Рынок денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Деньги — это многофункциональный товар, в котором нахо­дят отражение стоимости других товаров. Посредством денег значительно упрощаются процессы расчета и накопления. Эволюция денег затронула несколько веков. Сегодня деньги обладают двумя важными свойствами. Во-первых, они высоколиквидны и могут быть в любой момент обменены на любой другой продукт труда. Второе свойство — портативность как способность иметь наибольшую стоимость при наименьшем весе.

Содержание

Введение
1. Денежное обращение. Спрос на деньги и предложение денег 4
1.1. Модели спроса на деньги
1.2. Модель денежного предложения 11
2. Равновесие на рынке денег, его роль в национальной экономике
2.1. Равновесие на денежном рынке
2.2. Роль денег в экономике России 16
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Рынок денег Соколова М В .doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)

Ликвидная ловушка-эта такая ситуация в экономике, когда процентные ставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увеличение предложения денег не способно оказать на них никакого влияния, в результате чего происходит разрыв между товарным и денежным рынками, растет спрос на деньги и усиливается инфляция.

Выход из ликвидной ловушки возможен лишь силами государства с использованием активной финансовой ловушки. Денежная политика в условиях ликвидной ловушки оказывается непригодной

В долгосрочном периоде спрос на деньги не зависит от изменения процентных ставок. Уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название денежного (монетарного) правила М. Фридмена, выглядит следующим образом:

M = Y + Pe,                                                                                                      (9)

где М- долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения денег;

Y - долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода;

Ре - темп ожидаемой инфляции [12, c.241].

Целью долгосрочной денежной политики является антиинфляционное регулирование. Краткосрочная денежная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допустима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на монетарном правиле М. Фридмена [8, c.241].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

                   2.2.Роль денег в экономике России

 

Роль денег меняется в связи с изменениями условий развития экономики. При переходе к рыночной экономике их роль повышается. Так расширяется сфера применения денег при приватизации предприятий и имущества, включая недвижимость. Усиливается роль денег в обоснованной оценке имущества, а также при приобретении имущества (включая недвижимость), так как необходимо располагать соответствующей суммой денег, накопление которых требует немалых усилий [13, c.65].

В настоящее время в России не высокий уровень инфляции. К примеру, в августе на потребительском рынке наблюдалась дефляция – снижение цен на 0,2% в связи с удешевлением продовольственных товаров. С начала года прирост ИПЦ достиг отметки в 4,7%, что ниже прошлогоднего показателя (5,4 процента). В годовом выражении (по состоянию на конец августа), показатель инфляции снизился до 8,2% против 9,0% в июле 2011г. [14]. См. рис.7.        

                          

Рис.7. Динамика цен  по отдельным секторам потребительского рынка, в % к предыдущему месяцу

 

Цены на продовольственные товары в августе 2011г. снизились на 1,4% (в июне-июле также было отмечено снижение – на 0,9%), что внесло отрицательный вклад в инфляцию  - 0,5 п.п. Непродовольственные товары в августе стали дороже в среднем на 0,5%, что внесло в инфляцию данного месяца 0,17 п.п. [14]. См. рис.8.

 

Рис.8. Динамика цен в отдельных секторах промышленности. Прирост цен, в % (декабрь 2008 г. = 100%)

 

В 2011 году одной из основных тенденций в денежно-кредитной сфере было последовательное замедление динамики денежной массы на фоне роста потребительского спроса и снижения сберегательной активности населения, масштабного вывоза капитала частным сектором. Объем денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) по состоянию на 1 августа текущего года составил 20847,5 млрд. руб., увеличившись по отношению к 1 августа 2010 года на 22,2% (аналогичный показатель на начало августа 2010 года составил 35,2 процента). Темп прироста денежной массы за январь-июль 2011 года составил 4,2% по сравнению с 11,8% за аналогичный период 2010 года. В реальном выражении агрегат М2 уменьшился за рассматриваемый период на 0,8% (в январе-июле 2010 года наблюдался рост данного показателя на 6,6 процента).

В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении увеличилась за январь-июль 2011 года на 0,1 процентного пункта до 25,4%, что стало следствием более медленного роста безналичной составляющей М2 относительно наличных денег (4% против 4,8% соответственно). Доля срочных депозитов нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций (далее - организации) и населения в объеме денежного агрегата М2 за январь-июль 2011 года увеличилась на 1,7 процентного пункта – до 47,3% на 1.08.2011. Ожидается, что указанные выше тенденции в перспективе окажут позитивное влияние на сдерживание инфляции, связанной с действием монетарных факторов [14].

Снижение реальных располагаемых доходов населения наряду с другими факторами повлияло на замедление темпов роста вкладов населения в национальной валюте: за январь-июль текущего года их прирост составил 10,4% по сравнению с 23,3% за тот же период 2010 года. За первые семь месяцев 2011 года прирост срочных депозитов населения в национальной валюте составил 10,5%, вкладов до востребования – 9,9% (за аналогичный период предыдущего года – 25,5% и 14,8% соответственно).

Объем депозитов организаций в национальной валюте за первые семь месяцев  2011 года снизился на 3,5% (за аналогичный период 2010 года наблюдался их рост на 1,1%). Срочные рублевые депозиты организаций за январь-июль 2011 года увеличились на 2%, а остатки средств на их текущих и расчетных счетах в национальной валюте сократились на 7,2%; удельный вес срочных депозитов в структуре рублевых депозитов организаций возрос с 39,5% до 41,8 процента.

Объем средств, привлеченных кредитными организациями в депозиты в иностранной валюте, в долларовом эквиваленте увеличился за январь-июль текущего года на 9%, что существенно превысило темпы прироста рублевых депозитов. Это свидетельствует об изменении предпочтений экономических агентов в пользу валютных активов в условиях сокращения доходности рублевых депозитов в реальном выражении. При этом объем вкладов населения в иностранной валюте в долларовом эквиваленте увеличился на 8,5%, а депозитов организаций – на 9,4% (за первые семь месяцев 2010 года наблюдалось их сокращение на 8,4% и рост на 2,3% соответственно).

По данным Банка России, объем наличной иностранной валюты у населения и организаций на внутреннем валютном рынке в течение первых семи месяцев 2011 года сократился на 4,2 млрд. долл. США (за аналогичный период 2010 года – на 11,5 млрд. долл. США) [15].

Вместе с тем повышение курса рубля по отношению к доллару США в текущем году оказало влияние на более медленный рост в рублевом выражении объема депозитов, номинированных в иностранной валюте, что обусловило более низкие темпы прироста широкой денежной массы по сравнению с динамикой агрегата М2. Широкая денежная масса за январь-июль 2011 года увеличилась на 3,3% (за аналогичный период 2010 года – на 8,8 процента). Умеренный рост широкой денежной массы в указанный период 2011 года был связан с сокращением чистых требований банковской системы к органам государственного управления (в основном за счет увеличения обязательств банковской системы перед органами государственного управления на 48,4%) при увеличении кредита банков реальному сектору экономики на 11% и чистых иностранных активов банковской системы  на 3,7 процента.

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за январь-август 2011 года снизился на 12,5% (в аналогичный период 2010 года был зафиксирован его рост на 11,5 процента). Сложившаяся динамика денежной базы была связана в основном с абсорбированием банковской ликвидности через бюджетный канал и соответствующим накоплением остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России. Их прирост за восемь месяцев 2011 года составил 2,1 трлн. рублей. Совокупные банковские резервы кредитных организаций за тот же период снизились на 1,3 трлн. руб. (на 42%), из них задолженность по облигациям Банка России – на 0,6 трлн. руб., по депозитным операциям Банка России – на 0,4 трлн. руб., остатки средств кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России – на 0,35 трлн. рублей. При этом сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах в Банке России, возросла на 0,15 трлн. руб., что связано в основном с повышением Банком России нормативов обязательных  резервов [15].

На рост краткосрочных ставок межбанковского рынка в текущем году оказали влияние уменьшение объема свободных денежных средств у кредитных организаций и повышение ставок по операциям Банка России. Средневзвешенная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам увеличилась с 2,71% в январе 2011 года до 3,94% годовых в августе 2011г.

Снижение объема свободной ликвидности у кредитных организаций в течение рассматриваемого периода тем не менее не привело к росту спроса кредитных организаций на инструменты Банка России по рефинансированию. Среднедневной объем операций Банка России по рефинансированию кредитных организаций в январе-августе 2011 года составил всего 2 млрд. рублей.

Валовой кредит Банка России кредитным организациям за январь-август 2011 года уменьшился на 9,3 млрд. руб., в том числе задолженность кредитных организаций по кредитам, обеспеченным ценными бумагами из Ломбардного списка Банка России и нерыночными активами, сократилась на 9,3 млрд. руб.; по операциям прямого РЕПО наблюдался рост задолженности на 1 млрд. рублей.

Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком на протяжении многих лет, отражает поверхностно и не конкретно основные тезисы о росте инфляции и валютной политике. При этом целевые показатели не всегда точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционное ожидания, цены на сырье естественных монополий, конъюнктура мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние платежного баланса. Таким образом, Центральный банк снимает с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство РФ  [16, с.126].

Основные предположения при разработке денежно-кредитной политики - неизменность конъюнктуры рынка, отсутствие макроэкономического анализа. Вместе с тем уже не вызывает сомнений, что эти изменения каждый год весьма значительны. Как результат, денежно-кредитная политика не представляет сценарных стратегий осуществления денежно-кредитного регулирования, т.е. фактически Центральный банк не готов к «встрече» с неблагоприятными условиями рынка. Это дает основание расценивать денежно-кредитную политику, осуществляемую Банком России, как политику следования за основными экономическими направлениями. Кроме того, что целевые показатели денежно-кредитной политики не конкретные, не проводится разработка статистических параметров и, соответственно, вариантных сценариев для обеспечения оптимального уровня развития экономики.

На первый взгляд, данный закон противоречит условиям независимости Центрального банка, определяемым Конституцией и соответствующим мировой практике. Однако после подробного анализа денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, институциональных преобразований в части ее совершенствования и формирования условий качественного денежно-кредитного регулирования, становится ясно, что в настоящее время Банк России не может взять на себя полную ответственность в вопросах макроэкономического регулирования денежно-кредитных процессов  [16, с.126].

Центральный банк неоднократно ссылался на государственную политику, осуществляемую правительством, как на фактор, препятствующий выработке стратегических ориентиров и конкретных решений при разработке, а затем при проведении денежно-кредитной политики (об этом свидетельствует отсутствие в денежно-кредитной политике конкретных показателей или их сомнительность ввиду непредсказуемости государственной политики).

Правительство не может допустить, чтобы в государственной денежно-кредитной политике отсутствовали целевые показатели инфляции, процентные ставки, объемы денежной эмиссии. Поэтому очевидна необходимость создания единого документа, формирующего согласованные позиции Центрального банка и Правительства РФ в части денежно-кредитного регулирования экономики.

В связи с этим Государственная Дума и российская научная общественность неоднократно выдвигали предложения о сокращении степени независимости Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования и о более активном вовлечении в данный процесс Государственной Думы и Правительства РФ в целях улучшения качества денежно-кредитной политики, усиления процессов рефинансирования коммерческих банков Центральным банком, сокращения информационного разрыва между ЦБ и остальной общественностью, а также с целью формирования благоприятных ожиданий участников рынка. Это является необходимым условием для успешного проведения государственной денежно-кредитной политики. Между тем вероятность лишить Банк России всех признаков независимости, весьма велика и при пролонгации сегодняшней ситуации все более увеличивается  [16, с.126].

В целом можно сделать вывод, что равновесие на денежном рынке устанавливается в процессе взаимодействия спроса на деньги и предложения денег и характеризуется таким состоянием рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему предложения денег. Результаты применения и воздействие денег на различные стороны деятельности и развития общества характеризуют их роль. Разностороннее использование денег и их влияние на развитие страны основывается во многом на том, что продукция производится предприятиями не для собственных нужд, а для других потребителей, которым она продается за деньги. Иными словами, производимая продукция принимает форму товара; между участниками процессов производства и реализации товаров складываются товарно-денежные отношения.

Информация о работе Рынок денег