Рынок ценных бумаг и фондовая биржа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена общим вопросам функционирования рынка ценных бумаг, приведены понятие ценных бумаг и их классификация, понятие рынка ценных бумаг, его структура и функции. Отмечена важность регулирования рынка ценных бумаг.

Работа состоит из  1 файл

ЭТ курсач.doc

— 461.00 Кб (Скачать документ)

          трастовые и т.п.

    Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными  на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

          государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

          регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

          общественное  регулирование, или регулирование через общественное мнение. Реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

    Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет  следующие цели:

          поддержка порядка  на рынке, создание нормальных условий  для работы всех участников рынка;

          защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества  отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

          обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования  на ценные бумаги на основе спроса и  предложения;

          создание эффективного рынка, на котором всегда имеются  стимулы для предпринимательской  деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

          создание новых  рынков (в определённых случаях), поддержка  необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний, нововведений и т.п.;

          воздействие на рынок  с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

    Процесс регулирования на рынке ценных бумаг  включает:

          создание нормативной  базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

          отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок  ценных бумаг невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

          контроль за соблюдением  выполнения всеми участниками рынка  норм и правил функционирования рынка, осуществляется соответствующими контрольными органами;

          систему санкций  за отклонение от норм и правил, установленных  на рынке. Такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

       2.4.2 Принципы регулирования  рынка ценных бумаг

 

    Принципы  регулирования российского рынка  ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны учитывать проверенную временем историческую практику мирового рынка.

    Основные  принципы:

    1. Разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и  инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным. Во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

    2. Выделение из всех видов ценных  бумаг инвестиционных, т.е. тех,  которые выпускаются массово,  сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.

    3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

    4. Необходимость обеспечения конкуренции  как механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости. Этот принцип  реализуется через неприятие  регулятивных документов, делающих  преференции отдельным участникам  рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

    5. При разделении полномочий между  регулирующими органами следует  исходить из того, что нормотворчество  и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.

    6. Обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение  путей решения проблем рынка.  Такой принцип повышает качество  нормотворчества и его объективность.

    7. Соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения.

    8. Оптимальное распределение функций  регулирования рынка ценных бумаг  между государственными и негосударственными  органами управления (коммерческими  организациями, общественными организациями).

2.4.3 Государственное регулирование российского

рынка ценных бумаг

 

    Государство на российском рынке ценных бумаг  выступает в качестве:

          эмитента при выпуске  государственных ценных бумаг;

          инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.

          профессионального участника при торговле акциями  в ходе приватизационных аукционов;

          регулятора при  написании законодательства и подзаконных  актов;

          верховного арбитра  в спорах между участниками рынка  через систему судебных органов.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

    Система государственного регулирования рынка  включает:

          государственные и  иные нормативные акты;

          государственные органы регулирования и контроля.

    Различают следующие формы государственного управления рынком:

    1. Прямое или административное управление. Осуществляется путём:

          установления обязательных требований ко всем участникам рынка  ценных бумаг;

          регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

          лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

          обеспечения гласности  и равной информированности всех участников рынка;

          поддержания правопорядка на рынке.

    2. Косвенное или  экономическое управление. Осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

          систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые  от них);

          денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

          государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

          государственную собственность  и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

    Структура органов государственного регулирования  российского рынка ценных бумаг включает:

    Высшие  органы государственной  власти:

          Государственная Дума (издаёт законы, регулирующие рынок  ценных бумаг);

          Президент Российской Федерации (издаёт указы);

          Правительство (выпускает  постановления, обычно в развитие указов президента).

    Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:

          Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (имеет много  полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д.);

          Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг  корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов  местного самоуправления, лицензирует  фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает  правила бухгалтерского учёта операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

          Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг  кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рыноке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ценными бумагами, в том числе депозитариев, контролирует экспорт и импорт капитала;

      Федеральная антимонопольная служба (устанавливает  антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

          Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний). 
 
 
 
 
 

 

    

Информация о работе Рынок ценных бумаг и фондовая биржа