Рыночная экономика; необходимость, сущность и пути перехода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является изучение рыночной экономики и ее особенностей, исследование современных концепций рыночной экономики и ее влияния на экономику России. В соответствии с указанной целью при написании данной курсовой работы был поставлен ряд задач, в соответствии с последовательным решением которых встроена структура данной курсовой работы:
• осветить социально-экономическую сущность рыночной экономики;
• дать понятие рыночной экономики;
• установить основные модели рыночной экономики;
• определить основные типы экономических систем;
• указать объективную необходимость перехода России к рыночной экономике;
• сделать обобщающие выводы по проделанной работе.

Содержание

Введение
Глава I. Рыночная экономика как объект экономического анализа
1. Рынок и рыночная экономика
2. Провалы и границы рынка
3. Проблема эффективность-справедливость в государстве
4. Модели рыночной экономики
Глава П. Проблемы перехода к рыночной экономике
1. Проблемы перехода к рынку и закономерности перехода к рыночной экономике
2. Пути перехода к рыночной экономике
3. Особенности перехода к рыночной экономике и его последствия в РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эконом.теории.docx

— 64.10 Кб (Скачать документ)

    Современное общество зачастую называют обществом  двойного стандарта. Характерными чертами  такого общества являются, с одной  стороны, равные права всех граждан  демократического государства, с другой стороны, неравные возможности людей. Действительно, все граждане правового  государства равны перед законом, обладают равными политическими  правами. Однако существуют множества  факторов, которые формируют индивидуальный облик каждого человека, наделяют его большими или меньшими способностями  к обогащению и соответственно разным уровням благосостояния. Современному типу распределения доходов в  развитых странах мира свойственно  значительное сокращение удельного  веса бедных и столь же значительное повышение удельного веса среднего класса, при практически постоянной доле богатого населения.

    Выделяют  четыре взгляда на социальную справедливость: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный.

    Эгалитарный - означает «уравнительный». Этот взгляд требует равного распределения  доходов. Эгалитаризм исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты;

    Роулсианский  принцип связан с именем Джона  Роулза, современного американского  философа. Роулсианский подход предполагает, что равенству необходимо придавать  большое значение, иначе кому-то будет намного хуже, чем другим. В рамках данного подхода считается  справедливой такая дифференциация доходов, при которой экономическое  неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого уровня жизни беднейшими членами общества;

    Утилитарный принцип опирается на учение Иеремии  Бентама, английского экономиста, основоположника  «теории счастья» — утилитаризма. Утилитарный взгляд иногда может  восприниматься как близкий к  эгалитарному, но он предполагает наиболее существенное различие между наиболее и наименее обеспеченными членами общества. Если бы все люди были совершенно одинаковы в своих вкусах и предпочтениях, то утилитарный принцип превратился бы в эгалитарный;

    Рыночное  распределение доходов означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются  на основе законов; спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов.

    Неантагонистическое противоречие экономической эффективности  и социальной справедливости — это  современная превращенная форма  общеэкономического противоречия между  производством и потреблением. Чем  больше мы тратим на производство, тем  меньше остается для потребления, и  наоборот. Соответственно, экономическая  эффективность достигается в  условиях рыночной системы с минимальным  вмешательством государства. Социальная справедливость рассматривается как  механизм перераспределения доходов  с целью предотвращения их чрезмерной дифференциации. Такое перераспределение  снижает стимулы, создаваемые рынком и связанные, с одной стороны, с возможностью быстрого обогащения, с другой — с опасностью разорения  и безработицы.

    Однако  проблема — социальная справедливость или экономическая эффективность  не настолько неразрешима. Довод  о том, что перераспределение  доходов в обществе обходится  очень дорого и ведет к палению  эффективности производства в этом обществе, достаточно убедителен. Но здесь можно привести и два контрдовода.  Во-первых, необходимо отмстить, что можно пойти на некоторые жертвы (имеется в виду падение производства) в целях обеспечения большего равенства. Во-вторых, можно так задействовать экономический механизм, чтобы свести к минимуму издержки, неизбежно возникающие при перераспределении доходов. [2] [13]

4. Модели рыночной  экономики

    Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

    Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать  на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете, наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

    При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный  цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного  и динамического роста той  или иной страны, сопровождающегося  прогрессивными преобразованиями в  структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом».

    Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать  элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие - на рыночные рычаги. Различают  несколько моделей смешанной  экономики.

    Например, модель с минимальным участием государства  в регулировании экономики. В  ней преобладает сфера рынка  по сравнению с государственным  сектором. Это американская (или  либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального  продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

    Американская  модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую  активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства  как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень  жизни малообеспеченным группам  населения за счет частичных льгот  и пособий.

    Германская  модель - это модель социального  рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с  созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной  структуры субъектов социальной политики. В Германии государству  отведена регулирующая функция. При  этом действует принцип: «как можно  меньше государства, насколько это  возможно, и столько государства, насколько это нужно».

    Функционирование  данной модели создает правовые и  социальные рыночные условия для  экономической инициативы. Они воплощаются  в социальном равенстве граждан - равенстве прав, стартовых условий  и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом -обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

    Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой  нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство. Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

    В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость  населения и стабильность цен  путем проведения общей экономической  политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений. Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

    Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет. Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

    Японская  модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные  возможности накопления капитала сопрягаются  с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала. Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

    Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности  на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится.

    Такая модель возможна только при исключительно  высоком, самосознании, приоритете интересов  нации над интересами конкретного  человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в  Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его  уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского  образа жизни. На базе этих моральных  ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

 

Глава II. Проблемы перехода к  рыночной экономике

    1. Проблемы перехода  к рынку и закономерности  перехода к рыночной  экономике

    Процесс перехода от командной к рыночной экономике имеет общие закономерности. С одной стороны, этот процесс включает глубокие изменения в структуре социально-экономических отношениях, а также производства, с другой - осуществление незамедлительных жестких стабилизационных мер, прежде всего в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании.

    Нормализация  и восстановление потребительского рынка, насыщение его товарами и  услугами для населения. Предполагается, что это во многом снимет социальную неудовлетворенность населения, ибо  на деле будет означать улучшение  условий жизни всех слоев населения, что в итоге восстановит материальную заинтересованность людей, усилит стимулы  к производительной деятельности. Для этого необходима специальная система мер по стимулированию производства и реализации потребительских товаров за рубежом, грамотная денежно-кредитная и фискальная политика, направленная на регулирование денежной массы в обращении; гибкая политика ценообразования: постепенное снятие государственного контроля над ценами, переход к ценообразованию в соответствии с механизмом действия закона спроса и предложения, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

    Разгосударствление  экономики, приватизация, развитие свободного предпринимательства. Разгосударствление понимается как снятие с государства  функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих  полномочий на уровень предприятия, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить без смены собственника. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые будут в дальнейшем использовать ее в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за результаты. Разгосударствление и приватизация закрепляют режим коммерческого расчета и самофинансирования и являются в этом смысле важным фактором финансового оздоровления. Они также создают гарантии для развития предпринимательства, которое позволит в кратчайшие сроки пустить в дело наши огромные резервы и на этой основе облегчить экономическое положение страны.

    Формирование  разных типов рынка и рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей и развития свободного предпринимательства. В  переходный период для поддержания  материальной сбалансированности в  важнейших секторах экономики потребуется  применение госзаказов и лимитированного  распределения изготовленной по ним продукции и в гибких формах, которые не препятствовали бы развитию рыночных отношений. Это предполагает демонополизацию экономики и  устранение организационных структур, сложившихся в рамках командной  системы и препятствующих развитию рыночных отношений, что является важнейшей  предпосылкой для конкуренции, перехода к рыночному ценообразованию. При  формировании рынка ключевое значение приобретает создание сильной системы  социальной поддержки и гарантий для населения, которая облегчила  бы людям приспособление к условиям рыночной экономики, защитила социально  уязвимые слои от трудностей переходного  периода.

Информация о работе Рыночная экономика; необходимость, сущность и пути перехода