Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 22:13, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике
Введение
Глава 1. Формирование и функционирование рыночной экономики
§1. Причины возникновения и этапы формирования рыночной экономики
§2. Механизм осуществления рыночной экономики
Глава 2. Государственное регулирование социальной сферы
§1. Социальная сфера: содержание, проблемы и противоречия
§2. Основные приоритеты и направления социальной защиты
Заключение
Список использованных источников и литературы
Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам. Это приводит к таким отрицательным последствиям, как снижение благосостояния населения, возрастание риска предпринимательской деятельности, падение конкурентоспособности предприятий и отраслей производства, банкротства и финансовые крахи фирм и т.д. Данное несовершенство рыночного механизма хозяйствования столь очевидно, что многие страны мира сознательно и активно противодействуют инфляции. В некоторых проводится целенаправленная антиинфляционная политика, принимаются иные меры государственного регулирования экономики, предназначенные гасить инфляционные процессы.
Несомненным
недостатком рыночного
Рыночной
экономике присуща высокая дифференциация
в доходах населения. Это также относится
числу ее уязвимых сторон. Механизм рынка
обеспечивает обладание богатством и
высоким доходом главным образом двояким
путем. Во-первых, за счет владения факторами
производства и, во-вторых, на основе права
наследования. Следовательно, доступ к
товарам, услугам и иным благам связан
не столько с участием в трудовом процессе,
сколько с возможностью получать высокий
доход через прибыль, проценты, земельную
ренту, а также получив богатое наследство.16
Словом, распределение дохода в условиях
рыночных отношений явно противоречит
понятию социальной справедливости. Это
достаточно ярко проявляется в условиях
современной России. Так, в конце 90-х гг.
на долю 10% наиболее обеспеченной части
россиян приходилось 33,2 % всех доходов,
а на долю наименее обеспеченной части
населения — только 2,4%. В промышленно-развитых
странах разрыв в доходах указанных категорий
населения не превышает 7-8 раз. Но это тоже
немалая величина. Для устранения дифференциации
в доходах в большинстве стран мира проводятся
меры по сглаживанию неравенства. Применяются
различные трансфертные платежи, вводятся
в действие государственные программы
по бесплатному медицинскому обслуживанию,
прогрессивному налогообложению доходов
и т.д.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
§1.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА: СОДЕРЖАНИЕ,
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
В научной литературе, в практической деятельности государственных органов к социальной сфере относят ряд отраслей экономики и видов деятельности, в том числе и государства, оказывающих непосредственное и позитивное воздействие на человека и семью. Оно связано с обеспечением благосостояния людей, созданием условий для их развития, поддержанием населения в период испытываемых им временных трудностей, установлением социального мира в обществе.
К социальной сфере относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, культура и здравоохранение, а также наука. Большую роль играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающие население связь, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и т. д. Важное место принадлежит решению проблем трудовых отношений, занятости и миграции населения, осуществлению социальной защиты и социального обеспечения людей.17
Одной из закономерностей развития человеческого общества, особенно четко проявившейся во второй половине XX века, является возрастание расходов ВВП, прежде всего, государственного бюджета на развитие социально-культурных услуг – образования, здравоохранения и культуры. В развитых странах в 50—70-х гг. это вылилось в становление социальных государств, теоретической основой которых стала концепция государства всеобщего благоденствия, отражающая главную цель развития общества – обеспечение достойной человека жизни. Право на достойную жизнь было гарантировано государством и стало одним из важных гражданских прав. Граждане получили широкий доступ к образованию, здравоохранению и культуре. Однако, как и любая другая, указанная закономерность развития общества пробивает себе дорогу через противоречия и серьезные трудности.
Энергетический, структурный кризисы конца 70-х — начала 80-х гг. привели в странах Запада к спаду производства, росту безработицы, сужению возможностей финансирования социально-культурной сферы, сокращению поступлений налоговых средств в государственные бюджеты, а увеличение налогов приводило к снижению стимулов роста производства в материальной сфере, к критике правительств за расточительную социальную политику, к призывам сократить социальные программы.
Трудности финансирования социальной сферы сделали актуальным поиск его альтернативных источников. В итоге в 80—90-х гг. в развитых странах сформировались два разных подхода к финансированию социальной сферы, осуществлению социальной политики. Первый подход базируется на либеральной (неолиберальной) концепции минимальной роли государства в экономике (государство — ночной сторож). По мнению сторонников этой концепции, государство не в состоянии справиться с падающими на него нагрузками. Аргументируется это тем, что в социальном комплексе, контролируемом государством, незначительна конкуренция, что делает проблематичным самостоятельный выбор гражданами ее услуг. Последнее порождает застой в развитии социально-культурного комплекса.
Трудности социального государства они объясняют и сложившейся системой перераспределения. По их мнению, перераспределяется не только «слишком много», но и не очень эффективно. Необходимо в большей мере приватизировать как задачи социального государства, так и риск в сфере занятости. Это снимет нагрузку в финансировании таких благ как «социальная безопасность» и «справедливость».18
Второй подход базируется на концепции социальной демократии, сохранении социального государства, которое выступает не придатком рынка, а важной составляющей демократического гражданского общества. Сторонники данного подхода полагают, что только лишь экономические критерии (экономический успех на мировых рынках, рентабельность, максимизация прибыли) не могут быть положены в основу общественного устройства. Нельзя руководствоваться только ими, когда речь идет об условиях жизни и перспективах людей, об удовлетворении таких важнейших потребностей, как потребность в труде, образовании, сохранении здоровья, жилье, общественной безопасности. Социальное государство и свобода, коллективные и индивидуальные интересы не исключают, а обусловливают и дополняют друг друга. Благодаря социальному государству индивидуальные ценности и свобода являются не только привилегией богатых людей.19 Для сохранения социального государства требуется его реформирование, заключающееся в том, чтобы сделать его проще и прозрачнее, устранить бюрократические барьеры и вскрыть имеющиеся резервы в области рационализации социальных расходов из государственного бюджета и повышения эффективности социальных услуг, осуществлении долевого участия населения в обеспечении социальных услуг.
С большими трудностями финансирования социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения столкнулась и современная Россия. Шоковые методы реформ вызвали системный кризис, из которого страна не смогла выйти в течение всех 90-х гг. В переходный период положение социальной сферы резко ухудшилось. Социально-культурный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство оказались на грани выживания. Появилась огромная задолженность по заработной плате, особенно работникам бюджетной сферы, а также по выплатам пособий по безработице, пособий на детей, резко ухудшилось пенсионное обеспечение. Только в 2000-2001 гг. положение стало несколько улучшаться. Это было связано с оживлением в сфере материального производства, прежде всего в промышленности. Это привело к росту ВВП, улучшению собираемости налогов и наполняемости государственного бюджета. Существенное влияние оказал внешний фактор — рост цен на экспортируемые энергоносители, что позволило привлечь в бюджет дополнительные ресурсы. Однако острота проблемы финансирования социальной сферы сохранилась.
Экономическая
наука разделяет все
Большинство услуг, создаваемых, например, в социально-культурном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве относятся к смешанным. Это создает определенные противоречия между государством и рынком в производстве и потреблении смешанных благ. С одной стороны, многие смешанные блага имеют свойства благ, предназначенных для индивидуального потребления (делимость, исключаемость), что создает объективные предпосылки для существования рынка социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг.
С другой стороны, многие социально-культурные и в известной степени жилищно-коммунальные услуги обладают свойствами общественного блага – отсутствием делимости, или высоким внешним эффектом, заинтересованностью государства и общества в том, чтобы внешними эффектами пользовались как можно большее число граждан. Так, образовательные блага могут подпадать под действие принципа исключения, т.е. на них можно устанавливать цены и их могут обеспечивать частные производители. Но, учитывая, что подготовленными работниками могут воспользоваться конкуренты, частные учебные заведения не будут выпускать их в необходимом для общества количестве. Или пример из другой области. В лечении больных СПИДом, туберкулезом заинтересованы не только больные, но и все общество, причем сами больные не в состоянии оплатить все издержки. То же можно, сказать и о жилье для бедных. Поэтому и здесь рыночная система не может обеспечить выделения достаточных ресурсов. К тому же имеет место ассиметрия информации, усложняющая положение дел. Так информация учителя и ученика, врача и пациента, строителя и жильца далеко не одинакова. В связи с этим производство подобных услуг берет на себя государство.
Двойственный характер социально-культурных и частично жилищно-коммунальных услуг порождает постоянные дискуссии в обществе о соотношении государства и рынка в социальной сфере, о направлениях ее реформирования. Наибольшее распространение рыночные подходы к управлению социальной сферой получили в США. Но и здесь присутствует значительная, в отдельные периоды усиливающаяся, государственная поддержка частного сектора, отдельных граждан, осуществляющих производство общественных благ, в частности развития образовательных, культурных, медицинских услуг. К этому подключают и некоммерческие (неприбыльные) организации. Например, наметился переход от частно-страховой к обязательно-страховой медицинской помощи с целью усиления доступности медицинских услуг населению.20
В Западной Европе, напротив, более сильные позиции занимает государственное регулирование и финансирование социальной сферы. Во всех странах-членах Европейского Союза финансирование социальной сферы в большей степени обеспечивается государством, нежели предприятиями и частными организациями. Доля государства в этом плане выше всего в скандинавских странах, а также в Германии и Великобритании. Начиная с 1998 г., под влиянием глобализации в странах ЕС происходит постепенное переструктурирование финансирования социальных услуг. В частности, доля взносов работодателей на социальное страхование сокращается, доля же работающих, а также налоговые поступления увеличиваются.
Россия,
осуществляя реформирование социальной
сферы, должна учитывать основные тенденции,
присущие развитию этой сферы в мировом
сообществе. Вместе с тем каждая
страна сохраняет свою специфику. Даже
страны, входящие в ЕС, не склонны передавать
Европарламенту, Европейскому Совету
Министров свой суверенитет в области
социальной политики и свои полномочия
по расходам на социальные программы.
Ведь именно эта бюджетная сфера играет
ключевую роль в обеспечении лояльности
населения. А богатые страны к тому же
опасаются, что им придется оказывать
финансовую помощь более бедным партнерам
по ЕС. Поэтому и России нужно учитывать
свою специфику. Из сущности социальной
сферы вытекает социально-защитная функция
государства
§2.
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Под социальной защитой в широком смысле понимается система общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других объективных обстоятельств. Это важнейшая функция государства во взаимоотношениях с населением в любое время – как в условиях нормального развития экономики, так и в кризисный период, но в последнем случае ее значение, естественно, резко возрастает.
Исходя из указанного определения, объектом социальной защиты выступают, прежде всего, те слои населения, которые оказались в трудной жизненной ситуации, особенно, социально слабые группы, неспособные поддерживать свое материальное положение своими средствами (пожилые люди, безработные, инвалиды, дети, вынужденные мигранты и пр.). Кроме того, в России есть экономическая бедность из-за низкой заработной платы, необеспечивающей расходы на жизнь. Главным донором, оказывающим поддержку и помощь, здесь выступает социально-ориентированное государство, призванное задействовать механизм смягчения рисков и неблагоприятных коллизий.21
Информация о работе Рыночная экономика и государственная система социальной защиты