Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Сущность, функции, структура рынка.
Сущность рынка как формы функционирования товарного производства…………………………………………………………5
Функции рынка………………………………………………………8
Структура рынков……………………………………………….…11
Глава 2. Особенности рынка в России.
2.1. Особенности конкуренции в России……………………………...16
2.2. Социально – экономическое проявление монополии в России…20
2.3. Значение крупных предприятий в экономике России…………...25
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….28
2.2. Социально –
экономическое проявление
Слово «монополия» происходит от двух греческих слов, означающих «единственный продавец». В экономическом смысле слово «монополия» очень неопределенно. Ибо единственным продавцом оказывается или каждый, или никто, в зависимости от того, как мы определяем продаваемый товар. К тому же нет подходящего способа, чтобы решить в каждом случае, насколько широко или узко следует определять понятие товара.
Чистая или абсолютная монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма является единственным производителем продукта с продавцом или единственным поставщиком услуги, у которой нет близких заменителей.
Монополия есть характеристика структуры товарного рынка, на котором поставки определенного продукта, не имеющего заменителей, или поставки определенного продукта и возможных его заменителей осуществляются единственным хозяйствующим субъектом, а именно: преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
Если государство позволяет одним заниматься какой-либо деятельностью, но преследует за это других, или, если некоторые продавцы (но не все) облагаются налогами или на их деятельность накладываются ограничения; или, если одним предоставляется защита и поддержка, в то время как другие ее не получают, то государство создает исключительные привилегии. Такое значение слова «монополия» имеет не только историческое, но и современное звучание.
Под монополией также понимается право и возможность отдельного производителя, занимающего доминирующее положение на рынке данного продукта или значительный сектор рынка, навязывать собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом.[12,c. 159]
Появление монополий в
России было своеобразным. Первые монополии
образовались в 80-х годах 19 века (Союз
рельсовых фабрикантов и др.).
Своеобразие развития заключалось
в непосредственном вмешательстве
государственных органов в
В годы первой мировой войны
1914-18 годы в России прекратилась деятельность
ряда локальных монополий, но в целом
война увеличила число
Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.
В ходе перестройки 1985-1991 годы
вопросы антимонопольной
Так начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Монополия сопряжена с
целым набором резко
Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.
Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Система антимонопольного регулирования и стратегия демонополизации не имеют достаточно проработанной концепции, что накладывает свой отпечаток на их действенность и способность обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российской экономике. Не решаются старые проблемы, рождаются новые. Переплетаются худшие черты дореформенного советского и пореформенного российского монополизма. Причина тому - присущий российским реформам американоцентризм, недооценка опыта стран Западной Европы и, прежде всего ФРГ, а также Японии и стран постсоциалистической Восточной Европы.[1,c. 241]
2.3. Значение крупных
предприятий в экономике
Исторически российская промышленность развивалась в первую очередь как крупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царской России. Для советской экономики также была свойственна непpопоpционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних предприятий. Уже в 1960 г. пpоцент кpупных пpедпpиятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигал почти 16% и был в пять с лишним pаз выше, чем в ФРГ. Причем на этом процесс концентрации не остановился. К концу советской эпохи (1987) доля крупных предприятий дошла до 29,5%, а трудились на них 85,1% всех занятых, то есть чуть ли не все работники промышленности! В новой рыночной экономике России возникло много мелких предприятий, что частично покрыло их дефицит. Поэтому доля крупных заводов в общей численности предприятий резко упала (до 2,9% в 1996 г.). Но фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах.
В 1996 г. на крупных предприятиях работало 68,7% занятых в промышленности, ими выпускалось 77,7% всей продукции. Иначе говоря, крупные предприятия - это все что у нас есть. Другой промышленности Россия просто не имеет. И от эффективности их использования зависит судьба экономики страны. Между тем, как это не удивительно для страны, которая унаследовала от СССР промышленность, состоящую преимущественно из индустриальных гигантов, именно в низкой концентрации коренятся многие конкурентные слабости российского бизнеса.
Дело в том, что советские
производственные объединения (последняя
исторически существовавшая организационная
форма социалистических крупных
предприятий) никогда не бывали так
велики, как ведущие западные корпорации.
Обычно они включали головной завод
и несколько смежных или
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рыночная экономика - комплексная и сложная система организации народного хозяйства и ключевым элементом в этой системе является рынок.
Роль рынка в общественном производстве имеет большое значение: он выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рынок призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть, какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то
есть, какой из способов
3. Для кого следует
эти товары и услуги
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики.
Рынок уравновешивает спрос
и предложение, обеспечивает сбалансированность
экономики; дифференцирует товаропроизводителей
в соответствии с эффективностью
их работы и нацеленностью на покрытие
рыночного спроса; «убирает»
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет.
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность, а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.
Список использованной литературы.
Информация о работе Роль и функции рынка в современной экономике