Роль и функции рынка в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Сущность, функции, структура рынка.
Сущность рынка как формы функционирования товарного производства…………………………………………………………5
Функции рынка………………………………………………………8
Структура рынков……………………………………………….…11
Глава 2. Особенности рынка в России.
2.1. Особенности конкуренции в России……………………………...16
2.2. Социально – экономическое проявление монополии в России…20
2.3. Значение крупных предприятий в экономике России…………...25
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 51.21 Кб (Скачать документ)

2.2. Социально –  экономическое проявление монополии  в России.

Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». В экономическом  смысле слово «монополия» очень неопределенно. Ибо единственным продавцом оказывается или каждый, или никто, в зависимости от того, как мы определяем продаваемый товар. К тому же нет подходящего способа, чтобы решить в каждом случае, насколько широко или узко следует определять понятие товара.

Чистая или абсолютная монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма является единственным производителем продукта с продавцом или единственным поставщиком услуги, у которой  нет близких заменителей.

Монополия есть характеристика структуры товарного рынка, на котором  поставки определенного продукта, не имеющего заменителей, или поставки определенного продукта и возможных  его заменителей осуществляются единственным хозяйствующим субъектом, а именно: преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

Если государство позволяет  одним заниматься какой-либо деятельностью, но преследует за это других, или, если некоторые продавцы (но не все) облагаются налогами или на их деятельность накладываются  ограничения; или, если одним предоставляется  защита и поддержка, в то время  как другие ее не получают, то государство  создает исключительные привилегии. Такое значение слова «монополия»  имеет не только историческое, но и  современное звучание.

Под монополией также понимается право и возможность отдельного производителя, занимающего доминирующее положение на рынке данного продукта или значительный сектор рынка, навязывать собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом.[12,c. 159]

Появление монополий в  России было своеобразным. Первые монополии  образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось  в непосредственном вмешательстве  государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-2003 годов. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Братьев Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150 - 200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд - Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтедобыча и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 годы в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом  война увеличила число монополий  и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.

Советское государство частично использовало учетные и распределительные  органы монополий при создании органов  управления народным хозяйством.

В ходе перестройки 1985-1991 годы вопросы антимонопольной политики и механизмов регулирования конкурентных отношений так и не вошли в  число приоритетных направлений  экономических реформ. Однако именно монополизм является одним из ведущих  звеньев механизма торможения реформ, препятствием на пути достижения позитивных результатов проводимых мер.

Так начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому  усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с  распадом СССР и ослаблением экономических  связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями  в рамках всего Союза, но ставшие  таковыми на сократившейся территории.

Монополия сопряжена с  целым набором резко отрицательных  последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное  производство при этом составляют лишь вершина монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают  клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться  и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса  и другими проявлениям пренебрежения  интересами потребителя. Выбора-то у  последнего все равно нет.

Еще более опасно то, что  монополия полностью блокирует  механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Всевластию монополиста  в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить  эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Система антимонопольного регулирования  и стратегия демонополизации  не имеют достаточно проработанной  концепции, что накладывает свой отпечаток на их действенность и  способность обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российской экономике. Не решаются старые проблемы, рождаются новые. Переплетаются  худшие черты дореформенного советского и пореформенного российского монополизма. Причина тому - присущий российским реформам американоцентризм, недооценка опыта стран Западной Европы и, прежде всего ФРГ, а также Японии и стран постсоциалистической Восточной Европы.[1,c. 241]

2.3. Значение крупных  предприятий в экономике России.

Исторически российская промышленность развивалась в первую очередь как крупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царской России. Для советской экономики также была свойственна непpопоpционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних предприятий. Уже в 1960 г. пpоцент кpупных пpедпpиятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигал почти 16% и был в пять с лишним pаз выше, чем в ФРГ. Причем на этом процесс концентрации не остановился. К концу советской эпохи (1987) доля крупных предприятий дошла до 29,5%, а трудились на них 85,1% всех занятых, то есть чуть ли не все работники промышленности! В новой рыночной экономике России возникло много мелких предприятий, что частично покрыло их дефицит. Поэтому доля крупных заводов в общей численности предприятий резко упала (до 2,9% в 1996 г.). Но фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах.

В 1996 г. на крупных предприятиях работало 68,7% занятых в промышленности, ими выпускалось 77,7% всей продукции. Иначе говоря, крупные предприятия  - это все что у нас есть. Другой промышленности Россия просто не имеет. И от эффективности их использования зависит судьба экономики страны. Между тем, как это не удивительно для страны, которая унаследовала от СССР промышленность, состоящую преимущественно из индустриальных гигантов, именно в низкой концентрации коренятся многие конкурентные слабости российского бизнеса.

Дело в том, что советские  производственные объединения (последняя  исторически существовавшая организационная  форма социалистических крупных  предприятий) никогда не бывали так  велики, как ведущие западные корпорации. Обычно они включали головной завод  и несколько смежных или обеспечивающих производств, тогда как в состав крупной корпорации нередко входят десятки заводов, разбросанных по всему  миру. Кроме того приватизация многих производственных объединений велась на однозаводской основе, т.е. каждое предприятие, входившее в объединение, становилось самостоятельным акционерным обществом. Таким образом, парадоксальная особенность микроэкономики России состоит в том, что в ней действуют крупные заводы, но практически нет крупных фирм.[5,c. 302]

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рыночная экономика - комплексная  и сложная система организации  народного хозяйства и ключевым элементом в этой системе является рынок.

Роль рынка в общественном производстве имеет большое значение: он выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед  ним задачами. Рынок призван найти  ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить,  то есть, какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, то  есть, какой из способов изготовления  следует применить?

3. Для кого следует  эти товары и услуги производить,  то есть, кто может претендовать  на их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные  проблемы экономики.

Рынок уравновешивает спрос  и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных  предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько  успешно он может продать на рынке  товар, которым владеет.

Рынок как социальная форма  организации экономики, с одной  стороны, вызывает в человеке активность, а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.

Список использованной литературы.

  1. Агапова И. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Тандем, 2007. - 370 с.
  2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. - М.: Аргус, - 2005. - 270 с.
  3. Долан Э.Д. Рынок. - М.: АСТ, 2000. - 340 с.
  4. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. Курс лекций. - М.: Экономикс, 2001. - 115 с.
  5. Князев Ю.К. Переход к рыночной экономике. - М.: Изд-во А. Мельникова, 2001. - 314 с.
  6. Козырев В.П. Основы современной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 314 с.
  7. Коуз Р.Г. Фирма, рынок, право. - М.: Носове издательство, 2007. - 224 с.
  8. Макконел К.Р. Экономикс. - М.: Инфра-М, 2003. - 460 с.
  9. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. СПб.: Питер, 2009. - 280 с.
  10. Радаев В.В. Что такое рынок. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005. - 180 с
  11. Розанова Н.М. Экономический анализ фирмы и рынка. - М.: Юнити, 2009. - 290 с.
  12. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. - М.: Банки и биржи, 2000. - 245 с.

 


Информация о работе Роль и функции рынка в современной экономике