Рыночный механизм и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Содержание

Введение 3
1. Сущность рынка и элементы рыночного механизма 5
1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма 5
1.2 Закон спроса и закон предложения 10
Выводы 19
2. Основные элементы рыночного механизма 21
2.1 Сущность конкуренции 21
2.2 Типы рыночных структур 26
2.3 Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке 33
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Рын.механизм !!!!!! 5.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

    Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения (Кп).

Эластичность  предложения - это степень реагирования предложения на изменение цены товара или других факторов.

Формула 2

Kп = Q% / P% ,

где :

Q% - процентное  изменение количества предложения;

P% - процентное  изменение цены.

    Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

    Когда Кп> 1 - предложение эластично, то есть когда при 1%- ном увеличении цены предложение увеличивается более чем на 1%;

    Кп = 1 - предложение единичной эластичности, то есть когда при 1%- ном увеличении цены предложение увеличивается тоже на 1%;

    Кп<1 - предложение неэластично, то есть такая ситуация, когда увеличение цены не вызывает существенного изменения предложения.

    Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены и приспособиться к ней. Это значит, что при повышении цены на товар они должны иметь время, чтобы перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства товара, а сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.

По способности  производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

    В краткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно не эластично.

    В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей нагрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

    Долгосрочный период он достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить или сократить свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые - покинуть ее и т.д. такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще большую эластичность предложения.

    Итак, товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

    Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. 

Выводы 

    Можно отметить, что возникновение и становление рынка- это следствие очень длительного исторического развития.

    Рыночный механизм - это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

    Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

    Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.

    Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства, доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные  элементы рыночного механизма 

2.1 Сущность  конкуренции  

    Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен.

    Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Следует различать ценовую и неценовую конкуренцию Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей.

Ценовая конкуренция включает маневрирование ценами, систему тайных скидок и  уступок по сравнению с объявленными ценами для тех или иных групп  покупателей (прежде всего крупных), занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т.д.

    А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар, предполагает более высокую цену.

    Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства, и существуют в различных формах.

    Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.

    Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

    Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

    Государство осуществляет контроль над состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты.

    Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

    Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

    Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

    Косвенное вмешательство государства осуществляется по направлениям:

    - стимулирование капиталовложений;

    - обеспечение наиболее полной занятости;

    - стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

    - воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации.

    Рыночная структура  - это  условия, в которых протекает рыночная конкуренция.

Она характеризуется  рядом признаков:

    - число и размер фирм

    - тип предлагаемого продукта

    - степень контроля над ценами

    - условия входа в отрасль и выхода из нее

    - доступность информации

    - характер поведения фирм . 

Рынок совершенной конкуренции.

    Представляет собой рыночную структуру, характеризующуюся большим числом небольших фирм, которые не оказывают влияния на рыночную цену. Определяющими его признаками являются:

- большое количество покупателей и продавцов, рыночные доли которых столь малы, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;

- стандартизация продукции, означающая такую однородность продукции разных фирм, что у потребителей нет оснований предпочитать продукцию одной фирмы продукции другой;

- свободный и бесплатный доступ к информации о ценах и альтернативах, а участники рынка располагают полной рыночной информацией;

- свободный вход в отрасль и выход из нее указывает на то, что в отрасли отсутствуют какие-либо препятствия для того, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действующим — прекратить операции;

- автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что, принимая решения, фирмы не учитывают реакции своих конкурентов. 

Рынок монополистической конкуренции.

    Это тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют друг с другом за объем продаж. Признаками такого рынка являются:

Информация о работе Рыночный механизм и его элементы