Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Сущность, функции, структура рынка.
Сущность рынка как формы функционирования товарного производства…………………………………………………………5
Функции рынка………………………………………………………8
Структура рынков……………………………………………….…11
Глава 2. Особенности рынка в России.
2.1. Особенности конкуренции в России……………………………...16
2.2. Социально – экономическое проявление монополии в России…20
2.3. Значение крупных предприятий в экономике России…………...25
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….28
3. По географическому
положению: местные (локальные)
4. По субъектам или
их группам: рынок покупателей;
5. По степени ограничения
конкуренции: монопольный
6. По уровню насыщения
товарами и услугами: равновесный
рынок; дефицитный рынок;
7. По степени зрелости:
неразвитый рынок; развитый
8. По соответствию законодательству: легальный (официальный) рынок; нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»).
9. По характеру продаж:
оптовый рынок; розничный
10. По характеру ассортимента товаров: замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
11. По отраслевому признаку:
рынок автомобилей; рынок
В рыночной структуре особо выделяют также несколько видов рынков.
В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Это происходит в процессе сегментации рынка – разделения потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (критериев).
Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика. [7,c.205]
Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.
Впервые термин «инфраструктура»
был использован в
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.
Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:
В целом инфраструктуру можно
определить как совокупность институтов,
систем, служб, предприятий и организаций,
обслуживающих рынок и
Основными элементами инфраструктуры
рынка в современных условиях
являются: биржи, аукционы, ярмарки
и другие формы организационного
внебиржевого посредничества; кредитная
система, коммерческие банки, система
регулирования занятости
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Таким образом, рыночная экономика
представляет собой многосложную систему
связей, посредством которой
Глава 2. Особенности рынка в России.
2.1. Особенности конкуренции в России.
Конкуренция (от лат. соncurrencia - сталкиваться) - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Конкуренция - это неотъемлемая
часть рыночной среды, необходимое
условие развития предпринимательской
деятельности, это центр тяжести
всей системы рыночного хозяйства,
тип взаимоотношений между
Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).
По масштабам развития конкуренция может быть:
По методам ведения рыночная конкуренция делится:
На ценовую (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен). Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1. Продавец должен быть
монополистом или обладать
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
И неценовую (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, "сервизации" сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товаров; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту.
Суть конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.[5,c. 288]
Первый в истории России
законодательный акт, регламентирующий
порядок конкурентного
Основная особенность
этого документа - он содержит перечень
запрещаемых видов поведения
конкурентов и меры ответственности
по отношению к тем, кто все
же решил игнорировать данные запреты.
Тем самым Закон "О конкуренции..."
по своему содержанию и по структуре
ближе к традиционному
Закон "О конкуренции..."
содержит запреты на многие виды монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции.
Обратим, в частности, внимание на запрет
на создание "министерств, государственных
комитетов, других структур государственного
управления с целью монополизации
производства или реализации товаров..."
(статья 7). Статья 9 содержит жесткие
запреты должностным лицам на
занятие самостоятельным
Однако наряду с "жесткими" формулировками Закон "О конкуренции..." содержит и такие положения, которые во многом ставят под вопрос возможности его эффективного применения для поддержания рынка в "режиме конкуренции".
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:
1. Приватизация не привела,
как ожидалось, к появлению
эффективных собственников,
2. Принудительная
3. Малый бизнес так
и не получил должного
Во многих странах именно
малый бизнес является естественной
основой формирования конкурентной
среды, полигоном для испытания
технологических и
Как показывает зарубежный
опыт, чем выше доход малых предприятий
в общем числе хозяйствующих
субъектов и численности
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.[10,c. 134]
Информация о работе Роль и функции рынка в современной экономике