Рынки факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:31, контрольная работа

Описание

Производство - это такая сфера хозяйственной деятельности людей, в которой непосредственно осуществляются затраты экономических ресурсов для получения необходимых благ. Следовательно, в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг, называются факторами производства.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 175.53 Кб (Скачать документ)

Если  профсоюз обладает монопольной властью  на рынке труда, он будет стремиться ограничить предложение труда, чтобы повысить уровень зарплаты.

Рассмотрим  лучай, когда профсоюз является чистой монополией

Рис. 6. Влияние  монопольной власти профсоюза на уровень заработной платы и           численность занятых

В условиях совершенной конкуренции равновесие установилось бы в точке Е, было бы занято Lc  рабочих с заработной платой wc . Монопольная власть профсоюза позволяет ему сократить число занятых с Lс до Lm и увеличить, таким образом, заработную плату с wc  до wm . Альтернативная прибыль (экономическая рента), которую получают рабочие, равна площади четырехугольника ABCw m .

Случай, когда профсоюз является чистой монополией, встречается относительно редко. Но о монопольной власти профсоюза свидетельствует тот факт, что заработная плата членов профсоюзов в развитых странах, как правило, выше, чем тех, кто не участвует в профсоюзном движении. Если предложение труда постоянно, то повышение заработной платы в профсоюзном секторе выше среднего уровня обусловливает понижение заработной платы ниже среднего уровня в секторе, не охваченном профсоюзным движением. Следует помнить, однако, что далеко не во всех развитых странах существует мощное профсоюзное движение.

Теперь  рассмотрим случай двусторонней монополии, когда монополии покупателя (монопсонии) противостоит монополия продавца, т. е. фирме-монопсонисту на рынке труда  противостоит профсоюз-монополист.

Рис. 7. Влияние  монопольной власти профсоюза на уровень заработной платы и            численность занятых

В условиях совершенной конкуренции равновесие установилось бы в точке Е1— точке пересечения кривых спроса и предложения труда. При этом было бы занято Lс, рабочих, а уровень заработной платы составил бы wc - Однако фирма-монопсонист будет стремиться понизить зарплату до уровня wm путем сокращения занятых с Lc до Lm . Профсоюз, в свою очередь, будет стремиться поднять зарплату "до уровня wu , также сокращая предложение труда. Таким образом, при относительно незначительном различии в числе нанимаемых рабочих (Lm и Lu ) подходы к определению уровня заработной платы резко отличаются друг от друга (wm  и wu ). Каков будет уровень заработной платы, однозначно сказать нельзя. Все зависит от силы противостоящих монополий. Не исключено, что заработная плата может приблизиться к равновесному уровню.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мобильность трудовых ресурсов и государственное         регулирование   рынка труда

 

Анализируя  структуру занятости и динамику важнейших показателей в следует  отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой  численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно.

Следует отметить, что динамика занятости  имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Наблюдается тенденция роста городской занятости при снижении численности сельских работников.

Система государственного регулирования на макроуровне включает в себя взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и  оперативного регулирования.

Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

·  оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения;

· профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;

·  бронирование (квотирование) и создание рабочих  мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости;

·  развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей  силы на рынке труда.

Разрабатываемые правительством программы (программы  занятости, структурной перестройки, поддержки предпринимательства  и др.) предусматривают конкретную последовательность мер по совершенствованию регуляторов рынка труда и занятости населения в республике. В первую очередь они направлены на:

·  создание рабочих мест (в соответствии с  потребностями структурной перестройки  экономики) в перспективных конкурентоспособных  отраслях и в сфере обслуживания населения и производства;

·  эффективную  поддержку малого и среднего предпринимательства;

·  территориальное  развитие единого рынка труда (повышение  мобильности рабочей силы путем отмены прописки, развития рынка жилья, стимулирования развития промыслов и производств в сельской местности);

· развитие системы адресно-ориентированной  переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства  и структурной перестройки экономики;

· формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечивающих экономическую независимость  работников;

· углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке  труда (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);

· совершенствование  налогообложения предприятий, создающих  новые рабочие места.

Государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:

1)  пассивный;

2)  активный.

Пассивная политика занятости – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия.

Активная  политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Содействие  в профессиональной подготовке и  переподготовке является одним из важнейших  аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как  на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

Для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

 

  1. Список использованной литературы

 

1.Учебник по основам экономической  теории / Под редакцией В.Д.Камаева , Москва, 2003.

2. Экономическая теория, учебное пособие /Е. Ф. Борисов, Москва,1999.

3.Курс экономической  теории / Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А., Киров  1995 А.С. Головачев, И.В. Головачева, Э.А. Лутохина, Минск, 2005.

4.Курс микроэкономики/ Р.М. Нуреев, Москва, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 17

 

Номинальный ВНП (нВНП)– это стоимость готовых товаров и услуг, произведенных в экономике страны в течение года по текущим ценам.

Реальный  ВНП (рВНП) – стоимость всех произведенных готовых товаров и услуг в данном году с учетом цен базового года.

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП называют индексом цен или дефлятором ВНП (дВНП).

 

Дано:                                                               Решение:

нВНП=5000ден.ед.                                   рВНП=нВНП/дВНП*100

дВНП=125                                                     рВНП=5000/125*100=4000 ден. ед.

 

рВНП-?

 

Ответ: реальный  ВНП равен 4000 ден.ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 17. Экономическая система

(Правильный ответ выделен  курсивом)

1. Что является наиболее важным для рыночной экономики:

а) сильные  профсоюзы;    

б) порядочность предпринимателей;

в) мудрое государственное  регулирование;

г) активная конкуренция на рынке.

 

2. Основные субъекты в экономической системе – это:

а) собственники, работодатели, инвесторы;

б) домашние хозяйства, фирмы, государство;

в) брокеры, дилеры, союзы предпринимателей;

г) фирмы  и покупатели.

 

3. Частные фирмы не строят маяки потому, что:

а) государство  запрещает строительство маяков частным фирмам;

б) не все  владельцы судов согласятся платить  за пользование маяком, а услугами маяка будут пользоваться и те, которые ничего не заплатили;

в) это обойдется частным фирмам дороже, чем государству;

г) существуют международные соглашения, которые  запрещают это.

 

4. Свобода производителя определяется:

а) защитой  государством конституционных прав и свобод граждан;

б) наличием у него большого количества денег;

в) правом владения и распоряжения средствами производства и произведенным продуктом;

г) невмешательством государства в  производительную деятельность.

 

5. Каковы основные признаки рыночной экономики:

а) большое число крупных фирм, значительные объемы производства, обширный ассортимент товаров на рынке, высокая техническая оснащенность производства;

б) наличие частной собственности, каждый человек может заняться бизнесом, не запрещенным законом, стремление к увеличению прибыли, рыночные цены, ориентация производства на потребителя, конкуренция, экономическая свобода и ответственность производителя;

в) свободная занятость, равновесие спроса и предложения на рынке, высокие зарплаты.

 

~ ~


Информация о работе Рынки факторов производства