Рынок труда: сущность, функции, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:29, контрольная работа

Описание

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Сущность и условия возникновения рынка труда………………………..5
3. Функции рынка и условия его существования ...…………………...8
4. Основные компоненты рынка труда и механизм их взаимодействия…12
5. Современные виды и модели рынка труда……………………………….16
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

контрольная рынок труда.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Кафедра Экономическая теория

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по теме: «Рынок труда: сущность,

функции, виды»

по дисциплине: Микроэкономика

 

 

 

 

исполнитель: Красноярова Н.Е.

группа  ОПД – 11 – 1з

 

преподаватель:  Прокин В.В.

гуманитарный факультет

заведующий кафедрой экономической теории, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь  2011г.

 


Содержание

 

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Сущность и условия возникновения рынка труда………………………..5

3. Функции рынка и условия его существования ...…………………...8

4. Основные компоненты рынка труда и механизм их взаимодействия…12

5. Современные виды и модели рынка труда……………………………….16

Заключение……………………………………………………………………..20

Список литературы…………………………………………………………….22


       Введение

 

Довольно просто считать само собой разумеющимся бесперебойное функционирование экономики. Когда мы идем в магазин, то все что нам нужно — хлеб, курица или бананы — лежит на полках. Мы платим за них, забираем домой, и съедаем их. Что может быть проще?

Если же, посмотреть внимательнее, то можно увидеть широкий спектр экономической деятельности, который потребовался для заполнения полок. Прежде чем попасть к нам, продукты питания могли пройти через пять или десять мест, и, двигаясь по цепочке крестьянских хозяйств, производителей продуктов питания, упаковщиков водителей грузовиков оптовых продавцов и розничных торговцев пробыть в пути дни или месяцы и побывать в любом крае (области)  и любом уголке мира. Цифры поражают — 6 млрд. кур, 6 млн. кг бананов и т. Д. Кажется, это просто чудо что продукты, производимые в нужных количествах, доставляются в нужное место и доходят до обеденного стола, не теряя своих качеств

Но настоящее чудо состоит в том, что вся система работает без чьего-либо принуждения или централизованного управления. Наоборот, буквально миллионы предприятий и потребителей вовлечены в добровольную торговлю, и их действия и цели незримо скоординированы системой цен и рынков. Никто не решает, сколько цыплят надо вырастить, где будут проходить грузовики и где откроются магазины. И все же, в конце концов, когда вам нужны продукты питания, вы находите их в магазинах.

Это верно не только для продуктов питания. Рынки создают подобные чудеса вокруг нас постоянно — и мы увидим их, если только зададимся целью внимательнее изучить нашу экономику. Тысячи товаров производятся миллионами людей по доброй воле, без какого-либо центрального руководства или специального плана. И на самом деле, не считая нескольких существенных исключений: армию, полицию и школу, большая часть обычной экономической жизни проходит без вмешательства государства — и это является реальной силой рыночной экономики.

Таким образом, рыночная экономика—это сложный механизм координации людей, разных видов деятельности и производств посредством системы цен и рынков; это средство коммуникации для объединения знаний и действий миллиардов отдельных людей. Без какой бы то ни было централизованной информации или специальных расчетов рынок решает проблемы производства и распределения миллиардов неизвестных переменных и зависимостей — проблем, которые далеки от разрешения даже самыми быстрыми современными суперкомпьютерами. Никто не создавал рынок, и все же он действует замечательно. Именно сложность, многогранность проблем связанных с функционированием рынка и обуславливает актуальность исследования.


          2. Сущность и условия возникновения рынка труда

 

              В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений.

Рынок – место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

          Рынок является экономической категорией и как экономическая категория тесно связан с обменом обращением, торговлей, торговыми услугами.

          Но основное его значение таково: рынок — это меха­низм взаимодействия покупателей и продавцов, экономических благ              .

         Рассмотрим исторические условия, сделавшие рынок объектив­но необходимым.

Первое условие — разделение труда, которое ведет к спе­циализации и обмену.

Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои про­дукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупате­лям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приоб­рести предложенные им предметы, они оставляли свои и удаля­лись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы видим зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расши­рило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное произ­водство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изде­лий, которые нужны их производителю не для собственного по­требления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего полу­чить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными слова­ми, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие— самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хо­зяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предпола­гает стремление к взаимовыгодным условиям. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограничен­ности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обо­собленность) исторически возникает на базе частной собствен­ности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локаль­ным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предпри­ятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

  Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие —   свобода предпринимательст­ва. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институ­ты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противо­действующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

         Таким образом, рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако, став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою способность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал название новому рынку.

              Однако по поводу названия нового товара и названия нового рынка среди исследователей этих явлений возникли разногласия.

              Выдающие английские экономисты, классики политической экономии А. Смит и Д. Риккардо считали, что товаром на рассматриваемом рынке является труд, что «труд имеет свою естественную и рыночную цену». Такого же мнения придерживаются в настоящее время представители неоклассического направления экономической мысли.

              В XIX в. выдающийся немецкий экономист, философ и социолог К. Маркс довольно убедительно показал в работе «Капитал», что действительным товаром является не труд, а рабочая сила – способность к труду. Поэтому и рынок одни экономисты стали называть рынком труда, а другие – последователи учения К. Маркса -  рынком рабочей силы.

              Данную проблему можно разрешить, если более четко выделить тот товар, который является объектом купли-продажи. Можно выделить две основные точки зрения: первая из них доказывает, что товаром является рабочая сила – потенциальные способности к труду. Вторая точка зрения признает товаром труд. Но ее сторонники, понимая, что труд – как процесс целесообразной деятельности трудно представить в виде товара, утверждают, что таковым является «потенциальный труд». Можно сказать также, что если первое абстрактное понятие «потенциальные способности к труду» существует реально в живом организме человека, то второе абстрактное понятие («потенциальный труд») реально не существует. Поэтому реальным товаром на рынке труда является рабочая сила. Понятие «рынок труда» выражает социально-трудовые отношения, связанные:

      с передачей права пользования рабочей силой на определенное время работодателю;

      с установлением величины заработной платы, продолжительности рабочего дня, условий труда, продолжительности оплачиваемого отпуска, оплаты сверх установленного государством времени труда в выходные и праздничные дни, компенсаций в случае болезни или получения инвалидности;

      с остановкой производства на какое-то время (например, на время забастовки), с потерей работы в связи с увольнением не по вине работника и т.д.

Вместе с тем, в понятие «рынок» входит механизм его реализации, который выступает в форме модели «спрос-предложение» и функционирует на основе конкуренции и информации, поступающей в виде изменяющихся цен.

Итак, рынок труда – это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы. Центральным отношением, выражающим сущность данной совокупности, выступает отношение по поводу обмена функционирующей рабочей силы на жизненные средства, т.е. на реальную заработную плату. Реализация этого отношения происходит на основе действия механизмов спроса-предложения товаров рабочей силы и жизненных средств. В этом процессе участвует государство. Государство устанавливает минимальную заработную плату и продолжительность рабочего дня, величину пособий по безработице и некоторые другие параметры. Механизм реализации социально-трудовых отношений в целом выступает как государственно-рыночный. В результате достигается определенный баланс интересов трудящихся, работодателей и государства

 

 

        3. Функции рынка и условия его существования

 

              Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях, выражающих основное назначение данной   категории и отражающих ее сущность.

             Интегрирующая функция состоит в соединении сферы  производства, сферы потребления, а  также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс   активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка   производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет    удовлетворить свои потребности.

               Регулирующая функция – самая важная. Предполагает   воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает   согласование производства и потребления в ассортиментной  структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему   и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между  регионами, сферами национальной экономики.

               Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для  кого производить? как производить?

               Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на   единицу продукции, поощряет рост производительности труда,   технический прогресс, повышение качества продукции. Сохранение и поддержание  конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

               Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение

    спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена-

    это сигнал к сокращению производства. В результате стихийные действия предпринимателей   приводят к установлению более или менее оптимальных экономических  пропорций.

               На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о   которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой  собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом  случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не   входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он   часто более действенным способом служит интересам общества, чем   тогда, когда сознательно стремится служить им».

               Стимулирующая функция состоит в побуждении   производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с   наименьшими затратами и получением достаточной прибыли,   стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей  экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия   будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей», а в результате   произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального  материального благосостояния.

Информация о работе Рынок труда: сущность, функции, виды