Рынок и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:05, реферат

Описание

Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно слож­ное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономи­ческой сферой. Как результат естественноисторического развития человеческо­го общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни

Содержание

Введение:
1. РЫНОК: ТИПЫ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА
1.1ТИПЫ РЫНКА
1.2 ФУНКЦИИ РЫНКА
1.3СТРУКТУРА РЫНКА
2.Механизм функционирования рынка
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ по ЭКОНОМИКЕ.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)


34

 

Содержание

Введение:

1. РЫНОК: ТИПЫ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА

1.1ТИПЫ РЫНКА

1.2 ФУНКЦИИ РЫНКА

1.3СТРУКТУРА  РЫНКА

2.Механизм функционирования рынка

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно слож­ное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономи­ческой сферой. Как результат естественноисторического развития человеческо­го общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Рынок, как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Если говорить более обобщенно, то  рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления

Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.

Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов"[1]. Можно определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения"

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения,  в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики. Одним словом, основываясь на знаниях провести анализ полученной информации, рассмотреть частные случаи и, возможно,  предложить своё видение существующих проблем и способ их разрешения.

 

                               1. РЫНОК: ТИПЫ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА

1.1ТИПЫ РЫНКА

История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемыми деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная кон­куренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобо­да передвижения капитала;

4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рацио­нального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального бла­госостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить поде­шевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых ма­рок и т.д.);

6) ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непос­редственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополии (один производитель), монополии (один покупа­тель) и государственного регулирования.

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок - это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эф­фективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптив­ность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъек­тов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетво­рению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

Но свободный рынок имеет и следующие серьезные недостатки:

1) рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную «защиту» населения. Социальные последствия свободного рынка таковы: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедли­во, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем. Следовательно, необходимо вмешательство государства для решения социальных проблем.

Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование.

Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос. Свободный рынок не гарантирует полную занятость населения, а также ста­бильный уровень цен;

2) механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития-производства. Имеет место нехватка денег. Про­блему эмиссии денег берет на себя государство в лице, госбанка;

3) деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, продуктов питания пе­стицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголиз­ма и т.д. Свободный рынок, таким образом, зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует со­хранению не воспроизводимых ресурсов;

4) свободный рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.);

5) рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе;

6) экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подверже­на нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или за­медление темпов роста производства) и инфляционными процессами;

7) рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные про­изводства), но необходимы обществу.

Свободный рынок - это абстракция: в настоящее время, да и в прошлом (в различной мере) имело и имеет место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.

Сегодня у нас многие считают, что переход к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечит полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.

В действительности полной свободы нет и быть не может. Еще И.И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г.В. Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгодней­шим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж. Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен Адама Смита, и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера.

Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть дос­таточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию эко­номики и которая обеспечивается развитием нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.

Регулируемый рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдель­ных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к твор­ческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

Еще И.Л. Кондратьев отмечал, что «регулирование в рамках капиталистической системы ограничено государственной собственностью и осуществляется косвенно»[2].

Некоторые авторы до недавнего времени заявляли о недопустимости терми­на «регулируемый рынок» (называли его «горячим льдом», «квадратным коле­сом», т.е. абсурдом) на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система.

Дело, однако, в том, что рынок может регулироваться:

• с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами кото­рого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и др.;

• государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д.

              Для нас же сегодня крайне важно, как отмечал В. Леонтьев: «найти опти­мальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое бы идеально отвечало этому требованию».[3]

Информация о работе Рынок и его функции