Роль и функции рынка в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Сущность, функции, структура рынка.
Сущность рынка как формы функционирования товарного производства…………………………………………………………5
Функции рынка………………………………………………………8
Структура рынков……………………………………………….…11
Глава 2. Особенности рынка в России.
2.1. Особенности конкуренции в России……………………………...16
2.2. Социально – экономическое проявление монополии в России…20
2.3. Значение крупных предприятий в экономике России…………...25
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 51.21 Кб (Скачать документ)

3. По географическому  положению: местные (локальные)  рынки; региональные рынки; национальный  рынок; мировой рынок. 

4. По субъектам или  их группам: рынок покупателей;  рынок продавцов; рынок государственных  учреждений; рынок промежуточных  продавцов – посредников и  др.

5. По степени ограничения  конкуренции: монопольный рынок;  олигопольный рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.

6. По уровню насыщения  товарами и услугами: равновесный  рынок; дефицитный рынок; избыточный  рынок. 

7. По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок;  формирующийся рынок. 

8. По соответствию законодательству: легальный (официальный) рынок; нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»).

9. По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок. 

10. По характеру ассортимента товаров: замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

11. По отраслевому признаку: рынок автомобилей; рынок нефти;  рынок компьютерной техники и  т.д. [4,c. 87]

В рыночной структуре особо  выделяют также несколько видов  рынков.

    • Рынки товаров и услуг, куда включаются рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
    • Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
    • Финансовые рынки, т. е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
    • Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
    • Рынки рабочей силы (труда), представляющие собой экономическую форму движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные  субрынки, или рыночные сегменты. Это  происходит в процессе сегментации  рынка – разделения потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (критериев).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны  и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся  в определенных соотношениях друг с  другом. Роль этих соотношений, пропорций  исключительно велика. [7,c.205]

Цивилизованный рынок  предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное  функционирование.

Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом  анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций  и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и  услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

    • как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;
    • как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;
    • как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

В целом инфраструктуру можно  определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих  определенные функции по обеспечению  нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются: биржи, аукционы, ярмарки  и другие формы организационного внебиржевого посредничества; кредитная  система, коммерческие банки, система  регулирования занятости населения  и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая  система; система страхования различных  рисков и страховые компании; специальные  рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов и т.д.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены  самими рыночными отношениями.

Таким образом, рыночная экономика  представляет собой многосложную систему  связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения  учитываются, суммируются и взаимно  уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант экономического поведения, являются цены, уравновешивающие спрос и предложение.[8,c. 354]

 

Глава 2. Особенности  рынка в России.

2.1. Особенности конкуренции в России.

Конкуренция (от лат. соncurrencia - сталкиваться) - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Конкуренция - это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое  условие развития предпринимательской  деятельности, это центр тяжести  всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями  по поводу установления цен и объемов  предложения товаров на рынке. Это  конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция  между потребителями как взаимоотношения  по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Конкурентная борьба - это  динамический (ускоряющий движение) процесс, который служит лучшему обеспечению  рынка товарами.

В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам  иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены  до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и  охватывает все аспекты рынка  любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются  и т.д.).

По масштабам развития конкуренция может быть:

    • индивидуальной (один участник рынка стремится занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
    • местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
    • отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
    • межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
    • национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
    • глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке). По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.[9,c. 177]

По методам ведения  рыночная конкуренция делится:

На ценовую (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен). Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен быть  монополистом или обладать некоторой  степенью монопольной власти;

2. Продавец должен быть  способен выделять покупателей  в группы, которые имеют разную  покупательскую способность;

3. Первоначальный покупатель  не может перепродавать товар  или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере  услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и  т.д.), при оказании услуг по транспортировке  продукции; при реализации товара, который  не поддаётся перераспределению  с одного рынка на другой (транспортировка  скоропортящихся продуктов с  одного рынка на другой).

И неценовую (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей  и т. п.).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования  качества продукции и условий  её продажи, "сервизации" сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товаров; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту.

Суть конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.[5,c. 288]

Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения  фирм в условиях рыночного хозяйства  и содержащий "правила игры" для конкурентов, был принят в  марте 1991 г. Это Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Основная особенность  этого документа - он содержит перечень запрещаемых видов поведения  конкурентов и меры ответственности  по отношению к тем, кто все  же решил игнорировать данные запреты. Тем самым Закон "О конкуренции..." по своему содержанию и по структуре  ближе к традиционному зарубежному  экономическому законодательству, исповедующему  принцип "все разрешено, что не запрещено", нежели к разрешительному  законодательству России начала 90-х  гг.

Закон "О конкуренции..." содержит запреты на многие виды монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание "министерств, государственных  комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации  производства или реализации товаров..." (статья 7). Статья 9 содержит жесткие  запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой  форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации  других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских  мер.

Однако наряду с "жесткими" формулировками Закон "О конкуренции..." содержит и такие положения, которые  во многом ставят под вопрос возможности  его эффективного применения для  поддержания рынка в "режиме конкуренции".

Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько  причин:

1. Приватизация не привела,  как ожидалось, к появлению  эффективных собственников, которые  заботились бы о развитии предприятия;

2. Принудительная реструктуризация  предприятий не была использована  должным образом, хотя могла  бы облегчить массовое образование  новых конкурентоспособных хозяйствующих  субъектов;

3. Малый бизнес так  и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  технологических и экономических  проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам  фирмы и заинтересованность в  её успехе. Даже в условиях повышенного  риска малые предприятия охотно берутся за новации.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий  в общем числе хозяйствующих  субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы  роста числа этих предприятий  замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса  необходимы доступные кредиты и  льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а также вовлечение малых  предприятий в новые сферы  деятельности, международные программы  сотрудничества. Пока же всё это  остаётся благим пожеланием из-за скудности  госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия  чиновников, настроенных против рыночных реформ.[10,c. 134]

Информация о работе Роль и функции рынка в современной экономике