Рыночная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:24, контрольная работа

Описание

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способа¬ми.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность конкуренции. 4
1.1. Что такое конкуренция? 4
1.2. Конкурентность рынка. 4
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке 5
2. Виды и типы конкуренции. 6
2.1. Совершенная конкуренция 6
2.2. Монополия 8
2.3. Монополистическая конкуренция 10
2.4. Олигополия 12
2.5. Антимонопольная политика 16
3. Конкуренция в России. 18
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 111.67 Кб (Скачать документ)

      При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля Антимонопольного комитета, однако, они должны уведомить антимонопольные органы о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации новой фирмы. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, антимонопольные органы в результате проведенного расследования могут потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия конкуренции. Если учредители нового хозяйствующего субъекта опасаются антиконкурентных последствий своих действий, они могут обратиться в антимонопольные органы до регистрации и получить надлежащее заключение.

      Таким образом, новая редакция Закона существенно  упрощает порядок регистрации нового предприятия для подавляющего большинства новых хозяйствующих субъектов.

      Большие изменения внесены в раздел, касающийся ответственности юридических лиц, их руководителей, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц органов исполнительной власти и физических лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Новая редакция Закона в отношении штрафных санкций дает антимонопольным органам весьма действенный аргумент в пользу соблюдения законов.

      Штрафные  санкции существенно увеличены, осуществлена их дифференциация. В частности, применение штрафных санкций к нарушителям антимонопольного законодательства дифференцируется в зависимости от последствий нарушения и экономического состояния нарушителя. 

      Защита  прав потребителей. 

      Государственная защита прав потребителей входит в  компетенцию Государственного комитета Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, и его территориальных управлений. В этих целях эти органы осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, пресекают монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров (работ, услуг), направляют предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам), в случаях обнаружения нарушений прав потребителей  накладывают штрафы на хозяйствующие субъекты.

      Наложение штрафа не является основной мерой  воздействия. Нормы Закона Российской федерации «О защите прав потребителей» главным образом направлены на предупреждение и пресечение неправомерных действий хозяйствующих субъектов.

      При обнаружении оснований для применения Закона в связи с нарушениями прав потребителей ГКАП России, его территориальные управления должны сначала вступить в переговоры с нарушителем, разъяснить действующее законодательство и постараться, чтобы хозяйствующий субъект добровольно устранил нарушения Закона без применения к нему каких-либо репрессивных мер. Однако если это не происходит, то органы по защите прав потребителей возбуждают дело в отношении хозяйствующего субъекта и выдают предписание о прекращении нарушений прав потребителей. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания на хозяйствующий субъект налагается штраф.

      Наложение штрафа на хозяйствующие субъекты за неисполнение предписаний входит в компетенцию ГКАП России. Сейчас такое право получили и территориальные управления Комитета.

      Предоставленное начальникам территориальных управлений и их заместителям право рассматривать дела и выдавать постановления о наложении штрафа на хозяйствующий субъект дает возможность эффективно и оперативно применять законодательство в целях защита прав потребителей, так как именно территориальные управления более приближены к потребителям.

      В соответствии с Законом о защите прав потребителей, в целях повышения  эффективности применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и усиления роли территориальных управлений ГКАП России разработано Положение о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГКАП России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей. Положение утверждено приказом председателя Комитета от 23 апреля 1993 г. № 51 и зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 1993 г., регистрационный № 243.

      Данное  Положение устанавливает механизм наложения штрафа Комитетом и  его территориальными управлениями за невыполнение их предписаний.

      Положение распространяется на предприятия всех форм собственности. Кроме того, под действие Положения подпадают также граждан, которые не осуществляют самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегестрированы в качестве предпринимателей.

      Следует отметить, что наложение штрафа на хозяйствующий субъект за уклонение  от исполнения или несвоевременное  исполнение предписаний не освобождает  от персональной ответственности должностных  лиц этих хозяйствующих субъектов по тем же основаниям. Это означает, что за одно и то же нарушение к ответственности в виде штрафа могут быть привлечены и юридическое лицо – предприятие, и его должностное лицо. Должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 157-2).

      Положением  предусмотрена достаточно простая  процедура наложения штрафов.

      Рассмотрение  дел о наложении штрафа на хозяйствующий  субъект осуществляется единолично председателем Комитета, его заместителями, начальниками территориальных управлений ГКАП России и их заместителями, курирующими вопросы контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

      В то время как для выдачи самого предписания о прекращении нарушений прав потребителей образуются комиссии, осуществляется коллегиальное рассмотрение дел и оформляется ряд процессуальных документов, то в результате рассмотрения дела о наложении штрафа оформляется лишь постановление.

      Штраф налагается:

      во-первых, за уклонение изготовителей (продавцов, исполнителей) от исполнения предписаний ГКАП России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей;

      во-вторых, за несвоевременное исполнение предписаний. Частичное неисполнение предписания также может служить основанием для наложения штрафа.

      Максимальный  размер штрафа установлен законодательством  и составляет 1 млн. рублей. Однако конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида и размера ущерба, причиненного потребителю, степени вины нарушителя, последствий его уклонения от исполнения предписания.

      При рассмотрении дела о наложении штрафа должностное лицо выясняет такие обстоятельства, как: было ли совершено нарушение, правильно ли выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей, вид и размер ущерба, причиненного потребителю, а также иные обстоятельства, которые имеют значение для правильного разрешения дела.

      Таким образом, деятельность комиссии ГКАП России и его территориальных управлений по выдаче предписаний о прекращении нарушений прав потребителей поставлена под контроль, который осуществляется при рассмотрении дел о наложении штрафа.

      Дела  о наложении штрафа на хозяйствующие  субъекты рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом всех материалов дела. Дела рассматриваются в присутствии представителя хозяйствующего субъекта. В отсутствие представителя дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения. Однако это не означает, что рассмотрение дела может не состояться, если хозяйствующий субъект будет регулярно отвечать на все извещения ходатайствами об отложении рассмотрения дела. В случае получения от хозяйствующего субъекта ходатайства об отложении рассмотрения дела должностное лицо рассматривает это ходатайство. Если хозяйствующему субъекту отказывают в ходатайстве, то указываются мотива отказа. В этом случае хозяйствующий субъект повторно извещают о времени и месте рассмотрения дела и предупреждают о том, что в случае неявки его представителя дело будет рассмотрено в его отсутствие.

      Ныне  действующее антимонопольное законодательство и законодательство о защите прав потребителей не предусматривают возможности безакцентного взыскания штрафа. Хозяйствующий субъект должен уплатить штраф в 30-дневный срок. При уклонении нарушителя от его уплаты штраф взыскивается арбитражным судом принудительно.

      Хозяйствующие субъекты имеют право обжаловать постановление о наложении штрафа. Однако подача заявления не приостанавливает исполнения постановления о наложении штрафа на время его рассмотрения в арбитражном суде, если арбитражным судом не вынесено определение о приостановлении исполнения постановления. 

      ВЫЯВЛЕНИЕ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКИХ  ЦЕН.

      ОТ  НОРМАТИВНОГО АКТА К  ЗАКОНУ. 

      В конце 1993 года истек срок действия правительственного постановления от 11.08.92 г. № 576 «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 годах». Постановление автоматически обрекало предприятие, часто без вины виноватое, на принудительное госрегулирование цен только за то, что оно поставляло на рынок (федеральный или местный) чуть более одной трети реализуемой на данном рынке продукции. Потенциальная возможность ценовых злоупотреблений, вытекающих из доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке фактически признавалась реальной сразу же после его включения в государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов. Хотя факт злоупотребления в соответствии с антимонопольным законодательством, да и просто со здравым смыслом, надо было бы еще доказать.

      Существовавшая  до 1994 года система регулирования  цен базировалась на приоритетном использовании предельных нормативов рентабельности и побуждала предприятия к накручиванию издержек и цен, снижению качества и расточительству. Если же эти манипуляции по каким-либо причинам были не возможны, следовало урезание, либо даже полное прекращение изготовления невыгодной продукции. Данные НИИ по ценообразованию, являющиеся результатом анализа производства 460 видов (более 2/3 охваченных госстатистикой) изделий, включенных в реестр, неутешительны. Спад производства продукции, подпадающей под ценовое регулирование, существенно превышал в 1993 году средний показатель в промышленности. Таким образом, существовавшая ценовая политика в отношении требовала серьезной принципиальной модернизации.

      В целях дальнейшей либерализации  экономики с одновременным повышением эффективности государственного контроля  за монопольными ценами выявилась необходимость возвратить реестру, как это было задумано при его создании, функции наблюдения за поведением монополистов на рынках, освободив его от несвойственных ему функций домоклова меча ценового регулирования,

      На  продукцию всех хозяйствующих субъектов, в том числе включенных в реестр (за исключением естественных монополий), с 1 января 1994 года применяются свободные цены. Для пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов при установлении свободных цен будут применяться меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, в частности статьей 5 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В целях создания механизма реализации этой задачи ГКАП России разработаны «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» (Рекомендации). В статье дается краткое изложение концепции этого документа. 

      От  теории к практике. 

      Как известно, рыночная цена – это та цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей, то есть балансирует величину предложения с величиной платежеспособного спроса. В условиях свободного, конкурентного рынка цена является конкурентной. Свободная конкуренция предполагает такое достаточно большое количество продавцов и покупателей, чтобы ни один из них не мог оказать существенное влияние на уровень рыночной цены.

      При «чистой» монополии на рынке есть один продавец (в качестве которого может выступать производитель продукции или торговый посредник) или между продавцами существует ценовой сговор. Случай чистой монополии встречается относительно редко. Поэтому на практике монополизированным считается тот рынок, когда один (или несколько хозяйствующих субъектов, проводящих политику ценового сговора) занимает на данном рынке доминирующее положение. Сам этот хозяйствующий субъект (или их группа) для краткости называется монополистом. На место конкурентной цены в этом случае заступает монопольная цена. Последняя также является рыночной, но формируется существенно по-другому.

      В отличие от агентов конкурентного  рынка монополист, злоупотребляя  своим доминирующим положением на рынке, может сократить объемы производства (реализации) своей продукции и в результате установить другую, более высокую (по сравнению с конкурентной цену. Монопольно высокой цене, как правило, соответствует необоснованно высокий размер прибыли или издержек монополиста, либо то и другое вместе. Такие действия хозяйствующего субъекта в юридических терминах ст. 5 Закона «О конкуренции...» называются изъятие товаров из обращения с целью повышения цен и квалифицируются как монополистическая деятельность, а потому запрещаются.

Информация о работе Рыночная конкуренция