Роль, задачи и функции Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа раскрывает функции, цели и роль Центральных банков, в частности Центрального банка России, как элемента банковской системы. Эта тема актуальна, так как в наше время банки и другие кредитные организации играют чрезвычайно важную роль в налаживании и успешном развитии экономики, достижении её высокой эффективности. Это успешно демонстрирует сама жизнь на основе как положительных так и, к сожалению, отрицательных (в частности и для России) результатов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Центральные банки. Возникновение, развитие, роль в экономике и банковской системе………………………………………………………………..4
2. Центральный Банк РФ…………………………………………………...8
2.1. История развития Центрального Банка РФ…………………………..8
2.2. Функции Центрального Банка России………………………………11
2.3. Роль Центрального банка России……………………………………18
Заключение………………………………………………………………...22
Список литературы………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Филонич.docx

— 47.61 Кб (Скачать документ)

Функция банковского обслуживания предполагает осуществление им всех видов банковских операций при обслуживании клиентов. Функцию банковского обслуживания Банк России осуществляет в интересах достижения стоящих перед ним задач, а также в целях удовлетворения потребностей участников экономических отношений, действующих в особых условиях, исключающих возможность осуществления банковских операций через кредитные организации.

Функция взаимодействия с  федеральными органами государственной  власти и управления. Предметом взаимодействия с государственными органами является участие Банка России в разработке экономической политики Правительства РФ, разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики, составлении платежного баланса РФ; взаимное представительство должностных лиц Банка России и Правительства РФ соответственно на заседаниях Правительства РФ и Совета директоров Банка России, взаимное информирование друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, консультирование и т. п. (п.п. 12, 13 ст. 4 Федерального закона).

Международная и внешнеэкономическая  функция. В рамках этой функции Банк России представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях (ст. 50 Федерального закона), а также устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю (ст. 52 Федерального закона). Банк России вправе участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе взаимодействовать с центральными банками иностранных государств. Взаимоотношения Банка России с международными кредитными организациями осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также межбанковскими соглашениями (ст. 8 Федерального закона).

Аналитическая, прогностическая  и научная функция состоит  в постоянном изучении, анализе, обобщении и выработке научно обоснованных предложений о состоянии, развитии и возможных результатах государственной экономической, в том числе денежно-кредитной, политики, состоянии и перспективах банковской системы; подготовке и представлении Президенту РФ, Правительству РФ и Государственной Думе РФ соответствующих статистических данных. Проведение научных исследований финансово-экономического, юридического, научно-технического характера, имеющих значение для совершенствования и развития денежно-кредитной и банковской систем России, также являются частью указанной функции.

Реализация функций Банка  России в реальных общественных отношениях и достижение стоящих перед ним задач и целей возможны благодаря соответствующей организации Банка России и предоставленным ему законом полномочиями.

 

2.3 Роль Центрального  банка РФ.

 

Создание центральных  банков явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить, по крайней мере, одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потребители, и посредники.

Часть данной задачи решается с помощью общественного контроля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регулятора рыночных отношений поручаются такому государственному институту, как центральный банк.

В условиях рыночной экономики или перехода к ней  государственное регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать три главные цели:

- создание (поддержание)  общих условий цивилизованного  функционирования рынка, всего народного хозяйства;

- стратегическое планирование  науки и научно-технического прогресса;

- решение макроэкономических проблем.

Как орган, государственный  центральный банк применительно  к своей сфере должен участвовать  в достижении всех трех целей, для  чего, в частности, он обязан:

а) поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

б) осуществлять эмиссию  денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

в) выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т. д.);

г) добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение  оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

Реализация перечисленных  и некоторых других целей и  задач представляет собой необходимое условие нормального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Отсутствие таких общих условий может иметь несколько объяснений.

Во-первых, по ряду направлений, зависящих, прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состояния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

Во-вторых, ситуация может  объясняться неумением властей  взяться за дело и создавать указанные  условия по крайней мере в тех  объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что, и эта причина частично действует.

В-третьих, здесь может  сказываться влияние ориентации властей и части самих предпринимателей на создание дикого, нерегулируемого  цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российском обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

Следует только заметить, что  в рамках такого подхода уже неочевидна сама необходимость иметь и совершенствовать Центральный банк РФ как таковой. Первобытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного курса, государство, в лице правительства, добровольно удалилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ должны быть снова призваны и другие органы государственной власти и управления.

В-четвертых, следует иметь  в виду и такую причину, как  неадекватное понимание Центральным  банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его  ответственности не только перед  банковским сообществом, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на собственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие национальной банковской системы.

Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости у Центрального банка РФ. В наших условиях это достаточно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

Это означает, что система  Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обстоятельствах  стеснен, с одной стороны, в смысле собственной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных организаций.

Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или  меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

В то же время независимость  ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть, зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он правильно отражает эти потребности).

 

 

Заключение

 

В курсовой работе были раскрыты основные функции Центральных банков, а также Центрального банка России, их роль в экономике страны. Из курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Независимо от формы организации, времени и условий создания центральные банки преследуют одинаковые цели - защиту и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, и выполняют однотипные функции, которые включают монополию денежной эмиссии, роль банка правительства и банка банков, проводника официальной денежно-кредитной политики и органа надзора и контроля за банками и финансовыми рынками.

Центральный банк Российской Федерации отвечает совместно с  Правительством Российской Федерации за разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики. Главная задача Банка России состоит в защите и поддержании стабильности национальной валюты. Основными целями его деятельности являются укрепление покупательной способности и стабильности рубля, развитие и укрепление банковской системы России обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Центральный банк применительно  к своей сфере должен участвовать  в достижении всех трех целей, для  чего, в частности, он обязан:

а) поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

б) осуществлять эмиссию  денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

в) выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т. д.);

г) добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение  оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

 

Список литературы

 

1) Деньги, кредит, банки Под  редакцией Е.Ф. Жукова Москва, 2000 г

2) Финансы, денежное обращение,  кредит Под редакцией Г.Б. Поляка, Москва, 2007 г 

3) Деньги, кредит, банки Под  редакцией Г.Н.Белоглазова Москва, 2007г

4) Финансы и кредит  Под редакцией В.А. Боровкова,  С.В. Мурашова, В.Н. Мокин, В.А.  Боровкова Санкт - Петербург, 2006 г 

5) Банковское дело Под  редакцией Г.Г. Коробкова Москва, 2008 г 

6) Деньги, кредит, банки Под  редакцией Ю.А. Корчагин Ростов-на-Дону 2006 г

Нормативные документы:

7) Конституция Российской Федерации 1993г.;

8) Гражданский Кодекс Российской Федерации;

9) Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1;

10) Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ;

11) Официальный сервер Банка России в Интернете ( http://www.cbr.ru/ ).

 


Информация о работе Роль, задачи и функции Центрального банка РФ