Роль и функции рынка в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Сущность, функции, структура рынка.
Сущность рынка как формы функционирования товарного производства…………………………………………………………5
Функции рынка………………………………………………………8
Структура рынков……………………………………………….…11
Глава 2. Особенности рынка в России.
2.1. Особенности конкуренции в России……………………………...16
2.2. Социально – экономическое проявление монополии в России…20
2.3. Значение крупных предприятий в экономике России…………...25
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 51.21 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. Сущность, функции, структура  рынка.

    1. Сущность рынка как формы функционирования товарного производства…………………………………………………………5
    2. Функции рынка………………………………………………………8
    3. Структура рынков……………………………………………….…11

Глава 2. Особенности рынка  в России.

2.1. Особенности конкуренции в России……………………………...16

2.2. Социально – экономическое проявление монополии в России…20

2.3. Значение крупных предприятий в экономике России…………...25

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованной лиетратуры…………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Рынок - достижение всего  человечества. Рыночное хозяйство является средой, в рамках и с помощью  которой происходят и властвуют  отношения товарного производства. Именно они и являются той «рабочей одеждой», в которой действуют  экономические законы товарного  общественного производства. Исторически  слово «рынок» характеризовало  определённое место, где продавались  и покупались товары. Как правило, это была торговая площадь в центре города или специально оснащённое помещение, где встречались продавцы (владельцы  товара) и покупатели (собственники денег). Здесь в результате договорённости устанавливались цены на товар, который  в обмен на деньги переходил в  руки покупателя.

Вследствие развития средств связи необходимость в определённом месте встречи для взаимодействия продавцов становится несущественной. Участники товарно-денежных отношений получают возможность контактировать и решать свои проблемы другим способом. Ф. Котлер в своей книге «Основы маркетинга» писал: «По наличию современных средств связи и транспорта покупатель может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов по телефону и уже на следующий день разослать товары по почте, не вступая в физический контакт с покупателем».

Именно поэтому сегодня  экономисты под термином «рынок»  понимают какую-либо упорядоченную  структуру, которая обеспечивает нормальное взаимодействие продавцов и покупателей. Так Макконнелл в книге «Экономикс: принципы, проблемы» заключает: «Рынок - это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».

Это - узкое толкование категории  «рынок». В широком понимании  рынок означает определённый способ организации экономической жизни, характерными чертами которого являются: самостоятельность участников экономического процесса; коммерческий характер их взаимодействия; конкуренция хозяйствующих субъектов; формирование экономических пропорций под влиянием динамики цен и конкурентной борьбы; цены, которые составляются на основе спроса и предложения.

Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть  рыночные отношения, в целом, с точки  зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и  опыт прошлого, учитывая мнения различных  учёных в данной области науки  и делая свой личный обобщённый вывод  из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность, функции, структура рынка.

    1. Сущность рынка как формы функционирования товарного производства.

Рынок есть особая форма  организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и  человек, осуществляющий какие-либо покупки  или продажи. Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и  затрагивают практически всех. Так  что же такое рынок? Есть множество  определений рынка, некоторые из которых мы рассмотрим.

В общеупотребимом понимании "рынок", по определению В.И. Даля, «площадь в городах и селах для торговли съестными припасами на воле (на воздухе), место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням...».

Еще А. Смит, исследуя причины  роста богатства народов, значительное внимание уделял возникновению и  становлению рынка. Рынок, по А. Смиту, - регулятор разделения труда. Так  как "разделение труда вызывается возможностью обмена, то, следовательно, и степень этого разделения всегда ограничивается пределами возможности обмена, или, другими словами, обширностью рынка. Если рынок очень мал, то никто не найдет для себя выгодным заняться исключительно какой-нибудь одной работой, просто по невозможности обменять излишек произведений своего труда на такой же излишек произведений труда других людей.

Таким образом, по А. Смиту, рынок  определяется обменом. Это его главное  свойство.

Австрийский экономист Й. Шумпетер понимал под рынком «все бесчисленные акты обмена, которые нам дано наблюдать в рыночной экономике в любой хозяйственный период. Они в своей совокупности образуют внешнюю форму, в которой осуществляется кругооборот хозяйственной жизни».

В современной неоклассической  экономической литературе часто  используется определение рынка, данное экономистом А. Маршаллом: «Рынок - это  не какая-то конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

Согласно большинству  современных учебников рынок  имеет место тогда, когда покупатели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценными бумагами, трудом и т.д. Рынок - это «институт или  механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или  услуги».

Таким образом, во всех приведенных  определениях рынка его основной характеристикой выступает обмен. Однако следует подчеркнуть, что  не всякий обмен порождает рынок  и не всегда рынок ведет к рыночной экономике. Обмен трансформируется в рынок только в том случае, когда производители организуют производство с целью продажи  своего товара с последующим приобретением  необходимого им другого товара. При  таких условиях складывающийся тип  хозяйствования окончательно порывает с натуральным производством. Важным шагом на этом пути явилось вклинивание  в товарный обмен денег и возникновение  товарного обращения. Формально  товарное обращение отличается от непосредственного  обмена товаров тем, что оно осуществляется при посредстве денег.[3,c.277]

Акт любого обмена предполагает как минимум двух субъектов - продавца и покупателя. Для того, чтобы обменять продукт, даже если обмен носит случайный характер, оба субъекта должны быть экономически свободны. Они должны быть вольны обменивать продукты по своему желанию. Следовательно, для обмена, организованного по законам товарного обращения, главными признаками функционирования являются: 1) свобода продавца и покупателя; 2) в основе обмена находится спрос и предложение товаров.

Наличие этих признаков, однако, не означает еще возникновение рынка  как системы. Система считается  возникшей и вступающей в стадию становления, если она начнет самообеспечивать себя. Возникновение рынка предполагает множественность меновых операций. Множественность необходима прежде всего по причине того, что при ограниченном круге продавцов и покупателей не может возникнуть свободное колебание цен, а возможен лишь сговор как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.

Главная особенность рыночной организации состоит в том, что в большинстве случаев она не позволяет одному лицу вмешиваться в деятельность другого. Потребителя ограничивает от принуждения со стороны продавца наличие других продавцов, с которыми он тоже может вступить и сделку. Продавца ограничивает от диктата потребителя наличие других потребителей, которым он может продать свой товар.

О появлении рынка можно  говорить в том случае, если процесс  товарного обращения и производства приобретает регулярный характер, порождает  постоянные колебания спроса, предложения  и цен. Наличие таких признаков, как множество продавцов и  покупателей, во-вторых, колебание цен  и, в-третьих, ориентация на потребности потребителя-покупателя, позволяет говорить о возникновении рынка.

Таким образом, определим  рынок как систему взаимодействия производителей и потребителей, основанную на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен.

Субъектами рыночных отношений  выступают производители, потребители  и их посредники. Основные производители (предприятия и организации) продают  произведенные ими вещественные блага и услуги и покупают необходимые  для производства ресурсы. Домашние хозяйства выступают на рынке  как покупатели благ потребительского назначения и продавцы рабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполнения его функций. Посредники - оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры и агенты производителей - оказывают торговые услуги производителям и потребителям. Следовательно, субъектами рыночных отношений являются физические и юридические лица.

Объектами купли-продажи  на рынках являются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги, т.е. все то, по поводу чего возникают рыночные отношения  между продавцами и покупателями. [13,c.149]

    1. Функции рынка.

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых  рынком функций, которые отражают его  роль в достижении конкретных экономических  целей общества.

    1. Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капиталы из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
    2. Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
    3. Стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
    4. Распределительная функция. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
    5. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
    6. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
    7. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических  интересов, повышение восприимчивости  экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций  позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить  из указанных выше функций, роль рынка  сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению  равновесия спроса и предложения  и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.[2,c. 190]

    1. Структура рынков.

Современный рынок имеет  сложную структуру, охватывая своим  влиянием все сферы экономики.

Структура рынка – это  внутреннее строение, расположение, порядок  отдельных элементов рынка. Можно  назвать следующие признаки структуры  рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с  обеспечением производства, а также  элементы материального и денежного  обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных  форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного  обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область  платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает  сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.

В экономической литературе выделяется более десятка критериев  для характеристики структуры и  системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

1. По экономическому назначению  объектов рыночных отношений:  рынок товаров и услуг (потребительский  рынок); рынок ценных бумаг; рынок  труда (рынок рабочей силы); рынок  валюты; рынок информации; рынок  научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

2. По товарным группам:  рынки товаров производственного  назначения; рынки потребительских  товаров (например, продовольствия); рынки сырья и материалов и  т.д. 

Информация о работе Роль и функции рынка в современной экономике