Рынок труда и занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассмотрены следующие вопросы:
1. Рынок труда и его особенности;
2. Занятость населения;
В этих вопросах описываются общие положения в теории о рынке труда и о занятости населения, в первом вопросе рынок труда и его особенности рассмотрены на примере России.

Содержание

Введение. 3
1. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. 5
1.1. Роль рынка труда. 5
1.2. Структура и сущность рынка труда. 6
1.3 Регулирование рынка труда. 9
1.4 Специфика российского рынка труда. Спрос на труд.
Предложение труда. Равновесие на рынке труда. 11
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.
14
2.1 Занятость в системе рыночных отношений. 14
2.2 Занятость в переходной экономике. 17
2.3 Причины, масштабы и формы безработицы. 18
Заключение. 20
Список используемой литературы. 22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

безработных; систему  переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое

регулирование занятости.

На рынке труда  встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли

- продажи. Продавцы - это работники, предлагающие  свою рабочую силу

(способность  к труду), а покупатели - это трудовые  коллективы или отдельные

предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких

работников им требуется.

На рынке труда  действует закон спроса и предложения  на рабочую силу, который

влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения  на рабочую силу

отражает несоответствие свободных рабочих мест составу  приходящих на рынок

труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда  происходит жестокий, беспощадный отбор  наиболее способных,

предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он

стимулирует высококвалифицированный  труд, способствует созданию  жесткой

взаимосвязи между  вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая  ранее в нашей стране административно - командная система

управления, при  которой государство как собственник  основных средств

производства централизованно планировало необходимое для полной занятости

число рабочих  мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы,

полностью разрушило  мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок  труда не может существовать вне

конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических

общественных  институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает

возможность существования  такого рынка, ибо не считает человека равноправным,

юридически и  экономически независимым от государства субъектом. Такому

государству не столь важно, используется ли людской  потенциал эффективно и

согласно с  личными интересами человека или  нет. Для него значимо другое -

иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные

интересы удовлетворять  по минимуму, что исключает экономическую  и социальную

независимость человека. Это обеспечивает хотя и  малоэффективную, но почти

полную управляемость  людскими массами. Свободный рынок  труда в таких условиях

просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод -

распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе,

принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

Национальный  рынок труда охватывает все общественное производство - через

него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного

профессионально - квалификационного состава, но и  определенных культурных и

этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям  экономики.

На рынке труда  реализуется возможность:

- свободного  выбора профессии, отрасли и  места деятельности, поощеряемого

приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации

творческих замыслов и т. д.);

- найма и увольнения  при соблюдении норм трудового  законодательства,

защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его

оплаты;

- независимой  и вместе с тем экономически  поощряемой миграции трудовых

ресурсов между  регионами, отраслями и профессионально - квалификационными

группами, которой  обычно сопутствует улучшение ус жизни и трудовой

деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных

населению рынков высококачественного жилья, потребительских  товаров

культурных и  духовных ценностей;

- свободного  движения заработной платы и других доходов при сохранении

приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом

гарантированного  минимума зарплаты, обеспечивающего  прожиточный минимум, и

регулировании верхнего предела доходов через  налоговую систему, основанную на

прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно

происходящие  в обществе и определяющие его  движение вперед. Через рынок труда

проходят, скрещиваясь  в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока -

развитие экономики (материально -  технических элементов и структур),

развитие человека (общей и профессиональной культуры,  творческих

возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений

(государственных  и классовых структур, отношений  собственности,

производственных  связей). Они образуют основу прогресса  в обществе, его

главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные

созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной

экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг,

масштабы и  темпы научно-технических и организационных  преобразований. Поэтому

подготовка и  выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей

силы, обеспечение  ее квалификационной и территориальной мобильности является

одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий

уровень развития экономики, чем более сложные  задачи ей приходится решать,

тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной

рабочей силе в  развитых странах мира в эпоху  НТР абсолютное большинство

работодателей и государственные органы стремятся  создать наилучшие

производственные  и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную

защищенность  на рынке труда. Рабочая сила - товар особого рода еще и потому,

что она сама в первую очередь является, как  правило, наиболее

заинтересованной  стороной в развитии своих созидательных  возможностей,

реализуемых в  народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно

творческие, способности  личности.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей  силы и ее потребителей -

экономики и  государства - является важнейшей социально - экономической чертой

рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую  основу развития

народного хозяйства  и всего общества. Несомненно, что  организованный, во

многом управляемый  государством и поддерживаемый предприятиями  товарной

экономики, постоянно  совершенствуемый по мере развития народного  хозяйства

рынок рабочей  силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев

социально - экономической  системы любой страны.

Конечной целью  рынка труда является, во-первых, удовлетворение

профессионально - трудовых и жизненных интересов  экономически активного

населения, включая  социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства

нужными ему  кадрами; во-вторых, достижение максимально  полной и минимально

прерывной занятости, с учетом потребности в частичной  рабочей неделе,

скользящем графике  рабочего дня и т.п.

     1.3  Регулирование рынка труда.

Современный рынок  труда испытывает на себе ощутимое государственное

воздействие. Законодательная  деятельность государства охватывает всю гамму

трудовых отношений. Оно не  только предъявляет спрос  на рабочую силу в

государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе,

определяя основные параметры найма в масштабах  национальной экономики.

Большое влияние  на рынок труда оказывают государственные  социальные программы

(помощь малоимущим, пособия по безработице, различные  социальные выплаты,

пенсионное обеспечение  и прочие.) Эти программы содействуют  определенной

стабилизации  социально- экономического положения  трудящихся в зонах

повышенного рыночного  риска, смягчают болезненные рывки  рыночного механизма.

В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с

функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и  посредническо - вспомогательная роль государства на рынок

труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и  предоставления рабочих

мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству.

Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют

максимально быстрой  адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

Видное место  в регулировании рынка труда  занимает биржа труда. Биржа труда -

учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями

при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

Первые биржи  труда были открыты в первой половине  XIX века. В России биржи

труда возникли в начале ХХ века. Они создавались  городскими управами в

крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса.

Наряду с биржами  труда в России до 1917 года получили широкое распространение

платные частные  посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда

выполняют в  основном государственные биржи  труда, так называемые бюро

занятости, подчиненные  министерством труда. В задачу государственного бюро

занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг  при

трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых,

изучение спроса  и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление

информации о  требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи.

Деятельность  бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда,

направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными  для

предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно

через отделы кадров своих предприятий, что позволяет  особенно

квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а

связываются напрямую с предприятиями. В середине 80-х  годов в регулировании

рынка труда  произошли значительные изменения. Они связаны с практическим

Информация о работе Рынок труда и занятость населения