Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование и функционирование рыночной экономики
§1. Причины возникновения и этапы формирования рыночной экономики
§2. Механизм осуществления рыночной экономики
Глава 2. Государственное регулирование социальной сферы
§1. Социальная сфера: содержание, проблемы и противоречия
§2. Основные приоритеты и направления социальной защиты
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

   Выбор модели социальной защиты зависит, прежде всего, от целевой установки государственной политики в целом. Или общество организует так свою экономику, что основных доходов (за труд, предпринимательство, развитые социальные трансферты), будет достаточно для самообеспечения семей, и социальная помощь потребуется только в кризисных ситуациях для узко определенных групп людей с осложненными обстоятельствами жизни. Или макрополитика строится с учетом низкого уровня доходов, недостаточности их для типичного потребления и необходимости массированной государственной помощи для выживания семей не только в экстремальных, но и в стандартных условиях и не для отдельных групп, а для весьма значительной части населения.

   Кроме модели, не менее важны для Российской Федерации объемы используемых на социальную защиту ресурсов. Они складываются: а) из общих налогов, уплачиваемых в госбюджет; б) единого социального налога, направляемого в сферу обязательного государственного социального страхования; в) из частных средств, т. е. расходов предприятий на социальные нужды своих работников и благотворительности (непопулярной сегодня и недостаточно поощряемой в России). Именно нехватка ресурсов в первую очередь является причиной государственного стремления поддерживать только нетрудоспособных и бедных, и в основном не косвенными способами (активная политика занятости, поддержка национального производителя), а прямыми, в виде различных пособий на цели выживания.

   Чтобы реформы социальной сферы начала XXI в. не повторили судьбы реформ 90-х гг. прошлого века, необходима социально-экономическая стратегия, предполагающая активную заинтересованность населения в дальнейших поступательных преобразованиях в стране. Такая стратегия, направленная на максимальное использование всех экономических инструментов в целях поощрения отечественного производства, будет лучшим способом социальной защиты. Это относится ко всему ее комплексу: от снижения инфляции, обеспечения рабочим местом, поддержки доступных социальных услуг до предоставления прямой материальной помощи малообеспеченным категориям населения. Первое означает реальный путь борьбы с бедностью (занятость), второе (раздача помощи) — во многом ее консервирование и воспроизводство.

   Социально-защитная политика государства должна исходить из необходимости неуклонного роста  реальных доходов населения как основного средства преодоления падения уровня жизни, главного метода борьбы с массовой бедностью и другими негативными социальными моментами переходного периода. Основными приоритетами и направлениями социальной защиты и обеспечения необходимого уровня жизни являются нижеследующие.22

   Индексация доходов населения. Под индексацией понимаются меры по повышению реального потребительского содержания основных доходов населения (заработной платы, пенсий, стипендий) в связи с ростом цен. На основании Закона «Об индексации доходов и сбережений населения» (1991 г.) индексация должна проводиться путем прямых пересчетов и компенсаций, или путем изменения минимальных размеров пенсий и минимальных размеров заработной платы.

   Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам. Главное – прожиточный минимум. Данный социальный норматив утвержден Законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». А минимум заработной платы и пенсий будет постепенно приближен к прожиточному минимуму. Для тех же категорий населения, которые не имеют нужного на проживание дохода, устанавливается право на адресную социальную помощь государства на принципах одноименного закона (1999 г.).

   Регулирование  минимальных   стандартов   и   нормативов. К ним, прежде всего, относятся минимальные расходы бюджета на образование и здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.п. Сегодня они действуют в бюджетном финансировании на фактически сложившемся уровне, который не соответствует даже минимальным потребностям указанных сфер. Поскольку расходы на социальные нужды находятся в совместном ведение центра и регионов, для их поддержания существует система специальных трансфертов и компенсаций из федерального бюджета. Однако на практике основные затраты на содержание социальной сферы несут сейчас местные власти.

   Предоставление  льгот (скидок и субсидий). Льготой называется особое по сравнению с общим действующим порядком преимущество, распространяемое на отдельную группу населения. Примерами льгот являются бесплатные и со скидкой лекарства для инвалидов, участников Великой Отечественной войны, бесплатный или льготный проезд на транспорте для пенсионеров и т. п., скидка по подоходному налогу на детей для низкооплачиваемых граждан и т. п. Основная проблема, связанная с предоставлением льгот, – их финансовая необеспеченность. Поэтому сегодня льготы переводятся в форму адресных социальных пособий с сохранением их только для бедного населения. Одним из таких пособий является жилищная субсидия, которая призвана снизить бремя растущей квартплаты малообеспеченным слоям общества

   Обязательное социальное страхование. Данный способ социальной защиты получил широкое развитие в экономически благополучных странах, особенно европейских. Обязательное страхование распространяется на работающих членов общества. Его основная задача – поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом. Законодательством Российской Федерации к таким основаниям отнесены старость, болезнь, утрата кормильца, травма, материнство.

   В других странах, как правило, еще и безработица. Сегодня роль обязательного социального страхования велика. Средства, предусмотренные на него, сопоставимы с теми, что выделяются на социальные цели из консолидированного государственного бюджета. Существующий кризис затронул и социальное страхование, в системе которого наметился ряд новых аспектов. Введен критерий малообеспеченность при предоставлении выплат по страхованию. Возникли объединительные тенденции по секторам (единое медико-социальное страхование). Сузилась сфера социального страхования на базе либо внедряемых накопительных элементов (в частности, в области пенсий), либо перехода к бюджетному финансированию (в выплате пособий по безработице) и пр.

   Социальное  обеспечение. Социальное обеспечение  направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца. Оно осуществляется из двух источников: бюджета и фондов социального страхования. За счет бюджета обеспечиваются категории нетрудоспособных, не застрахованных в обязательном порядке (престарелые, не имеющие трудового стажа, дети и т.п.), или имеющие профессиональные особенности трудовой деятельности и положения (военнослужащие и приравненные к ним категории, государственные служащие в части специфики пенсионирования, чернобыльцы и пр.). В систему социального обеспечения за счет бюджета входит и социальное обслуживание (дома престарелых и инвалидов, различные центры пребывания, протезирование). За счет государственных внебюджетных социальных фондов (сформированных из средств единого социального налога) осуществляется пенсионное, социальное обеспечение и медицинская помощь.

   Социальная  помощь. В отличие от системы социального  обеспечения, социальная помощь не является постоянной и не распространяется на всех нуждающихся в социальном иждивении и поддержке. Она носит сугубо конкретный, временный, заявительный характер, и имеет в виду проверку нуждаемости – величины доходов и имущества. Критерием права на социальную помощь определен доход ниже прожиточного минимума на члена семьи или на одинокого гражданина. Как дополнительная форма поддержки такая помощь вполне приемлема, но в качестве основного механизма социальной политики вызывает критику из-за ее антистимулирующего характера (так называемая «ловушка бедности»). Отсюда выбор форм и механизмов поддержки должен быть весьма взвешенным.

   Приведенная классификация направлений социальной защиты может быть расширена, сужена или сгруппирована по разным признакам, но основные ее элементы в любом варианте должны присутствовать, каждый раз адаптированные к современным условиям. Так, снижение темпов инфляции может несколько снизить роль механизма индексации доходов. Но, тем не менее, эта проблема остается вплоть до стабилизации, а затем восстановления уровня жизни. Нынешние тенденции на ограничение социальных трансфертов (детских пособий, пособий по безработице и т.п.) невольно коррелируются с введением такого ранее отсутствующего элемента, как особое пособие по бедности в целях перераспределения средств социальной помощи в пользу наиболее нуждающихся.

   С улучшением экономического положения  в стране возможен перенос акцентов с прямых методов в виде денежной помощи на косвенные, к примеру, усиление налоговых льгот и скидок, относительное сужение значимости расходов из бюджета и расширение расходов за счет социального страхования, личного участия граждан в социальной сфере в условиях общего роста доходов. А приближение минимальной заработной платы и пенсий к прожиточному минимуму может уменьшить потребность населения в социальном иждивении за счет самозарабатывания.

   Экономический рост создает условия для иной постановки вопроса о социальной защите, переведя ее стрелки с минимальных норм на более высокие стандарты, с форм прямой помощи на косвенные методы содействия самозащите, с области материального благосостояния — на более широкие принципы социальной безопасности и свобод личности. Однако как система реализации общественного договора населения и государства, призванного заботиться о своем народе, эта функция в том или ином виде остается в любых координатах цивилизованного общественного устройства. 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Итак, мы выявили причины появления  социальной защиты, дали понятие социальной защиты в рыночной экономике, рассмотрели основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы, организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования, а также организацию экономической деятельности социальных служб.

   Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

   В широком смысле социальная защита как социальный институт представляет собой деятельность государства по воплощению в жизнь главных целей и основных задач социальной политики, а также деятельность государства по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, которые обеспечивают каждому гражданину соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни.

   В узком же смысле социальная защита представляет собой комплекс определенных целенаправленных мероприятий экономического, правового, организационного характера с целью поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.

   Социальное  обеспечение представляет собой  форму распределения материальных благ с целями удовлетворить жизненно необходимые личные потребности граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счёт специальных внебюджетных фондов, которые создаются на страховой основе, и ассигнований государством.  
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Абдулаев  М.И. Теория государства и права.: Изд-во Экономика, 2006.
  2. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. М., 2007. С.124.
  3. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2007. С.224.
  4. Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М., 2008 С. 192.
  5. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М., 2005. С.640.
  6. Государственная служба в России и за рубежом. Социальная политика стран ЕС. Реферативный бюллетень №3. М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 153-154.
  7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2000. С.34-38.
  8. Дулясова М.В., Ханнакова Т.Р. Социальная защита работника. Жизнь, здоровье, деловая репутация: Учебное пособие.: Изд-во Экономика, 2008.
  9. Ермишин П.Г. Основы экономической теории // http://www.aup.ru/books/m63/3.htm
  10. Epшoвa И. Понятие, виды и характеристики рынка // http://www.inventech.ru/lib/pravo/pravo-0101/
  11. Жильцов Е. Н., Казаков В. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг.: Изд-во Теис, 2007.
  12. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // «Социальное и пенсионное право», 2007, № 2.
  13. Кураков Л.П. Экономическая теория. М., 2008. С.1072.
  14. Курно А.О. Математические основы теории богатства, 1838.
  15. Курс экономической теории. Учебник / Ред. М.Н.Чепурин, Е.А.Киселева. Киров, 1994. С. 76.
  16. Кучуков Р.А. Экономическая теория. М., 2007. С.520.
  17. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. С. 23-24.
  18. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах: противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Избранные произведения в трех томах. Т.1.  М.: Издательство политической литературы, 1970. С. 2-43.
  19. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) // "Трудовое право", 2008, № 3.
  20. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С.336.
  21. Николаева И. Экономическая теория. М., 2008. С.528.
  22. Основы механизма ценообразования. Audit-it.ru // http://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/43971.html - от 16 января 2007 г.
  23. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, 1992. С. 21.
  24. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2006.С. 192.
  25. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 2009. С.672.
  26. Салихов Б.В. Экономическая теория. М., 2007. С.724.
  27. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 21.
  28. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // «Конституционное и муниципальное право», 2006, № 7.
  29. Сорвина Г.Н. Экономическая мысль XX столетия: страницы истории. М.: РОС-СПЭН, 2000. С. 145-150.
  30. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под ред. В.С. Кукушина. М., 2007. С.336.
  31. Социальная политика стран ЕС. Реферативный бюллетень № 3. М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 153-154.
  32. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. М., 2007. С.448.
  33. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993. С. 778.
  34. Фролова Т.А. История экономических учений. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
  35. Экономическая теория. Учебник для вузов // http://www.fictionbook.ru/author/aleksandr_popov/yekonomicheskaya_teoriya_uchebnik_dlya_vuzov/read_online.html?page=6
  36. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. Изд-во: РДЛ, 1999.
  37. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009. С.512.

Информация о работе Рыночная экономика и государственная система социальной защиты