Рынок труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом спецификации данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей - практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Работа состоит из  1 файл

настя.docx

— 700.29 Кб (Скачать документ)

Для этого целесообразно  провести следующие меры:

1. Повысить роль индивидуальных трудовых договоров (законодательно и на практике), упростить процедуры их расторжения по инициативе работодателя при условии необходимой защиты прав и  интересов работника;

2. На уровне предприятий  и организаций изменить содержание  и роль коллективных трудовых  соглашений с участием профсоюзов;

3. Реформа трудовых отношений  должна проводиться поэтапно  с учетом радикального характера.

4. Принять более реалистичные  процедуры массовых увольнений.

Условием решения этих задач не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение  общественного отношения к данным проблемам.

 

2.3 Правовое  регулирование  рынка труда

 

Изменение экономической  ситуации в  РФ, утрата государством  функции основного работодателя. Определенные новации в трудовом законодательстве  уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых спросов и о внесении изменений и дополнений КЗоТ. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства  о труде.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует  определить, какие виды политики непосредственно  воздействуют на уровень безработицы  в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной  политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни  конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую и предпринимательскую деятельность. Трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. В юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений. Реально противостоять этому работнику могут, лишь объединившись в профсоюз. Так как он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции, трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений  других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой.

Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригородные в российских условиях.

Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская  модель трудового законодательства, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровне фирмы.                                                        

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования  трудовых отношений. Государство, оставаясь  фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего  работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более  тесное участие работодателей и  профсоюзов в принятии социально-экономических  решений и определении условий  труда и передачу решения многих вопросов на уровне конкретных сторон.

К основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

1. Признание правового равенства сторон трудовых отношений с более слабой стороны- работника;

2. Учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;

3. Гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

4. Учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ.

5. Установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

Само по себе наличие должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно. Условия реального исполнения законов о труде должны защищаться законом. Так как гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступна к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

 

2.4 Деятельность профсоюзов

 

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) представляет собой массовую общественную организацию, которая  объединяет на добровольных началах  рабочих и служащих по профессиональному признаку.

В следующей таблице наглядно приведены действия работы центров занятости

Таблица-3. Изменение численности граждан, признанных безработными   

в течение месяца

 

 

 

Профессиональные союзы обладают множеством полномочий : осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры.

Таблица-4 Основные показатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации за период январь-июнь 2010 года

Основная задача деятельности профсоюзов – повышение заработной платы.  Это достигается, выделением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне.

Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки  равновесия.

Профсоюзы могут вызвать  сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд. Содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к  такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен  на согласие профсоюза.

Существует 2 типа контрактов, заключающиеся между руководствами  предприятий и профсоюзами:

1. Контракт на оплату;

2. Контракт на количество. 

Рассмотрим их на микроуровне, чтобы легче понять их сущность.

При подписании контракта на оплату профсоюзов, требует повышение заработной платы будет выше равновесной и предложение на рынке труда выше спроса на труд, значит часть работников окажется не востребованной.

В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность  форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих  пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей  жизненно важные для работников социальные функции. Но как показал предыдущий пример, чрезмерное вмешательство в  рыночные отношения и нарушение  механизмов саморегулирования, иногда  могут навредить.

 

3 Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике   

современной России

 

В настоящее время уровень  безработицы  достаточно высокий. Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). Различают добровольную безработицу, связанную с поиском более благоприятных условий труда. Также есть фрикционная безработица, которая возникает при перемещении работников от одного места работы к другому. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, за ними сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе.

До сих пор преобладает  увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д. Анализируя данные представленные ниже, мы можем понять на сколько явление безработицы болезненно сказывается на уровне экономики России в целом.

 

Таблица -5. Группировка субъектов Российской Федерации

 по уровню безработицы  в среднем за май 2009-февраль 2010г.

Уровень без-цы в %  к экономически активному населению

Количество

 регионов в

 интервале

В % к общему

 числу регионов

Численность без-ых, попавших в интервал, тыс.чел.

В % к общей

численности

безработных


Продолжение таблицы 5:

до 5,0

22

25,6

701

14,2

от 5,1 до 8,0

37

43,0

2434

49,3

от 8,1 до 11,0

17

19,8

821

16,6

от 11,1 до 15,0

4

4,5

149

3,0

от 15,1 и более

6

7,0

831

16,8

Итого

86

100

4936

100


 

На сегодняшний день главной  проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование  трудоустроенной рабочей силы. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые  черты. Во-первых, многолетняя скрытая  безработица, которой сопутствует  ею же обусловленный дефицит рабочей  силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность  организации производства и труда с другой.

Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

В целом основные характеристики занятости в большей мере свидетельствуют  о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы.

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость  обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые  люди составляют около 35% трудоспособного  населения России, во-вторых, они  – будущее страны. Молодежь уже  сегодня во многом определяет  политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она  во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

На молодежный возраст  приходятся главные социальные и  демографические события в жизненном  цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение  профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения  подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены  в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей  части населения изменило жизненную  позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это  самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами.. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые  люди, завершающие или завершившие  профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования