Роль рентных платежей в добывающей промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:58, курсовая работа

Описание

Рента есть результат отношений земельной собственности и ее экономической реализации, то есть присвоение ренты -экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность. Монополия частной собственности на землю, недра и другие ресурсы обусловливает возникновение абсолютной земельной ренты, или присвоение земельным собственником избытка рыночной стоимости над ценой производства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия рента и изучение рентных отношений в добывающей промышленности.
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть понятия ренты в различных экономических учениях.
2.Определить и описать различные виды рент.
3.Изучить понятие рентных платежей в добывающей промышленности.
4.Проанализировать отношения собственности на недра и добытые полезные ископаемые.
5.Описать методы расчета ренты в добывающей промышленности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ РЕНТЫ 5
1.1. Понятие ренты в различных экономических учениях 5
1.2. Виды рент 6
1.2.1. Экономическая рента 6
1.2.2. Абсолютная рента 7
1.2.3. Дифференциальная рента 8
1.2.4. Монопольная рента 9
1.2.5. Земельная рента 10
1.2.6. Строительная рента 10
1.2.7. Лесная рента 11
ГЛАВА 2. РЕНТНЫЕ ПЛАТЕЖИ В ДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 13
2.1. Понятие рентных платежей в добывающей промышленности 13
2.2. Отношения собственности на недра и добытые полезные ископаемые 14
2.3. Система управления в сфере недропользования 18
2.4. Методы учета и расчета ренты 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

Рента. Роль рентных платежей в добывающей промышленности курсовик ИРГТУ готово.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

     Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки ее недр. Земельная рента выступает в двух основных формах – абсолютной и дифференциальной, что обусловлено существованием двух видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования. 

     1.2.6. Строительная рента

     Что касается земли, предназначаемой для  строительственных целей, то А. Смит показал, каким образом рента с этой земли, как и с других неземлевладельческих участков, регулируется в своей основе собственно землевладельческой рентой. Эта рента характеризуется, во-первых, тем преобладающим влиянием, которое здесь на дифференциальную ренту оказывает местоположение (оно очень важно, например, при возделывании винограда и для строительных участков в больших городах); во-вторых, очевидной и полнейшей пассивностью собственника, активность которого заключается (в особенности по отношению к рудникам) просто в эксплуатации общественного прогресса, в который собственник ничего не привносит и в котором он ничем не рискует; и, наконец, преобладанием монопольной цены во многих случаях. Строительную ренту необходимо повышает не только рост населения и возрастающая вместе с ним потребность в жилищах, но и рост основного капитала, который или присоединяется к земле или размещен на ней, как все промышленные строения, железные дороги, товарные склады, доки и т.д. Смешение платы за наем, поскольку она представляет процент и амортизацию капитала, вложенного в дом, с рентой просто за землю невозможно здесь, в особенности в тех случаях, когда в Англии, земельный собственник и строительный спекулянт суть совершенно разные лица. В этом случае следует принимать во внимание два момента: с одной стороны, эксплуатация земли в целях производства или добывающей промышленности, с другой – земля представляет собой пространство, которое необходимо как условие всякого производства и всякой человеческой деятельности. И в том и в другом случае земельная собственность требует своей дани. Спрос на строительные участки повышает стоимость земли как пространства и основы, в то же время благодаря этому возрастает спрос на элементы земли, которые служат строительным материалом. 

     1.2.7. Лесная рента

     Земельная рента в лесопользовании специфична. Лесные земли как объект лесопользования  в экономическом смысле ценны  не сами по себе, а коммерческими  ресурсами – древесиной на корню, продуктами побочного пользования, рекреацией. В этом принципиальное отличие между сельским и лесным хозяйствами и обусловлено оно единственной причиной – чрезвычайной продолжительностью воспроизводственного цикла лесных экосистем. Не случайно в российском лесном законодательстве земля и ресурсы рассматриваются в единстве, как нечто целое, объединяются общим понятием – лесной фонд. Платежи за лесопользование зависят от плодородия почв опосредовано. Рентообразующими факторами являются показатели качества и запаса лесных ресурсов. Поэтому земельную ренту в лесопользовании правомерно называть лесной рентой. Лесная рента принадлежит собственнику лесного фонда. При государственной собственности на лесной фонд лесная рента, как правило, облагается налогом. Любые платежи за лесопользование есть рентный налог. Рентный налог может быть меньше, равен или больше ренты. Рентный налог устанавливается меньше ренты или не берется совсем в случаях:

     1) на арендатора-лесопользователя  возлагаются расходы по лесовосстановлению  и воспроизводству лесных ресурсов;

     2) помимо воспроизводства лесных ресурсов арендатору-лесопользвателю доверяется инвестировать рентный доход как общественный ресурс в развитие лесопромышленного производства (из расчета, что предприниматели это сделают успешнее, чем госслужащие).

     Рентный налог устанавливается равным ренте, если:

     1) воспроизводство лесных ресурсов  осуществляется государственными  органами управления лесами за  счет бюджетных средств;

     2) часть лесной ренты, превышающая  расходы на ведение лесного  хозяйства, используется на социальные  и иные общегосударственные цели.

     Лесной  налог превышает ренту, когда  он устанавливается без обоснований  и расчетов. Превышение лесного налога над рентой может иметь только негативные последствия: снижение рентабельности лесозаготовок и заработной платы  рабочих.

ГЛАВА 2. РЕНТНЫЕ ПЛАТЕЖИ  В ДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 

  2.1. Понятие рентных  платежей в добывающей  промышленности 

    С развитием крупного машинного производства земля во все более широких масштабах используется для добычи промышленного сырья и полезных ископаемых (топлива, руд, строительных материалов и т. д.).

    Рентные отношения между собственниками земли и предпринимателями, вкладывающими  капиталы в добывающую промышленность, существенным образом влияют на распределение между ними создаваемой в этой отрасли прибавочной стоимости и присвоение прибыли. Причем присвоение ренты нередко осуществляется в таких формах, что устраняется само понятие ренты. Например, это выплата государству единовременных и регулярных «ройялти» при концессиях компаний на добычу нефти, газа и других полезньх ископаемых. Большая часть таких платежей и составляет земельную ренту в добывающей промышленности. Иногда она изымается государством в виде повышенных налогов с промышленных компаний и в других формах.

    В добывающей промышленности имеют место  все виды ренты, о которых шла  речь в предыдущих параграфах главы. Наряду с дифференциальной рентой в  добывающей промышленности существуют абсолютная и монопольная ренты. Но есть особенность в образовании первой. Ее условием, как было отмечено, является более низкий уровень органического строения капитала, чем в обрабатывающей промышленности. Лишь при этом стоимость продукции превысит общественную цену производства, образуемую по издержкам капитала на худших участках, и разница между ними будет служить источником абсолютной ренты. В добывающей промышленности более низкое органическое строение капитала обусловлено тем, что в отличие от обрабатывающей промышленности здесь нет крупных затрат на сырье — оно дается самой природой.

    В условиях рыночного хозяйства земля  арендуется и под строительные участки  для возведения промышленных зданий и сооружений, жилья, магазинов, офисов и т. д. Рента с таких земель в решающей степени зависит от их расположения по отношению к городам, их центрам, транспортным артериям и другим коммуникациям, что обусловливает спрос на землю. Поскольку арендная плата определяется уровнем спроса и предложения на строительные участки, ее величина в основном зависит от монопольной ренты. Она входит затем во вмененные постоянные издержки продукции и услуг, создаваемых в построенных зданиях, в такие же издержки квартирной платы, если на арендуемых участках земли возводится жилье, сдаваемое внаем. 

2.2. Отношения собственности  на недра и добытые  полезные ископаемые 

   Центральной экономической проблемой, связанной  с рентой, являются отношения собственности  на недра и добытые полезные ископаемые. Они характеризуют формы владения, пользования и распоряжения месторождениями, способы присвоения и использования добытых ПИ, а также условия и результаты деятельности горнодобывающих предприятий. Отношениям собственности присуща специфическая особенность. С одной стороны, формы собственности по-разному воздействуют на условия и результаты деятельности горнодобывающих предприятий. Например, частная (даже крупная) компания не в состоянии (из-за отсутствия достаточных средств) осуществлять серьезное геологическое изучение недр, создавать развитую социально-производственную (включая транспортные, энергетические, жилищно-коммунальные и прочие коммуникации) инфраструктуру с целью максимального извлечения ренты. С другой стороны, величина извлекаемой ренты, формы ее изъятия и распределения зависят от формы собственности горнодобывающего предприятия. При этом она может и не совпадать с формой собственности на природный объект. Например, нефтяная компания "ЛУКойл" является частной, а участки недр, на которых она добывает нефть, находятся в государственной собственности.

   Законом "О недрах" (ст. 1-2) провозглашена  исключительная государственная собственность  на недра, под которой понимается совместная собственность Российской Федерации и ее субъектов. Поскольку  механизм реализации совместной собственности  и совместного ведения в российском законодательстве до сих пор не разработан, первая задача, требующая практического решения, - разграничение государственной собственности на недра на федеральном и региональном уровнях с возможным выделением объектов муниципальной собственности.

   Вторая  и, пожалуй, самая важная задача - принятие законодательного акта о праве собственности на добытые полезные ископаемые. Добыча полезных ископаемых представляет собой единый процесс извлечения и переработки минерального сырья до первого товарного продукта. В законодательстве о недрах отсутствует определение понятия "добыча", нет и однозначного толкования термина "первый товарный продукт" по видам минерального сырья. До 2002 г. он использовался при определении налоговой базы для отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и платежей за добычу ПИ.

   В ст. 337 главы 26 Налогового кодекса РФ под добытыми полезными ископаемыми  понимаются получаемые в процессе переработки  и обогащения минерального сырья  до первых товарных переделов (продуктов)4. Так, "добытая нефть" трактуется как полученная, во-первых, в процессе обезвоживания, то есть отделения нефти от добываемой из скважины жидкости (4), и, во-вторых, после ее стабилизации и обессоливания. В итоге добытая жидкость приобретает качество "товарной нефти". Следовательно, в соответствии с законодательством термины "добытая нефть" и "товарная нефть" эквивалентны. Для ряда других полезных ископаемых первые товарные продукты доходят до концентратов и даже, как для золота, до сплава Доре, из которого получают аффинажное золото.

   Согласно  п. 1 ст. 220 Гражданского кодекса РФ, процесс переработки не предполагает изменения собственника подвергнутых ей материалов, то есть новая изготовленная путем переработки "вещь" остается в собственности владельца материалов. Если следовать этой логике, покоящаяся в недрах нефть после ее извлечения из добытой жидкости и переработки в товарную становится собственностью государства, так как оно является собственником нефти в недрах.

   Тем не менее в данной статье зафиксировано: "Если стоимость переработки существенно  превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя". Поэтому, чтобы определить собственника добытой нефти (с указанной выше оговоркой), надо знать "стоимость материалов", то есть стоимость нефти в недрах. Здесь отсутствует однозначное определение того, что считать стоимостью покоящихся в недрах полезных ископаемых. Но ее необходимо обязательно устанавливать, так как согласно этой же статье Гражданского кодекса РФ:

   - "если иное не предусмотрено договором, собственник, материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость" (п. 2);

   - "собственник материалов, утративший  их в результате недобросовестных  действий лица, осуществившего переработку,  вправе требовать передачи новой  вещи в его собственность и  возмещения причиненных ему убытков" (п. 3).

   Таким образом, существуют два альтернативных варианта: добытые ПИ находятся либо в государственной, либо в частной  собственности. Каждый из них имеет  свои плюсы и минусы. Нельзя однозначно утверждать, что один вид собственности лучше другого. Все зависит от действующей системы права, традиций, социально-экономических отношений, сложившихся в той или иной стране. В США, Англии, Канаде,

   Японии, Франции и Германии вместе с государственной  собственностью существует и частная  собственность на полезные ископаемые, залегающие в недрах и рассматриваемые как часть недвижимого имущества - земельного участка. В других странах, например, в Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу и Чили, право государственной собственности на добытые полезные ископаемые признано и закреплено законом (5) .

   Как уже упоминалось, в соответствии с российским законодательством  полезные ископаемые, содержащиеся в  недрах, находятся в государственной  собственности. Но, согласно закону "О  недрах" (ст. 1-2), добытые полезные ископаемые по условиям лицензии могут иметь любую форму собственности: федеральную государственную, субъектов РФ, муниципальную, частную и иную. Вопрос о праве собственности на добытые ПИ решается в лицензии на пользование недрами (согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона "О недрах"). Однако в настоящее время в подавляющем большинстве действующих лицензий, выданных недропользователям, не указана форма собственности на добытые ПИ.

   Аргументы в пользу развития в России преимущественно  частной формы собственности на добытые полезные ископаемые представляются нам надуманными и лишенными должного экономического обоснования. При выборе той или иной формы собственности на добытые ПИ, на наш взгляд, главную роль должна играть не вера в "невидимую руку" рынка, а оценка экономической эффективности системы управления собственностью и распоряжения доходами, возникающими в процессе недропользования. В зависимости от права собственности на добытые полезные ископаемые формируются система управления собственностью на недра и соответствующие рентные отношения в сфере недропользования.

   2.3. Система управления в сфере недропользования

Информация о работе Роль рентных платежей в добывающей промышленности