Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 14:17, курсовая работа
Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Введение 3
1. Сущность рынка и элементы рыночного механизма 5
1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма 5
1.2 Закон спроса и закон предложения 10
Выводы 19
2. Основные элементы рыночного механизма 21
2.1 Сущность конкуренции 21
2.2 Типы рыночных структур 26
2.3 Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке 33
Заключение 37
Список использованной литературы 40
3) ее следствием может быть перепроизводство
товаров и не догрузка мощностей в периоды
производственных спадов.
2.3 Цена,
спрос и предложение. Равновесие
на рынке
Применение анализа спроса и предложения
Объяснение и прогнозирование того, как экономические условия влияют на рыночную цену и производство
Анализ влияния правительственного контроля над ценами, минимальных зарплат, ценовой поддержки и производственных стимулов
Анализ того, как налоги, субсидии и ограничения импорта влияют на потребителей и производителей.
Кривая спроса показывает, какое количество блага потребители желают купить по данной цене, при прочих неизменных неценовых факторах.
Это отношение Цена-Количество выражается в виде функции:
Q D = f (p)
Факторы, влияющие на спрос:
а) Ценовые детерминанты спроса
- Цена данного товара (Р)
- Цена связанных товаров
- Субститутов (товаров – заменителей) Ps
- Комплементов (дополняющих данное благо в потреблении) Pc
б) Неценовые детерминанты спроса:
- Доход
- Предпочтения потребителя
- Ожидания потребителей
Ценовые факторы спроса:
- Рост цен на один из товаров – субститутов приводит к возрастанию спроса на другой товар
- Рост цен на один из товаров – комплементов приводит к снижению спроса на оба товара
- Изменения спроса показаны сдвигом всей кривой спроса.
- Изменения в количестве спроса показаны
движением вдоль кривой спроса.
Кривая предложения
Кривая предложения показывает, какое количество блага готовы продать производители по данной цене, при прочих равных условиях, могущих повлиять на количество предложения.
Отношение цена-количество выражается следующим образом:
Qs = f(P)
Факторы предложения:
Неценовые детерминанты предложения
Издержки производства
- Труд
- Капитал
- Сырье
Предложение определяется ценовыми и неценовыми переменными. Такими, как издержки на труд, капитал и сырье.
Изменения в предложении показываются сдвигом всей кривой предложения. Изменения в количестве предложения показаны движением вдоль кривой предложения и вызваны изменением цены товара.
Рыночный механизм.
- Характеристики равновесия при равновесной цене:
- нет дефицита
- нет излишка предложения
- нет давления на цену с целью изменения
Излишек.
а) Рыночная цена выше равновесной:
- Существует излишек предложения
- Производители снижают цены
- Количество спроса повышается, а количество предложения понижается
- Рынок продолжает приспосабливаться, пока не будет достигнута равновесная цена
Дефицит.
Рыночная цена ниже равновесной:
- Существует дефицит
- Производители поднимают цены
- Количество спроса понижается и количество предложения повышается
- Рынок продолжает приспосабливаться, пока не будет достигнута новая равновесная цена.
Краткие итоги
1) Спрос и предложение, взаимодействуя, определяют равновесную цену.
2) При отсутствии равновесия рынок регулируется механизмом цен: снижается дефицит или излишек и восстанавливается равновесие.
3) Рынки должны быть конкурентными, чтобы
данный механизм был эффективным.
Изменения в рыночном равновесии
- Равновесные цены определяются отношением уровней спроса и предложения.
- Спрос и предложение определяются значениями переменных, определяющих спрос и предложение.
-
Изменения в одной или комбинации этих
переменных могут вызвать изменение равновесной
цены и/или количества.
Сдвиг спроса и предложения.
Когда спрос и предложение изменяются одновременно, влияние равновесных цены и количества определяется:
1) относительным размером и направлением изменений
2)
формой кривых спроса и предложения
Заключение
Рынок представляет собой сложную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных элементов, которые в своем взаимодействии образуют многогранную систему экономических связей.
Состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.
Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека.
Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура-система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям. Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Рассмотрев законы спроса и предложения как фундаментальных законов экономики свободного рынка, подчеркнем, что эти законы не устанавливают строгие количественные соотношения, а носят качественный характер. Об этом свидетельствует, в частности, нечеткость формулировки «за некоторый период» применительно как к спросу, так и к предложению. Оба закона выражают устойчивые тенденции ценового поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей, проявляющиеся в определенных условиях при определенных допущениях.
Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.
Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.
Товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов и дотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменение числа поставщиков.
Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений.
Государство воздействует на рынок, во-первых,
с помощью налогов, которые оно устанавливает
на продаваемые товары, во-вторых, с помощью
установления максимальных или даже фиксированных
цен на некоторые товары и в первую очередь
на предметы первой необходимости.
Список
используемой литературы
1. Экономическая теория Н.М. Зубко, А.М. Зубко - 4-е издание, переработано и дополнено - М.: «НТЦ АПН», 2005 - 142 с.
2. Экономическая теория. Под ред. доктора экон. наук, проф. Д.Д. Москвина. - М.: Эдиториал УРСС, 2006- 118 с.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов Н.В. Сумцова, Л.Г. Орлова, В.В. Пранович и др. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005 - 387 с.
4. Экономическая теория Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова СПб: Питер, 2007 - 480 с.
5. Современная экономика: Лекционный курс. Под ред. доктора экон. наук О.В.Калашнова - Ростов н/д: Феникс. 2008. - 544 с.
6. Экономика:
Учебник. Под ред. доктора
7. Экономическая теория: Учебник. Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: Экоперспектива, 2006 - 637 с.
8. Экономическая теория: Учебник для студентов. Под ред. В.Д. Камаева. 7-е изд., перераб. и дополнено - М.: Гуманит, изд. цент Владос, 2002 - 640 с.
9. Экономика.
Учебное пособие для студентов.
10. Экономический курс. Под общей ред. М.Н. Чепурин 5-е изд. исправ. и перераб. - Киров. 1997 - 273 с.
11. Экономический курс. Учебник. Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 1999 - 716 с.
12. Экономическая теория. Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко Минск, БГЭУ 2006- 216 с.
13. Экономическая теория. С.С. Носова изд. Владос, М.; 2005 - 432 с.
14. Экономическая теория общая. Н. Эриашвили изд. ЮНИТИ. М.; 2006 - 288 с.
15. Экономическая теория. Учебное пособие под ред. доктора экон. наук Ю.А. Тропина.- М.: Элит. 2007 - 392 с.
16. Экономическая теория. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд.-СПБ. Изд. СПбГУЭФ; Питер 2008 - 544с.
17. Экономические
основы. Учебно-методическое пособие под
ред. О.В.Денисовой, В.М.Хабибуллиной.- Казань:
ТГГИ, 2008, 86с.