Рыночная экономика; необходимость, сущность и пути перехода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является изучение рыночной экономики и ее особенностей, исследование современных концепций рыночной экономики и ее влияния на экономику России. В соответствии с указанной целью при написании данной курсовой работы был поставлен ряд задач, в соответствии с последовательным решением которых встроена структура данной курсовой работы:
• осветить социально-экономическую сущность рыночной экономики;
• дать понятие рыночной экономики;
• установить основные модели рыночной экономики;
• определить основные типы экономических систем;
• указать объективную необходимость перехода России к рыночной экономике;
• сделать обобщающие выводы по проделанной работе.

Содержание

Введение
Глава I. Рыночная экономика как объект экономического анализа
1. Рынок и рыночная экономика
2. Провалы и границы рынка
3. Проблема эффективность-справедливость в государстве
4. Модели рыночной экономики
Глава П. Проблемы перехода к рыночной экономике
1. Проблемы перехода к рынку и закономерности перехода к рыночной экономике
2. Пути перехода к рыночной экономике
3. Особенности перехода к рыночной экономике и его последствия в РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эконом.теории.docx

— 64.10 Кб (Скачать документ)

    Одним из типов провала рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в  форме цен. Для того чтобы рынки  эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость  производства тех или иных товаров  и услуг. Производители товара и  услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере, равную альтернативной стоимости; в противном  случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, при которых  действие производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих  лиц, то есть на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты. Классическим примером внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды.

    Следующей причиной провала рынка является общественные блага - это товары, не обладающие свойствами исключения и  соперничества, называют общественными  благами. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Нельзя защитить от ядерной атаки или вторжения одного человека, не распространив эту защиту на всех. Кроме того, затраты на защиту одного жителя какой-то зоны не больше, чем оборона целого города или района. Хотя в чистом виде общественные блага встречаются редко, целый ряд благ может характеризоваться частичным отсутствием свойств исключения или соперничества: услуги милиции, уход за городскими улицами, космическая программа и т.д.

    Третьим источником провала рынка является недостаточная конкуренция. Рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов, должны отражать альтернативные стоимости. В случае, когда проявляются пагубные внешние  эффекты, провал рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех же случаях, когда  имеет место недостаточная конкуренция, провал рынка может произойти  из-за того, что цены слишком высоки. В качестве примера следует рассмотреть  рынок, на котором действует всего  один продавец какого-то товара или  услуги; такой рынок называется монополией. Если будет установлена слишком  высокая цена (напр. на электричество), то потребители получат ложный сигнал об альтернативной стоимости электричества  и могут осуществить экономически необоснованные замены электроэнергии, напр. на нефть, газ. Провал рынка, который обязан своим происхождением недостаточной конкуренции, не обязательно исчерпывается такой экстремальной ситуацией как монополия. При известных обстоятельствах конкуренция между небольшим числом фирм может также привести к ценам, превосходящим альтернативные стоимости, особенно в тех случаях, когда фирмы ограничивают конкуренцию.

    Другие  разновидности провалов рынка. Источниками  провалов рынка являются инфляция и  циклическая безработица, т.к. экономика, подверженная чрезмерной инфляции и  безработице, создает неблагоприятную  экономическую среду для координации  действий продавцов и покупателей  отдельных товаров и факторов производства.

    В соответствии с теорией провалов рынка главная экономическая  роль правительства заключается  в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы.

    Границы применимости рыночной экономики:

    Во-первых,  на современном  этапе рыночная  система не может   быть использована в тех сферах, которые непосредственно  связана с развитием и поддержанием человеческих способностей.  Их формирование и развитие не должны быть зависимы от уровня дохода. Во-вторых, рыночная система не может быть распространена на те сферы производства, где не существует прямой зависимости между усилиями  субъектов хозяйствования и результатом труда для общества в силу действия лежащих вне общественных отношений факторов объективного порядка. В  этих условиях в конкурентной  борьбе  субъекты будут   побеждать   вне   зависимости   от эффективности труда.  В-третьих, рыночная система не может быть использована для регулирования производства в области, где слишком велик временной разрыв между деятельностью субъекта и достижением конечных, для   общества результатов, а также там, где требуется чересчур  большая затрата сил и средств (которые общество не может себе позволить увеличить на столько, насколько это необходимо для организации конкуренции). Наконец, в-четвертых, рыночная система непригодна в сферах, связанных с защитой общества и государства, поддержанием его безопасности,  а также с созданием для него плана общества некоторых   минимальных,   признанных общественно необходимыми его жизнедеятельности. Можно назвать несколько таких сфер, где в  современных условиях использование рыночной системы может привести к торможению.

    Как известно, в фундаментальной науке  результат исследований заранее не может быть известен. Поэтому не  существует прямой связи  между усилиями и способностями исследователя и полученными   им результатами, к тому же временной интервал между научным  открытием и  его исследованием бывает достаточно емок.  Кроме того,  полезный для  общества результат   конкретного   исследования   является,   как правило,   итогом деятельности   многих   ученых. Распространение   рыночной   системы    на фундаментальную  науку и   недостаточное финансирование фундаментальных научных исследований в России, с переходом в рыночную экономику, уже сейчас создали реальную угрозу хронического и непреодолимого в дальнейшем технологического отставания от развитых стран.

    Следующей сферой является сельское   хозяйство, связанное с непременным присутствием в сельскохозяйственном производстве природных факторов, и в то же время его «базисность» для всей современной экономики привели к тому,  что во всех развитых странах оно выделено по существу за рамки рыночной  системы, что выражается в  системе дотаций производителям отдельных видов продукции (например зерна), обязательства государства по закупке   продукции по минимально гарантированным ценам. Это относится и к США, где основная часть сельхозугодий   расположена   в благоприятных   климатических    условиях. Следовательно в России, где основная масса земель расположена в зоне земледелия, а урожайными бывает в среднем лишь  один год из трех, полный переход   сельскохозяйственного производства   на   рыночные    регуляторы (независимо  от используемых форм собственности)   приведет   к полному разорению сельского хозяйства в первый же неурожайный год, к резкому сокращению используемых земель со всеми вытекающими последствиями.

    Третьей сферой является образование. Перевод  на рельсы рыночной  системы  сферы  образования неизбежно приведет (и фактически уже привело в  развитых странах) к тому, что оно  будет осуществлять подготовку не тех, кто способен,  а тех,  кто  богаче, к снижению качества человеческого  фактора.

    Здравоохранение тоже является сферой торможения. Полный переход этой  системы на рыночные   рельсы способен вызвать  самые   разрушительные   последствия. Бытовые   условия содержания больных в  больницах могут зависеть  от уровня их доходов, качества лечения. Между  тем каждый больной, независимо  от доходов, должен иметь возможность  получить лечение, соответствующее   уровню   развития медицинской науки.

    И наконец, культурная сфера, эта сфера  жизни общества охватывает все поле  формирования творческих способностей человека. Оно даже в зоне рационального  мышления (логики, математики,  естественнонаучных знаний) напрямую связано с гармоническим развитием личности,           богатством эмоционально-чувственной сферы, которая активно формируется искусством, всей сферой культуры.

    К сферам, которые, должны быть выведены за рамки рыночной  системы хозяйствования,   относятся   такие: сфера   защиты   и социального обеспечения,  сфера  обороны и государственной  безопасности, значительная часть промышленности,  сфера связи и   значительная часть транспортной сферы (что для  нашей  огромной  страны очень  важно).  Это не значит, что в  этих сферах не могут существовать никаких рыночных отношений, но рыночная система их тотального регулирования  недопустима. Во всех «цивилизованных» странах давно уже осознана опасность  экспансии рыночной системы в  не подходящие для нее сферы жизни  общества и найдены соответствующие  меры,  ограничивающие действие рыночных   механизмов. С негативными последствиями огульных рыночных преобразований в нашей  стране мы уже  столкнулись: снижение   эффективности   системы здравоохранения, разрушение  фундаментальной науки и «утечка   мозгов»,   ангажированность основных телеканалов, разгул порнографии и распространение культа силы и жестокости,  снижение объемов сельскохозяйственного производства.  Полное проведение в жизнь идей рыночников-радикалов, нарушение границ «меры»  в формировании рыночного хозяйствования могут привести только к полному развалу народного хозяйства, отбрасывание его к уровню слаборазвитых стран, к снижению эффективности самой рыночной системы, к ее полной дискриминации.

 

3. Проблема эффективность-справедливость  в государстве

    Выделяют  две основные функции государства  в экономике: функции эффективности  и справедливости.

    Функция эффективности представляется очевидной, так как мы утверждаем, что государство  именно экономический субъект. Экономический  субъект действует, сопоставляя  результат и затраты собственной  деятельности. Государство не должно быть исключением. Проблемы определения  издержек попросту не существует, так  как государственные расходы  достаточно точно определяются национальной статистикой и ограничиваются рамками (законодательными) в виде бюджетов всех уровней.

    В привычных экономических координатах (рублях, долларах и проч.) определить результат функционирования государства  не представляется возможным. Однако стоит  отметить, что все-таки можно это  сделать косвенным путем, а именно определив, существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или их действия ограничиваются нестабильной политической или социальной ситуацией, неопределенностью.

    Таким образом, при реализации функции  эффективности общество должно, минимизируя  в разумных пределах государственные  расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального  развития всех экономических субъектов  на принципах реализации ими собственных  интересов.

    Говоря  о выполнении государством функции  эффективности, стоит отметить, что  оно, конечно же, имеет и собственные  интересы, которые могут взять  верх над интересами общества. Тогда  государство превращается в своеобразную "кормушку" для приближенных к  нему экономических субъектов и  реализация функции эффективности  становится сомнительной, даже при  социально-политической стабильности в обществе.

    Выполнение  государством функции справедливости связано с объективно существующей в обществе неравномерностью распределения  доходов и различиями в возможностях людей. Определенные категории людей просто не в состоянии быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как все остальные члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды и др.), поэтому общество должно о них позаботиться.

    Для этого за счет государственных средств  осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и.т.д. Это  требует значительных средств, которые  должны быть мобилизованы государством, а затем адресно перераспределены в пользу определенных социальных групп  и слоев населения. Таким образом, государство и реализует функцию справедливости.

    Проблема  эффективности распределения экономических  благ тесно связана с проблемой  справедливости. Существует множество  оптимальных, вариантов распределения  ресурсов, при которых уровень полезности, достигаемый разными членами общества может существенно различаться.

    Для любого человеческого общества неравенство  доходов и, следовательно, неравенство  доступа к ресурсам и благам является фундаментальным фактом. В условиях феодальной экономики нормальным и  справедливым считалось, что дворянство и духовенство распоряжаются  большей частью общественного продукта, а крестьяне и ремесленники, его  не посредственные производители, — гораздо меньшей. Подобное распределение общественного продукта стало восприниматься как социально несправедливое всего лишь около двух столетий назад. В эпоху чистого капитализма важнейшим критерием социальной справедливости стало право человека конкурировать на равных началах с другими. Однако время показало, что и данная экономическая система социально несправедлива, поскольку большая часть населения лишена средств производства и существует только за счет продажи своей рабочей силы, а другая — меньшая часть населения — является собственником средств производства и присваивает большую часть дохода, создаваемого в данном обществе. Рыночный механизм не дает гарантированного уровня благосостояния. Расслоение общества по доходам очень велико. Реакцией на подобное устройство общества стали массовые акты протеста наемных рабочих и пролетарские революции.

    Свобода и равенство — две основные тенденции развития человеческого  общества на протяжении всей истории  его существования. Капитализм XIX в. воплотил стремление к свободе реально, а стремление к равенству было воплощено только юридически. Ответом  на такое положение стала коммунистическая доктрина, базирующаяся на том, что  свободным может быть только экономически независимый человек. Очевидно, что  основной целью данной доктрины стало  установление экономического равенства. В ряде государств сформировалась социалистическая система хозяйствования, в которой большую часть национального богатства присваивала партийно-государственная элита. В течение десятилетий подобное устройство общества опять-таки считалось нормальным и справедливым. Осознание несправедливости социального устройства командно-административной системы и явилось основной причиной экономических и социальных реформ в постсоциалистических странах, в том числе и в России. Крах социализма в бывшем СССР и странах Восточной Европы наглядно продемонстрировал неэффективность выравнивания доходов большинства населения (равенство) за счет ограничения его деловой активности (свобода).

Информация о работе Рыночная экономика; необходимость, сущность и пути перехода