Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:39, курсовая работа
Государству для покрытия своих расходов требуются средства (деньги). Имеются три источника получения этих средств:
- налоги;
- займы в форме государственных облигаций, приносящих доход (%);
- эмиссия бумажных денег и монет, не приносящих доход (%) своим держателям.
1.) Введение
2.) Способы взимания налогов
3.) Виды налогов
4.) Функции налогов
5.) Налог на прибыль
6.) Налог на добавленную стоимость
7.) Акцизы
8.) Налог на доходы физических лиц
9.) Единый социальный налог
10.) Таможенная пошлина
11.) Налог на добычу полезных ископаемых
12.) Плата за пользование водными объектами
13.) Плата за пользование природными объектами
14.) Налоги на имущество организаций
15.) Налог с продаж
16.) Единый налог на вмененный доход
17.) Земельный налог
18.) Налог на имущество физических лиц
19.) Заключение
20.) Список литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему: « Роль налогов в современной экономике»
Москва – 2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.) Введение
2.) Способы взимания налогов
3.) Виды налогов
4.) Функции налогов
5.) Налог на прибыль
6.) Налог на добавленную стоимость
7.) Акцизы
8.) Налог на доходы физических лиц
9.) Единый социальный налог
10.) Таможенная пошлина
11.) Налог на добычу полезных ископаемых
12.) Плата за пользование водными объектами
13.) Плата за пользование природными объектами
14.) Налоги на имущество организаций
15.) Налог с продаж
16.) Единый налог на вмененный доход
17.) Земельный налог
18.) Налог на имущество физических лиц
19.) Заключение
20.) Список литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
Государству для покрытия своих расходов требуются средства (деньги). Имеются три источника получения этих средств:
- налоги;
- займы в форме государственных облигаций, приносящих доход (%);
- эмиссия бумажных денег и монет, не приносящих доход (%) своим держателям.
Наибольшую роль в формировании доходов государства обычно играют налоги. Их взимают не только с целью пополнить денежными средствами государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров. Понятно, что, если налоги отменяются или уменьшаются, то есть действуют налоговые льготы, то тем самым оказывается поддержка, а если налоги увеличиваются, возникает дополнительное препятствие. Такая политика правительства называется налоговой.
В условиях рыночных отношений система является одним из важнейших экономических регуляторов, основной финансово – кредитной системой государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Новая Россия вступила на путь экономической реформы. Сегодня знание налогового законодательства перестает быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого человека.
2. Способы взимания налогов.
В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:
1. кадастровый
2. изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника).
3. изъятие налога после получения владельцем дохода (пол декларации).
Первый способ предполагает использование кадастра (списка, справочника), когда объект налога разделен на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога.
Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника). При этом способе налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на котором работает физическое лицо. До выплаты, например заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет, а остальная сумма выплачивается работнику.
Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации). Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход.
Налоги необходимы в первую очередь, для создания крепкого государства: «полная казна – сильная страна». Налоги, выполняющие в основном фискальную и стимулирующую функции, представляют собой важнейший инструмент экономических отношений. Механизм действия налогов регламентируется соответствующими законами, инструкциями, а также многочисленными изменениями и дополнениями, что в сочетании с большим количеством самих налогов, а также стимулов к уходу от налогообложения.
Решающую роль в формировании бюджетных доходов играют налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, налог на доходы физических лиц.
Согласно классической теории налогового управления, чем меньше налоги, тем лучше они собираются. Однако то же классической правило гласит, что фискальное благополучие наступает по мере осознания гражданами прямой выгоды платить налоги.
Однако существующие налоги на данном этапе развития нашей экономики не обеспечивают требуемого уровня функционального воздействия. Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги – это негативное явление, вызывающее спад производства, снижение предпринимательской деятельности, а также массовое стремление предпринимателей к сокрытию доходов от налогообложения. Основополагающими налоговыми платежами являются налог на прибыль, акцизы и налог на доходы физических лиц. Механизм действия этих налогов определяет общую налоговую ситуацию в нашей стране, которая может быть оценена как несовершенная. Этому способствуют противоречивость и запутанность налогового законодательства, несоблюдение принципа справедливости при распределении налогового бремени, недостаточное использование регулирующей функции налогов, наличие возможностей для ухода от налогов, многочисленность видов налогов и перегруженный характер их расчетов.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная экономика невозможна. Наиболее значима для развития бизнеса и экономики в целом регулирующая роль налогов.
Снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а, следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении честного сектора, снижаются темпы экономического роста.
Известно, что для того чтобы переложить налог на потребителя, производитель включает его в цену товара. Но налог будет переложен только в результате реализации товара. Так, налоги играют определенную роль и в повышении качества производимых товаров.
Таким образом, налоги могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определенную экономическую деятельность или заставляют отказаться от нее.
3. Виды налогов.
Налоговая система включает различные виды налогов. Наиболее важными в современной теории и практике налогообложения являются следующие основания классификации налогов:
1. по способу взимания налогов;
2. по субъекту – налогоплательщику;
3. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
4. по порядку введения налога;
5. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
6. по целевой направленности введения налога.
По способу взимания налогов они делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (налог на имущество организаций, земельный налог). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (НДС). Владелец товара и услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.
По субъекту налогоплательщику. По этому признаку деление происходит на налоги с физических лиц, с предприятий и смешанные:
- налоги с физических лиц: - налог на доходы физических лиц; - налог на имущество физических лиц; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др.;
- налог с предприятий и организаций: - налог на прибыль; - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество организаций. Данная разновидность не случайно названа «налог с предприятий и организаций», а не налоги с юридических лиц.
Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
- смешанные налоги – налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации – госпошлина, некоторые таможенные пошлины.
По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги.
Этот вид налогообложения включает: - федеральные (общегосударственные) налоги.
Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.
К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на прибыль;
налог на доходы физических лиц; налоги, зачисляемые в дорожные фонды; государственная пошлина;
налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.
- региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов).
Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональными являются следующие налоги – налог на имущество организаций, налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог на игорный бизнес;
- местные налоги. Механизм их исчисления и взимания вводится районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации. К таковым в частности, относятся – налог на имущество физических лиц, земельный налог.
По порядку введения налога. По этому признаку можно выделить налоги общеобязательные и факультативные:
- общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают.
К общеобязательным налогам относятся все федеральные налоги, также налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
- факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно – территориальных образований.
Взимание этих налогов на той или иной территории компетенция органов местного самоуправления.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие:
- закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в бюджет; в региональный, федеральный, местный и во внебюджетный фонд;
- регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству; например налог на прибыль.
По целевой направленности введения налога. В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые:
абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом;
целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.
К ним относятся доходы:
1.) от долевого участия в других организациях;
2.) от операций по купле-продаже инвалюты, когда курс инвалюты при продаже выше официального курса инвалюты к рублю;
3.) в виде штрафов, пеней, иных санкций при нарушении договорных обязательств;
4.) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского вклада, а также по ценным бумагам;
5.) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);
6.) в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества, стоимость которого выражена в инвалюте, в том числе по валютным счетам в банках.
Налог – это обязательные платежи в государственный бюджет. Чем больше взимается налогов, тем более широкие потребности государства они обеспечивают. Система налогообложения через государственные органы решает две задачи: