Рынок и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:05, реферат

Описание

Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно слож­ное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономи­ческой сферой. Как результат естественноисторического развития человеческо­го общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни

Содержание

Введение:
1. РЫНОК: ТИПЫ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА
1.1ТИПЫ РЫНКА
1.2 ФУНКЦИИ РЫНКА
1.3СТРУКТУРА РЫНКА
2.Механизм функционирования рынка
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ по ЭКОНОМИКЕ.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

Признаками любой структуры являются:             

а) тесная связь между ее элементами

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и сис­темы рынка:

Первый - по объектам:

• рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

• рынок факторов производства;

• финансовый рынок;

• рынок научно-технических разработок, патентов;

• рынок информации;

• рынок средств обращения;

• рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

• рынок лицензий и др.

Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на органи­зацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, мар­кетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развива­ясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономичес­ких условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, бо­лее специализированными, следовательно, более совершенными.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде куп­ли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с при­ватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производ­ства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка - рынок земли, рынок труда, рывок капиталов.

На рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. В силу этого в каждой стране в зависимости от ее нахождения на планете, территории и других факторов рынок земли носит сугубо специфи­ческий характер. Он глубоко национален, исторически традиционен. Более подробно с этим видом рынка мы познакомимся в гл. XVII "Распределение доходов". Дело в том, что под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные - очень суще­ственные - товары и услуги, которые она дает урожай, сырье, ма­териалы, полезные ископаемые и т. д.

Рынок рабочей силы организуется в форме биржи труда, где не­посредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу.

Биржа труда представляет собой целый научно-исследовательский комплекс, занимающийся регистрацией безработных и свободных рабочих мест на предприятиях. Имея полную информацию по этим аспектам, 6иржа направляет на предприятия соответствующую им по профилю и квалификации рабочую силу, занимается её переподготовкой переквалификацией. Бирка держит тесную связь с профсоюзами и предпринимателями и получает от них мощную поддержку. Хотя биржа труда в какой-то степени и ограничивает свободу товаропроизводителей нанимать рабочую силу по своему усмотрению, но она же и освобождает их от огромных издержек на содержание боль­шого аппарата по найму, подготовке и переподготовке рабочей силы. Уже поэтому предприниматели материально поддерживают биржу труда, до 90 процентов рабочей силы нанимается исключительно по ее направлениям. С другой стороны, биржа труда опирается на мощ­ную поддержку государства, так как, во-первых, она не может быть прибыльной организацией, во-вторых, она и не ставит себе такую цель, выполняя работу огромной социальной значимости. Именно биржа труда определяет статус безработного, выдаст пособия и зани­мается другими формами социального вспомоществования.

На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования. Он отличается двумя особенностями.

Первая заключается в том, что спрос на капитальные средства покупатели всегда ввязывают с той прибылью, которую им могли бы принести ценные бумаги. Покупатель всегда решает вопрос, что ему выгоднее: вложить деньги в средства производства и получить определенную норму предпринимательской прибыли или купить цен­ные бумаги и получать потом доход в форме определенного процента. Следовательно, движение процента (финансовый рынок) и спрос на средства производства достаточно тесно связаны. Если норма ссудно­го процента падает, то спрос на средства производства растет, растет соответственно и цена на них. Взаимосвязь этих двух видов рынка проявляется и в том, что спрос на средства производства и их цена определяют размеры инвестиций в производство, но сами инвести­ции непосредственно извлекаются из рынка финансов, где форми­руется норма (ставка) процента. В силу этой особенности рынок средств производства отличается среди всех остальных его видов наи­большей нестабильностью и непредсказуемостью.

Другой особенностью рынка средств производства является его высокая неоднородность и исключительное разнообразие товаров. На рынке товаров и услуг разнообразие еще больше, но здесь каж­дый товар или группа товаров имеет свой рынок, что отсекает его от остальной массы, позволяя учитывать все его специфические особенности. Рынок же средств производства такими возможностями не располагает.

Важной частью рывка средств производства является рынок по­держанного оборудования. Сам по себе этот рынок ничем примеча­тельным не отличается от рынка средств производства, но функцио­нально он чрезвычайно важен, так как именно в этом секторе опре­деляется степень износа оборудования, а следовательно, норма амортизации. Последняя же в свою очередь определяет сроки обновления средств производства и, таким образом, имеет прямое отношение к  регулированию всего рынка средств производства.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Финансовый рынок - это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Хотя мы и; рассматриваем финансовый рынок третьим по счету, в настоящее время он является важнейшим после рынков товаров, более того, в современной рыночной инфраструк­туре становится определяющей формой рынка. Дело в том, что не существует вида хозяйственной деятельности, который бы не взве­шивался на финансовых весах, не был бы опосредован финансами и не проходил бы через финансовый рынок. В то же время он является наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг, включая и изме­нения на рынке средств производства.

Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности, вложе­ния капитала в какую бы то ни было отрасль производства. Суть ссудного процента с этой точки зрения заключается в том, что он указывает минимальный уровень отдачи, эффективности капиталь­ных вложений. Он как бы является пробным камнем или точкой оп­ределения прибыльности бизнеса. Если ожидаемая прибыль от капи­тальных вложений будет ниже ссудного процента, то предпочтитель­ней деньги вложить в банк - вот о чем говорит ссудный процент.

С другой стороны, финансовый рынок является и самым совер­шенным рынком. Прежде всего потому, что обеспечивает практичес­ки единую ставку ссудного процента не только в каждой отдельной стране, но и на международном уровне. Кроме того, он отличается многочисленностью субъектов, действующих на нём. По существу, это - все субъекты экономических отношений. В то же время объек­ты купли-продажи здесь характеризуются однородностью товаров: деньги, акции, облигации и тому подобное, что облегчает функцио­нирование самого рынка, увеличивает его предсказуемость. На фи­нансовом рынке существуют развитая информационная структура и сеть, банков, широкий рынок заемных средств, в тем самым обеспе­чивается главное: условие существования конкурентного рынка в це­лом - свободный "вход" в него и свободный "выход" из него. Оче­видно, что финансовый рынок является ключевым элементом в рыночной системе. Без развитого финансового рынка рыночная система вообще не может считаться полноценной. В этом нетрудно убедиться, проанализировав состояние, российского финансового рынка и в целом рыночной системы России. Они практически находятся в зачаточном состоянии, особенно финансовый рынок. Даже нет единой банковской системы на твёрдой законодательной основе, естественно, нет и единого ссудного процента в масштабах страны. Тем не менее, финансовый рынок, даже в этом состоянии, является орудием совершенствования рыночной системы, своеобразным двигателем экономики страны к этой системе.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, кото­рый целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интел­лектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распростра­нение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных услови­ях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной зашитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

Второй критерий - по субъектам:

• рынок покупателей;

• рынок продавцов;

• рынок государственных учреждений,

• рынок промежуточных продавцов - посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупа­тель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает пред­почтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и тор­говцев, что характерно для современных развитых национальных и междуна­родных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предло­жением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделя­ется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сер­висе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкурен­ция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торгов­ля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

              Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сда­чи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Третий критерий - по географическому положению:

• местный (локальный) рынок;

• региональный рынок;

• национальный рынок;

• мировой рынок.

Мировой рынок - это не только совокупность национальных рынков различ­ных государств, экономические связи между которыми определены междуна­родной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно новый уровень. Это можно отразить в виде схемы. (Рис. 1)[4].

Мировой рынок

Внутренний рынок

 

Совокупность внутренних рынков

Рис. 1

 

Четвертый критерий - по уровню насыщения:

• равновесный рынок;

• дефицитный рынок;

• избыточный рынок.

Пятый критерий - по степени зрелости:

• неразвитый рынок;

• развитый рынок;

    • формирующийся рынок.

Шестой критерий - по степени ограниченности конкуренции:

• свободный рынок;

• монополистический рынок;

• олигополистический рынок;

• смешанный рынок.

Седьмой критерий - по соответствию действующему законодательству:

• легальный рынок;

• нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Восьмой критерий - по отраслям:

• автомобильный рынок;

• компьютерный рынок и т.д.

Девятый критерий - по характеру продаж:

• оптовый рынок;

• розничный рынок.

Десятый критерий - с учетом ассортимента товаров:

    • замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого про­изводителя;

• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;

• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связан­ных между собой и направленных на удовлетворение одной или несколь­ких связанных между собой потребностей;

Информация о работе Рынок и его функции