Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:05, реферат
Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни
Введение:
1. РЫНОК: ТИПЫ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА
1.1ТИПЫ РЫНКА
1.2 ФУНКЦИИ РЫНКА
1.3СТРУКТУРА РЫНКА
2.Механизм функционирования рынка
Заключение
• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Рис. 2. Рыночная инфраструктура[5]
2.Механизм функционирования рынка
Ценообразование на рынке осуществляется в зависимости от спроса и предложения.
Спрос – это платёжеспособная потребность, т.е. сумма денег которую покупатель может заплатить за нужные товары. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве. На спрос покупателя оказывают влияние следующие факторы: 1)Цены 2)Доходы 3)Потребительские вкусы 4)цена и полезность товаров заменителей (субститутами) 5)число покупателей 6)емкость рынка 7)Потребительские ожидания.
Главным фактором, определяющим спрос, является цена. Покупатель предлагает цену спроса или предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше этого предела эта цена подняться не может, т.к. у покупателя нет денег.
Следовательно, при неизменности всех факторов у покупателя существует определённое соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Значение спроса выражает функциональную зависимость спроса от цены.
Эту зависимость отражает кривая спроса- это соотношение между рыночной ценой и количеством товара на который предъявлен спрос.
Предложение- это количество товаров и услуг, которые производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве продукция будет предъявлена к продаже и по каким ценам.
На предложение оказывают следующие факторы: 1.цена 2.научно-технический прогресс 3.налоги 4.цены на ресурсы 5.ожидание приемлемых цен 6.число продавцов на рынке и т.д.
Цена выступает главным фактором, который оказывает влияние на производителя, служащее тем стимулом, который оказывает влияние на производство товаров. Между ценой на предлагаемые товары и их количеством существует некое соотношение, которое выражено кривой предложения.
Действует объективный закон предложения, который характеризует зависимость предложения от цены. Продавцы назначают за свой товар предельную цену, т.к. более низкая цена сделает их предложение нерентабельным.
На рынке наступает такой момент, когда спрос и предложение совпадают, и устанавливается рыночное равновесие, на базе которого устанавливается рыночная равновесная цена. Рыночная цена характеризует определённое состояние рынка. Равновесная рыночная цена устанавливается тогда, когда спрос и предложение совпадают. Однако такое состояние рынка является, как правило, кратковременным и цены продолжают изменяться либо повышаясь, либо понижаясь.
На рынке согласно закону спроса и предложения происходит изменение спрашиваемой и предлагаемой продукции относительно изменения цен, такое явление – ценовая эластичность- это степень чуткости или чувствительности потребителя или производителя к изменению цены. Ценовая эластичность спроса - изменение величины спроса под влиянием динамики цен.
Если изменения в ценах приводят к изменению количества спрашиваемой продукции, то спрос называется относительно эластичным или просто эластичным. Если же изменения в ценах почти не оказывают влияния на количество спрашиваемой продукции, то спрос в этом случае- относительно неэластичный или просто неэластичный.
К эл. спроса = %изменение спроса / %изменение цены
Коэффициент показывает, насколько процентов изменяется размер спроса на товар в результате изменения цены на определённый процент.
Кэл.спроса = (кол-во спраш. проду-ии) / (первонач. кол-во спраш. пр-ии) : (изминениецены)/ (первонач.цена)
(неэласт.) 1>Кэл.>1(эластич), Факторы эластичности спроса:
1.Количество, качество и цена товаров- заменителей.
2.величина предельно возможных затрат покупателей на товар.
3.период времени(фактор времени)в течении которого происходит спрос на те или иные товары и услуги. Эластичность предложения характеризует изменение предлагаемой продукции под влиянием изменения цен.
Кэл.предложения = %измен.предл.продукции / %изминение цены.
Кэл.предложения = (кол-во предл. проду-ии) / (первонач. кол-во предл. пр-ии) : (изминениецены)/ (первонач.цена)
Кэл.предложения –показывает как изменяется предложение товара, если цена поднимется или опустится на определённый %. Важнейшим фактором , влияющим на эл.предложения является количество времени имеющееся у производителя, чтобы отреагировать на данное изменение среды. Следует рассматривать:1.кротчайший рыночный период 2.короткий р.п. 3.долгосрочный р.п.
Кротчайший р.п.- коэфф. эл. предложения показывает что изменение цен не приводит к изменению предлагаемой продукции. Т.е. предложение неэластично.
Д-спрос. S-предложение.
Краткосрочный период-(как правило 1 год- у предпринимателя достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более интенсивно. И в этом случае предложение становится более эластичным.
Долгосрочный период- достаточно времени для того, чтобы фермы успели принять все желательные меры у изменению ситуации на рынке. Предложение становится эластичным.
Конкуренция- это соперничество между субъектами рыночного хозяйствования за лучшие условия производства и продажи товаров и услуг в целях получения максимальной прибыли.
Функции конкуренции:
1.формирует цены
2.является средством сбалансированности спроса и предложения. 3.стимулирует снижение затрат на производство и реализацию продукции.
4. повышает эффективность производства.
5. Осуществляет контроль над экономической силой каждого предприятия.
Конкуренция осуществляется в различных формах и имеет различные виды. В основе различных форм конкуренции лежат различные критерии:
А)с точки зрения степени развития конкуренции:
а)совершенная(свободная) конкуренция
б)несовершенная(
Совершенная конкуренция- это свободная конкуренция в условиях рынка, где не существует предпринимателей, способных диктовать или навязывать условия производства и реализации товаров и услуг. Основные черты совершенной конкуренции:
1.наличие большого количества мелких и средних предпринимателей.
2.производство качественной однородной продукции
3.доступность рыночной информации
4.свободный вход в рынок.
В последней трети 19-начало 20века-происходит переход к монополистическому капитализму в основе этого процесса лежит высокая степень концентрации централизации капитала. Появляются предприятия больших размеров, в руках которых сосредотачиваются значительная часть производства и реализации той или иной продукции. Между такими предприятиями-гигантами возникает жестокая конкурентная борьба, которая во избежание потерь конкурентов приводят к необходимости объединятся, заключать союзы- так возникают монополии и монополистические объединения.
Несовершенная конкуренция может выступать в следующих видах:
1.чистая монополия 2.монополистич.конкуренция 3.олигополия.
Б)с точки зрения отраслевой принадлежности:
а)внутриотраслевая б)межотраслевая
Внутриотраслевая- это борьба между частными производителями создающие товары одного вида за наиболее выгодные условия производства и сбыта.
Межотраслевая – конкуренция между предпринимателями различных отраслей за лучшие условия производства и выражающиеся в переливе капиталов из одной отрасли в другую, т.е. это конкуренция за лучшее приложение капиталов.
В)с точки зрения методов
а)ценовая конкуренция б)неценовая в)недобросовестная.
Неценовая- это метод конкурентной борьбы в основе которого положено неценовое превосходство над конкурентами, достижения более высокого качества после торгового обслуживания.
Недобросовестная- это использование запрещённых методов которое проявляется в следующих направлениях: экономический промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, обман потребителя, подкуп и шантаж, сокрытие дефектов товара.
34
Заключение
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходимы культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов. Поэтому программа экономических реформ должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику и следующие элитные задачи формирования рыночной экономики :
1) разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства; поиск и использование резервов и возможностей;
2) формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития предпринимательства;
3) демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рынка;
4) постепенное ограничение государственного контроля над ценами, переход к свободному ценообразованию;
5) осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;
6) создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения, облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики;
7) осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая, опираясь преимущественно на экономические методы, обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.
Таким образом, экономические реформы должны быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности.
Список литературы:
1. Основы современной экономики: учебник для вузов. – 2-е издание перераб. И дополненное. М., 2000 г. - Козырев В.М.
2. Экономическая теория: учебное пособие. Борисов Е.Ф. – М., 1999 г.
3. Рыночная система и её функционирование. Макконелл К.Р., Брю С.Л.
4. Рынок – микроэкономическая модель. – С.П. 1998. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е.
5. Проблемы экономической динамики. Кондратьев Н.Д. - М.: Экономика, 1989
6. Микроэкономика. Рубенфельд Д. и Пендайк Р., М., -1993
7. Экономика труда. Рощин С.Ю., Разумова Г.О.
8. Экономика: учебник. Под ред. доц. А.С. Булатова. М., -1996
9. Основы учений об экономике. Зайдель Х., Геммен Р., - М., 1997
10. Общая экономическая теория. Баликов В.З. - Новосибирск 1998 г.
[1] Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Микроэкономика. М.
[2] Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989
[3] Экономическая теория: учебное пособие. Борисов Е.Ф. – М., 1999 г.
[4] Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика.
[5] Емцов Р.Г. Лукин М.Ю. Микроэкономика. М., 1997