Рынок труда: его основные элементы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.1

Содержание

1.Рынок труда: его основные элементы и функции 3
2 Биржа труда, как элемент инфраструкты рынка труда. 7
2.1 Определение понятия биржи труда. 7
2.2Организационная структура биржи труда. 8
2.3 Государственные биржи труда и их функции 10
2.4. Организационное построение государственной биржи труда 17
4.Оценка эффективности деятельности биржи труда 19
Список литературы 25
Приложение 1 26
Приложение 2 27
Приложение 3 28

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_po_ekonomike.docx

— 67.37 Кб (Скачать документ)

Во всех зарубежных странах биржевая деятельность наряду с банковской и  денежной системой служат объектом государственного регулирования. Это не случайно. В  рыночной экономике при отсутствии прямого директивного вмешательства  в предпринимательскую деятельность именно биржи являются инструментом косвенного, но весьма существенного  воздействия на бизнес. Несмотря на то, что на бирже контролируется небольшое количество трудовых контрактов, большинство из них носит решающий характер для организации, рискнувшей обратиться к помощи биржи.

Сегодня между крупнейшими биржами  труда налажены информационные связи. Это способствует выравниванию возможностей в удовлетворении заказов и формированию единого мирового рынка.

Биржи труда дают возможность обсудить условия приема на работу с кадровыми  службами сразу нескольких фирм, получить информацию о вакансиях из банков данных Государственной службы занятости  и Молодежной биржи труда, проконсультироваться со специалистами по многим вопросам.

Организаторы бирж одну из своих  задач видят в привлечении  как можно большего числа представителей таких групп населения, которые  особо нуждаются в социальной защите.Не секрет, что безработные - это люди, способные и желающие трудиться по найму, которые не могут  найти себе работу по своей специальности  или трудоустроиться вообще.

Биржа труда - это место, куда обращаются безработные, чтобы найти работу и получить пособие по безработице, пока эта работа не найдена.

2.3 Государственные биржи труда и их функции

Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения  создаются государственные биржи  труда.

В связи с этим, нового определения  потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта  категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного  обеспечить каждому гражданину его  конституционное право на труд.

Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых  выделить тех, кто оказался в такой  ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, а именно в государственную  биржу труда. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

Государственная биржа труда является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются биржой труда  бесплатно.

Функции биржи труда многообразны:

  1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение  автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке  информации, оставляет время для  разбора различных вариантов  принимаемых решений. Основным средством  автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также  представляется создание распределительных  информационных систем, сети локальных  баз данных с обменом информацией  между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном  уровнях системы целесообразно  создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся на биржу труда за помощью в трудоустройстве.

  1. консультация обращающихся на биржу труда трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  2. оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая  их профессиональной подготовке, учитывающая  возраст, трудовой стаж и опыт по прежней  специальности, транспортную доступность  нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право  на свободный выбор работы путем  прямого обращения на предприятия, а не обязательно через биржу  труда.

  1. . организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах биржи труда или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий  общеобразовательный уровень: в  промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую  и 17% - низкую.

При значительном высвобождении с  предприятий работников потребуется  организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной  программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему  бирж труда, должно стать "непрерывное  образование". На базе действующих  учебных заведений необходимо создать  межреспубликанское учебное заведение  для переподготовки и

повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Биржа труда и соответствующие  органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно - территориальных  делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные биржи труда - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Биржи  труда городов, ориентируясь на свободные  учебные места, могут заключать  с высвобожденными работниками  соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

  1. . оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы  профориентации, охватывающей все категории  населения, определения статуса  различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров  профориентации и психологической  поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это  требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в биржи  труда . В связи с новыми функциями  системы профориентации изменяются и требования к работникам бирж труда.

Сейчас необходимы специалисты  для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого  населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

  1. регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый  человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить  своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый  человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку  государства. Для этого требуется  соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного  возраста и обладать способностью к  систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной  профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность  пронять предложение о подходящей работе.

  1. . оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  2. . выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
  3. . подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
  4. . разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

Таким образом, функции Государственной  биржи труда значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства  населения.


 

Работа государственной биржи  труда может быть наиболее эффективна только про тесном сотрудничестве с  другими экономическими структурами. Для успешного ее выполнения она  наделяется определенными правами:

  1. запрашивать от предприятий, учреждений и организаций информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест или вакантных должностей;
  2. направлять на предприятия обращающихся на биржи труда граждан для трудоустройства в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки при наличии там соответствующих рабочих мест;
  3. направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы; такие работы могут стать важным фактором снижения социальной напряженности на рынке рабочей силы. В каждом районе должен быть определен перечень видов работ(благоустройство и уборка территории, коммунальные службы, работа на общественном транспорте, в домах престарелых, в библиотеках, музеях и архивах, в сельском хозяйстве в период уборки урожая и т.д.)Это даст возможность в случае необходимости работой тех, кто не получил подходящее место работы в пределах срока, оговоренного законом для выплаты социальных компенсаций, а также тех, кто желает дожидаться работы по специальности в порядке очередности по мере освобождения рабочих мест.
  4. распоряжаться в установленном порядке средствами Государственного фонда содействия занятости;
  5. оплачивать за счет средств Государственного фонда содействия занятости стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии;
  6. выдавать в установленном порядке гражданам пособия по безработице, приостанавливать или отменять их выплату;
  7. разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для предприятий, учреждений и организаций минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направлять этих лиц для трудоустройства;
  8. заключать по доверенности предприятий от их имени договоры с гражданами об их трудоустройстве.

Предприятия и организации должны содействовать проведению государственной  политики занятости, создавать условия  для профессиональной подготовки работающих, способствовать их трудоустройству. Однако, в сегодняшних кризисных условиях предприятия в наибольшей степени  заботятся о собственной выгоде.

Для смягчения социальной напряженности  законодательство предусматривает  право Советов народных депутатов  по предложению ГБТ приостанавливать на срок до 6-ти месяцев решения предприятий  о массовом высвобождении работников в случае затруднения их последующего трудоустройства. При этом одновременно решается вопрос о частичной или  полной компенсации потерь предприятий, вызванных этой отсрочкой.

Для финансирования мероприятий по реализации политики занятостии деятельности ГБТ создан Государственный фонд содействия занятости. Средства Фонда  образуется за счет обязательных отчислений работодателей независимо от их форм собственности и хозяйствования, обязательных страховых взносов  с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов, средств республиканских и местных  бюджетов. Дополнительными источниками  поступлений могут являться добровольные взносы российских и иностранных  предприятий, общественных организаций  и граждан, а также и другие поступления. При этом, до 90% средств, формируемых на территориях, остается в распоряжении республиканского фонда, а 10% отчисляется в общероссийскую часть.

Государственный фонд содействия занятости  должен формироваться как самостоятельная  финансовая система.

2.4. Организационное построение государственной биржи труда

Государственная биржа труда на уровне народного хозяйства в  целом включает в себя административные, научные и финансовые учреждения.

В России проблемами занятости занимается образованный в составе Министерства труда и занятости РФ Отдел  трудовых ресурсов и занятости. Он осуществляет реализацию государственной политики в области занятости, социальной защите граждан от безработицы и  развития народонаселения. В состав этого отдела входят подотделы:

  • трудовых ресурсов и народонаселения
  • рынка труда и занятости
  • переобучения высвобождаемых работников
  • перераспределения трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы
  • обеспечение занятости молодежи

В структуру отдела входит Всероссийский  центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, который  осуществляет руководство краевыми, областными и городскими центрами по трудоустройству. Районные, городские  биржи труда являются первичным  звеном государственной службы занятости. Их деятельность финансируется за счет средств государственного фонда  содействия занятости, предусмотренных  на эти цели.

В обязанности городской биржи  труда входит:

  • анализ состояния и прогноз развития рынка труда, подготовка соответствующими органами государственного управления региональных программ занятости и реализация данных программ
  • регистрация по сведениям предприятий свободных рабочих мест, вакантных должностей и учебных мест
  • создание автоматизированных банков о спросе и предложении рабочей силы, возможностях профессионального обучения и переподготовки
  • обеспечение населения полной оперативной информацией о возможностях трудоустройства и переобучения
  • учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства и оказание им помощи в подборе подходящей работы.

В каждой городской или районной бирже труда должны создаваться  следующие отделы:

  • анализ рынка труда
  • трудоустройства
  • профконсультации
  • социальной помощи
  • организационно - административный

Такие отделы обусловлены функциями, выполняемыми биржами труда.

Биржа труда должна координировать собственную деятельность на различных  уровнях, согласовывать ее с профсоюзами, органами государственного и хозяйственного управления. С этой целью должны создаваться координационные комитеты содействия занятости, которые вырабатывают согласованные решения по осуществлению  политики занятости. В эти комитеты входят представители профсоюзов, ассоциаций работодателей, службы занятости и  государственного управления. Главным  результатом деятельности этих комитетов  должно стать нахождение оптимальных  путей решения конкретных проблем  занятости,  соответствующей территории с учетом интересов работодателей  и трудящихся различных категорий.

При органах государственной биржи  труда любого уровня могут создаваться  различные хозрасчетные организации, которые по ее заказам осуществляют функциональное и научно-методическое обеспечение биржи. Это могут  быть такие учебные и информационные центры, консультационные и социально - реабилитационные пункты. В зависимости  от ее уровня определяет состав и структуру  этих организаций, исходя при этом из направлений конкретной работы, специфики  региона в области использования  трудовых ресурсов.

В составе ГБТ создается инспекция, осуществляющая контроль за выполнением  государственными и общественными  органами, предприятиями и организациями  независимо от форм собственности и  хозяйствования, фермерами и другими  работодателями законодательства о  правах граждан на труд и занятость. Подразделения инспекции входят в состав БТ всех уровней - от Министерства труда и занятости РФ до районной биржи труда.3


 

4.Оценка эффективности  деятельности биржи труда

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской  области (далее - Петростат) социально-экономическая  ситуация в Санкт-Петербурге в 2010 году характеризовалась следующими показателями.

Индекс промышленного производства по Санкт-Петербургу  в январе-декабре 2010 года составил 108,9%  к январю-декабрю 2009 года.

Объём инвестиций в основной капитал  в январе-ноябре 2010 года составил 213386 млн. руб. или 110,2% к соответствующему периоду 2009 года.

В январе-ноябре 2010 года размер среднемесячной начисленной заработной платы одного работника составил 26806 руб. или 111,6% к аналогичному показателю 2009 года; индекс реальной начисленной заработной платы составил 104,7% к январю-ноябрю 2009 года.

Региональная величина прожиточного минимума в среднем на душу населения  в январе-сентябре 2010 года составила 5626,2 руб. (повышение относительно 2009 года – 431,3 руб. или 8,3%).

Среднедушевые доходы населения Санкт-Петербурга за 2010 год, по предварительным данным Петростата составили 103,9% к соответствующему периоду 2009 года и были выше величины прожиточного минимума на 475%.

Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций  в январе-ноябре 2010 года по сравнению  с январём-ноябрём 2009 года возросла на 1,0% и составила 1447 тыс. чел.

В декабре 2010 года, по сведениям обследованных  организаций, принято на работу 19,6 тыс. человек (3,0% списочной численности работников), выбыло по различным причинам 21,9 тыс. человек (3,3%списочной численности работников). В общей численности выбывших работников 68,0% составляли уволившиеся по собственному желанию, 8,0% – выбывшие по соглашению сторон, 2,0% - в связи с сокращением численности.

В декабре 2010 года 2,5 тыс. человек (0,4% списочной численности работников обследуемых организаций) работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя, 5,2 тыс. человек (0,8%) работали неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем. Доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы, составила 3,9%списочной численности работников или 26,0 тыс. чел. (в ноябре  2010 года – 3,0%). 

Численность экономически активного  населения Санкт-Петербурга, по данным выборочного обследования населения  по проблемам занятости, в среднем  за 2010 год, составила 2648,2 тыс. человек, в том числе 2593,8 тыс. человек (97,9%) были заняты в экономике и 54,4 тыс. человек (2,1%) не имели занятия, но активно  его искали и, в соответствии с  методологией Международной Организации  Труда, классифицировались как безработные.

Численность граждан, обратившихся в  Службу занятости за содействием  в поиске подходящей работы, в январе-декабре 2010 года составила 276,9 тыс. человек, что  на 4,5 % (13 тыс. чел.) меньше, чем в январе-декабре 2009 года (289,9 тыс.чел.). Всего на регулируемом рынке труда искали работу 359,3 тыс. граждан (с учетом граждан зарегистрированных в службе занятости на начало года).

Нашли работу на условиях постоянной и временной занятости, включая  окончивших профобучение, 196,2 тыс. граждан (54,6% от обратившихся), что больше, чем  в 2009 году (46,2% от обратившихся).

Анализ состава граждан, обратившихся в Службу занятости за содействием  в поиске работы, показывает, что  в 2010 году по сравнению с 2009 годом, всего  обратилось на 13 тыс. человек меньше. Среди обратившихся наибольшую долю занимали: “приведено в Приложении№1”

В 2010 году по сравнению с 2009 (кризисным) годом уменьшилась:

  • доля обратившихся в Службу занятости женщин;
  • численность обратившихся граждан, работавших на должности специалиста или служащего;
  • доля граждан,  обратившихся в Службу занятости, в возрасте 14-29 лет.

Численность граждан признаваемых безработными в течение года сократилась: если в 2009 году признано безработными 63,9 тыс. человек, то в 2010 году – 40,2 тыс. человек, или на 37,1% меньше.

Состав безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения Санкт-Петербурга, в 2010 году заметно отличается от состава  безработных зарегистрированных в 2009 году. “Сравнение приведено в Приложение №2”

Анализ изменения состава зарегистрированных безработных в 2009-2010 годах показывает, что:

  • численность всех безработных состоящих на учете в течение 2010 года по сравнению с численностью 2009 года существенно уменьшилась (на 41,2%);
  • численность уволенных по сокращению среди безработных также заметно уменьшилась (на 43,9%);
  • заметно снизилась численность выпускников учреждений высшего, среднего и начального профобразования стоящих на учете в качестве безработных;
  • в 2010 году остается высокой доля безработных со стационарным профессиональным образованием;
  • в 2 раза уменьшилась численность безработной молодежи в возрасте 20-29 лет;
  • не снижается доля безработных родителей воспитывающих детей, хотя абсолютное значение их снизилось почти в 2 раза;
  • существенно выросла в 2010 году доля безработных инвалидов, в то время как численность их осталась почти без изменений.

Информация о работе Рынок труда: его основные элементы и функции