Рыночная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:24, контрольная работа

Описание

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способа¬ми.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность конкуренции. 4
1.1. Что такое конкуренция? 4
1.2. Конкурентность рынка. 4
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке 5
2. Виды и типы конкуренции. 6
2.1. Совершенная конкуренция 6
2.2. Монополия 8
2.3. Монополистическая конкуренция 10
2.4. Олигополия 12
2.5. Антимонопольная политика 16
3. Конкуренция в России. 18
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 111.67 Кб (Скачать документ)

      Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные  ФОРМЫ:

      Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

      Синдикат  – объединение с целью организации  совместного сбыта продукции.

      Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

      Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

      Конгломерат – объединения, основанные на проникновении  крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

      Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

      ПОД НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПОНИМАЕТСЯ РЫНОК, НА КОТОРОМ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

      Несовершенную конкуренцию подразделяют на три  типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

      1. При монополистической конкуренции  на рынке продолжает оставаться  большое количество продавцов  и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.

      Имея  такие преимущества, владелец дифференцированного  продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

      2. Олигополистическая конкуренция  представлена таким рынком, на  котором доминирует несколько фирм (греч. oligos – немногий, poleo – продать). Для нее характерно наличие либо однородной либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.

      Этот  принцип предполагает, что большинство  фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

      Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

      3. Чистая монополия существует  на рынке в том случае, если  на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.

      Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).

      Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

      Учитывая  это, государство старается противостоять  монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 

  1. Гасанов Р.М  Промышленный шпионаж на службе монополий. – М.: Международные отношения. 1986
  2. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д. э. н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998.
  3. Зайдель. Х , Теммен.Р  Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД. 1994.
  4. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  5. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. – С-П., Формика., 1992.
  6. Маконнелл. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. –
  7. Портер М. Международная конкуренция. – М.:1994
  8. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. – М.: «СОМИНТЕК», 1996.
  9. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М. 1986.
  10. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ. 1996.
  11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.
  12. Толкачев. С.  Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 1993. N.5. 

Информация о работе Рыночная конкуренция