в частности, с тем, что у экономических агентов за длительный период существования плановой системы сформировалась устойчивая потребность в подробной регламентации своего поведения со стороны вышестоящих органов14. Поэтому переход к автономному, независимому существованию, когда ориентиры поведения экономических агентов должны определяться в условиях труднопредсказуемого, неизвестного им рынка, не может протекать вне координирующей деятельности государства во избежание разрушительных последствий трансформации.     Необходимость изменения утяжелённой структуры экономики, преодоление стоимостных диспропорций, формирование навыков рыночного поведения субъектов экономики, преобразование отношений собственности-эти и другие процессы не могут произойти автоматически и требуют участия государства. Переход   к  рыночным отношениям  требует      ликвидации    фактически

13Сабанти Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер. 1998. - С.285-314

14Там же. – С. 687

индивидуальных  нормативов эффективности для территорий и предприятий, устанавливаемых из центра, когда благополучие предприятий зависит от вышестоящего   органа.   Переход   к    единой  системе налогообложения невозможен без выравнивания - с помощью государственных дотаций, налоговых льгот и иных инструментов-стартовых условий для предприятий с разным уровнем рентабельности, сложившимся из-за того, что государство долгое время по-разному наделяло их средствами. Уходя от прямого финансирования предприятий, государство должно способствовать созданию системы частных (на первых стадиях с участием государства) институтов, имеющих целью осуществление эффективной инвестиционной политики в русле общих структурных преобразований экономики.

      Схема 1

Динамика  развития отраслей народного хозяйства в условиях переходной экономики. Модель15

Для отраслей без                                     Для отраслей с

государственного регулирования:        государственным регулированием:

1    1

0 0

-1 -1 
 

15Луис В.А. Государственные финансы. М.: Диалектика, 2004. - С. 63

II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

2.1 Роль государственного регулирования в условиях формирования национальной экономической системы

     Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Устойчивая, сформировавшаяся рыночная экономика в значительной мере характеризуется свойством самоорганизации, саморегулирования. Возникающие отклонения от равновесия погашаются с помощью отлаженной системы экономических связей, действующих либо в рамках собственно рыночного механизма, либо через отработанный механизм государственного воздействия с помощью инструментов бюджетно – налоговой или кредитно – денежной политики. Переходная экономика как социально – экономическая система, выведенная из состояния равновесия и переживающая процесс реструктурирования, требует для своей стабилизации на качественно иной основе создания не только новых рыночных институтов, но и принципиально новой схемы взаимоотношений между государством и экономическими агентами как по сравнению с прежней, плановой системой, так и по сравнению с той, что существует в развитых рыночных экономиках16. В этом процессе активная роль принадлежит государству.

     Особая роль государства  на первых этапах  экономических преобразований связана, в частности, с тем, что у экономических агентов, за длительный период существования плановой системы сформировалась устойчивая потребность в подробной регламентации своего поведения со стороны вышестоящих органов. Поэтому переход

16Романовский М.В.Основы теории и практики государственных финансов. СПб. : СПбГУЭФ, 1998. - С.395

к автономному, независимому    существованию,     когда   ориентиры    поведения должны определяться исходя из условий труднопредсказуемого, неизвестного им рынка, не может протекать вне координирующей деятельности государства во избежание разрушительных последствий трансформации. Необходимость изменения утяжеленной структуры экономики, преодоление стоимостных диспропорций, формирование навыков рыночного поведения субъектов экономики, преобразования отношений собственности – эти и другие процессы не могут пройти автоматически и требуют участия государства. Переход к единой системе налогообложения не возможен без выравнивания – с помощью государственных дотаций, налоговых льгот и иных инструментов – стартовых условий для предприятий  разным уровнем рентабельности, сложившимся  в значительной степени из-за того, что государство долгое время наделяло их средствами. Уходя от прямого финансирования предприятия, государство должно способствовать созданию системы частных (а на первых порах – и с участием государства) институтов, имеющих целью осуществление эффективной инвестиционной политики в русле общих структурных преобразований экономики. Все названные и другие причины объясняют особо активную роль государства в переходной экономике как своеобразного проводника для предприятий, вступающие в новые условия жизнедеятельности, а в дальнейшем – как гаранта поддержания равных конкурентных условий для производственных агентов.

Информация о работе Роль государственного регулирования в переходном периоде