Рыночный механизм и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Содержание

Введение 3
1. Сущность рынка и элементы рыночного механизма 5
1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма 5
1.2 Закон спроса и закон предложения 10
Выводы 19
2. Основные элементы рыночного механизма 21
2.1 Сущность конкуренции 21
2.2 Типы рыночных структур 26
2.3 Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке 33
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Рын.механизм !!!!!! 5.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

    Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

    Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.

    В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

    Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

    Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

    Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

    Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы:

    1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

    2) объекты (различных видов рынка товаров);

    3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

    4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

    5) механизм ценообразования. 

    1. Закон спроса и закон предложения
 

    Спрос - это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

    Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене [5 с. 79]

    Таким образом, спросом называется количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар [6 с. 113].

    Мы знаем, что на величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.

    Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. Цена спроса - это максимальная цена, которую согласен уплатить покупатель при покупке данного товара.

    Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса:

    1. Потребительские предпочтения.

    Представления покупателей о полезности блага изменяются в благоприятном или неблагоприятном направлении для определенного товара. Среди факторов, изменяющих потребительские предпочтения, выделяют:

- Изменение  потребностей.

- Мода.

- Реклама.

    2. Цена на другие товары.

    Поскольку потребности взаимосвязаны между собой, то и блага, их удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости друг от друга.

    3.Число покупателей. Увеличение числа покупателей повышает спрос, уменьшение - снижает.

    4. Ценовые ожидания покупателей.

    Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем, может побудить их покупать теперь же, т.е. поднимет спрос на определенную группу товаров. Ожидание падения цен приведет к падению спроса.

    5. Доход.

    Воздействие спрос изменения денежного дохода более сложно. Рост дохода, как правило, ведет к повышению покупательской способности потребителей и в большинстве случаев они при тех же ценах имеют возможность купить больше, т.е. увеличивают спрос.

    Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

    Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории

    Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой кривой спроса.

    Рисунок 1. Кривая спроса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    На оси абсцисс показано количество товаров (Q), а на оси ординат - цены этих товаров(P). Кривая D на нашем графике - это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости, определяющих ее переменные цены и количества покупаемого товара. Во-вторых, ниспадающий вид кривой иллюстрирует описание выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара.[14 с. 88].

    Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя (потребителей) в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса.

    Закон спроса – с ростом цен при прочих равных условиях количество товара, которое может приобрести покупатель, уменьшается и наоборот.[17 с.25].

    Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса ("чувствительность " его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс):

Q% Формула  1

Кс = Q% / P% ,

где:

Q% - процентное  изменение количества товара;

P% - процентное  изменение цены.

Когда Кс>1 - спрос эластичен.

Кс = 1 - единичная эластичность спроса.

Кс< 1 - неэластичен спрос.

    Эластичный спрос, неэластичный спрос, единичная эластичность спроса выступают показателями относительной зависимости реализации товара от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены.

    Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться.

    Предложение товаров, как и спрос, - это неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования на рынке. Но в этой части процесса, определяющая роль принадлежит закону предложения, который выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаром, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.

Предложение - это совокупность товаров, выносимых  производителем на рынок [5 с. 92].

    Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. [11 с. 93].

    В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, то есть увеличивать предложение.

    Отметим, что на рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс (Q) служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (P). Кривая S имеет положительный наклон, и называется кривая предложения.

Рисунок 2. Кривая предложения 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 

    Практика показывает: чем выше цена на товар, тем прибыльнее его производство, тем больше количество производители готовы произвести и продать на рынок. Так формируется и закон предложения.

    Закон предложения - с ростом цен при прочих равных условиях количество товара предлагаемого на рынке для реализации увеличивается и на оборот.[17 c.23].

    На предложение кроме цены влияют и другие факторы:

    1. Технологии.

    Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов

    2. Налоги и дотации.

    Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение.

    3. Ожидания.

    Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время.

    4. Число продавцов.

    При данном объёме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение.

    5. Цены на ресурсы.

    Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением, снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение.

    Объем предложения товара - это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий.

Информация о работе Рыночный механизм и его элементы