•
группы работодателей и рабочих
определяют заработную плату в ходе
переговоров под руководством государственных
органов;
•
распределение доходов складывается
в условиях совершенной конкуренции
через механизм свободных цен.
Влияние
на рынок труда различий в заработной
плате. Специфика рынка труда
заключается в том, что он имеет
дело с товаром особого рода, с
человеческим капиталом, требующим
осуществления специальной политики
в области заработной платы на
макро - и микроуровне. Такая политика
предполагает создание условий для
стимулирования производства, усиления
экономической активности населения,
мобильности трудовых ресурсов. Свободные
цены служат стимулом к применению
экономичных методов производства,
устанавливают правила распределения
доходов. Распределение доходов
в российской экономике имеет
ряд особенностей. В различных
секторах экономики установились способы
распределения доходов. Таких секторов
можно выделить несколько.
В
государственном секторе находятся
государственные хозрасчетные предприятия
и бюджетные учреждения и организации.
Сужение государственного сектора
экономики через приватизацию ведет
к сокращению сферы распределения
по труду. Государственные предприятия
участвуют в распределении как
владельцы средств производства, присваивают
предпринимательский доход, как и другие
субъекты рыночной экономики. Вместе с
тем они находятся в неравных условиях
с другими секторами экономики - ограниченность
самостоятельности, остаточный принцип
финансирования, жесткое регулирование
заработной платы. Вследствие применения
единой тарифной сетки, ограничивающей
рост заработной платы, постоянное отставание
ее индексации от уровня инфляции привело
к существенному оттоку квалифицированной
рабочей силы из этого сектора экономики.
Корпоративный
сектор является одним из ведущих
секторов экономики, включает крупные
предприятия, базирующиеся на частной
собственности, а в отдельных
случаях - на смешанной собственности
(частно-государственной). Распределение
доходов осуществляется по капиталу, вложенному
в средства производства, и по труду - для
наемной рабочей силы. В корпоративном
секторе уровень доходов существенно
выше доходов в государственном секторе.8
В
частном секторе предприниматели
получают доход от собственности
и предпринимательский доход. К
данному сектору относятся большинство
мелких и средних предприятий
рыночной системы, способствующих эффективному
распределению общественного продукта.
Для наемных работников распределение
доходов осуществляется в соответствии
с ценой, сложившейся на рынке
труда.
Распределительные
отношения в российской экономике
характеризуются существенным неравенством
в доходах населения, в том
числе и в уровне заработной платы.
Неравенство в оплате труда прослеживается
на отраслевом и региональном уровнях,
в уровне доходов различных социальных
слоев. Специалисты выделяют несколько
групп отраслей, в которых сложились
отличающиеся условия спроса и предложения
рабочей силы и разные уровни заработной
платы. Дифференциацию отраслей условно
можно провести по признакам наличия
спроса на продукцию на внутреннем и внешнем
рынках, конкурентоспособности выпускаемой
продукции и ее соответствия платежеспособному
спросу, наличия достаточного ресурсного
потенциала. На данной основе можно выделить
следующие группы:
•
экспортно-ориентированные отрасли
по добыче природного газа и нефти,
энергетических углей; отрасли по производству
цветных металлов;
•
отрасли, ориентированные на удовлетворение
внутреннего спроса, — отрасли
естественных монополий, под отрасли черной
металлургии с прогрессивными технологиями,
приборостроение, автомобильная и медицинская
промышленность, отрасли легкой и пищевой
промышленности.
Уровень
заработной платы в данных отраслях
значительно опережает заработную
плату работников образования, здравоохранения,
культуры и искусства.
На
региональном уровне неравенство доходов
и заработной платы связано с
социально-экономическим положением
субъектов Федерации. Такое положение
регионов обусловлено различным
стартовым уровнем вхождения
в рынок, разрывом хозяйственных
связей, неблагоприятной обстановкой
по конвертированию отраслей оборонного
комплекса, низкими темпами аграрной
реформы и др.
Неравенство
в оплате труда социальных слоев
населения возникло на начальном
этапе рыночных реформ, приведших
к глубокому социальному расслоению
общества. На одной стороне оказались
низкооплачиваемые работники с
уровнем заработной платы ниже прожиточного
минимума. На другой - высокооплачиваемые
работники с уровнем оплаты труда свыше
двух прожиточных минимумов. Высокие доходы
формируют более высокий стандарт потребления
и позволяют индивиду в полной мере удовлетворять
основные потребности.9
2.1.
Меры преодоления
критического состояния
рынка труда
Необходимые меры преодоления критического
состояния рынка труда в регионах, вытекающие
из всего изложенного, могут быть сформулированы
в виде следующего перечня задач.
1.
Исходить из первостепенной важности
адекватной оценки и формирования
реального спроса на трудовые
ресурсы, не полагаясь на традиционный
“заявочный” принцип.
2.
Существенно повысить долю услуг,
оказываемых негосударственными
структурами на рынке труда,
прежде всего по содействию
созданию новых перспективных
рабочих мест и переподготовке
кадров с учетом требований.
3.
Совместными усилиями ГСЗ и
коммерческих фирм, региональных
аналитических и маркетинговых
служб выявлять и систематически
уточнять перспективные трудодефицитные
сферы региональной экономики,
осуществлять мониторинг вакансий
в разрезе региональных приоритетов
в непосредственном контакте
с работодателями.
4.
По линии региональных администраций,
а также ассоциативных структур
предпринимателей требовать от
работодателей перспективные планы
не только высвобождения, но
и приема работников; на этой
основе разрабатывать сводные
региональные программы содействия
занятости, балансы предложения
и спроса рабочей силы, перспективные
профессиональные модели дефицитных
кадров.
5.
Проводить политику концентрации
финансовых ресурсов регионов
на приоритетных трудодефицитных
сферах экономики, линию на
привлечение к ресурсному обеспечению
перетекания рабочей силы крупных
региональных банковских и корпоративных
структур; стимулировать предприятия,
работающие “на прием” кадров
и обеспечение их загрузки.
6. На основе привлечения дополнительных
финансовых ресурсов и улучшения
использования региональных фондов
занятости постепенно переходить
к опережающей системе профессионального
обучения, ориентированной на занятый
контингент (но при наличии четкой информации
о будущих сферах трудоустройства).
2.2.
Государственное
регулирование рынка
труда и его
необходимость в
России.
Применительно
к рыночной экономике идеи экономического
либерализма т.е. политики невмешательства
государства в экономику наиболее полно
обосновал А. Смит в своем труде «Исследование
о природе и причинах богатства». Согласно
его трактовке, рыночная система способна
к саморегулированию, в основе которого
лежит «невидимая рука» – личный интерес,
связанный со стремлением к прибыли. Как
уже говорилось, эта концепция не является
достоянием истории: из нее исходят современные
теории монетаризма и рациональных ожиданий.
Но
в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась
критике и значительной модификации. Он
оспаривал факт существования в условиях
совершенной конкуренции применительно
к рынку труда внутренних механизмов приспособления,
приводящих к его равновесию в условиях
полной занятости. Кейнс, выступая за активное
вмешательство государства в трудовые
отношения, считал, что только жесткая
негибкая заработная плата обеспечивает
состояние равновесия национального дохода.
Хотя при этом и сохраняется вынужденная
безработица, объясняемая недостаточностью
совокупного спроса на труд, но ликвидируется
нестабильность, присущая системе совершенной
конкуренции.
Применительно
к сегодняшним российским условиям
политика государства на рынке труда
не должна замыкаться на поиске оптимальной
глубины вмешательства в трудовые
отношения. Регулирующее влияние государства
не должно препятствовать реализации
требований экономической эффективности,
которые предполагают мобильность
рабочей силы, высвобождение лишних
работников. Достаточно высокая степень
занятости населения должна обеспечиваться
не сохранением излишней численности
работников, а созданием новых рабочих
мест, снижением потребности населения
в рабочих местах и т.п.
Достижение
оптимально высокой, структурно-рациональной,
экономически эффективной и социально-обоснованной
занятости – неотъемлемая составная
часть процесса восстановления российской
экономики. Стимулами этого процесса
должны являться рыночные отношения
и целенаправленные меры хозяйственной
политики на всех уровнях. Если в развитых
странах проблемы занятости могут
зачастую решатся обособленно, без кардинальных
изменений экономической стратегии, то
в России для этого требуется коренное
преобразование экономики. Это может быть
реализовано лишь при финансовой стабилизации,
возобновлении экономического роста,
увеличении ресурсов для инвестиционной
активности и решении социальных проблем.
Необходимо эффективное взаимодействие
работников, работодателей и государственных
органов для согласования путей решения
проблем занятости.
Перспективы
занятости определяются динамикой
и уровнем экономической эффективности
производства, поэтому более рациональное
использование работников является
приоритетным направлением по сравнению
с сохранением существующих рабочих
мест. Сокращение лишних работников и
увеличение за счет этого числа безработных
(при их достаточной материальной
поддержке) во многих отношениях эффективней,
чем сохранение на предприятиях скрытого
резерва рабочей силы.
Для
решения всех этих задач государство
должно прогнозировать ситуацию на рынке
труда, находить и поддерживать, либо
формировать «точки роста» в экономике,
проводить соответствующую структурную,
региональную и инвестиционную политику,
регулировать внешнеэкономические
связи, способствовать адаптации работников
к требованиям рынка труда. Следует
также учитывать, что возможности государства
в области создания новых рабочих мест
меньше возможностей частного капитала.
Это, однако, не снижает роли государства
как гаранта занятости, оно должно стимулировать
активность предпринимателей. В то же
время государству необходимо ограничивать
определенными рамками их поведение на
рынке труда, обеспечивая защиту социально
уязвимых групп населения и регулируя
в сложных ситуациях высвобождение рабочей
силы.
Очень
важно избежать такого положения, при
котором возобновление экономического
роста будет происходить при
высокой и застойной безработице.
Обострение проблемы занятости в
этом случае просто неизбежно. Во-первых,
может увеличиться высвобождение
рабочей силы на предприятиях. Для
решения этих проблем понадобится
коренной перелом в динамике инвестиций,
активизация работы по переподготовке
кадров, стимулирование частного предпринимательства,
расширение помощи безработным. Вместе
с тем по мере усиления экономической
отдачи от рыночных преобразований будет
увеличиваться инвестиционный потенциал,
стабилизироваться экономический
рост, расширяться потребность народного
хозяйства в рабочей силе.
Для
обеспечения экономического роста, сопровождаемого
увеличением занятости требуется:
- появление
рыночно ориентированного, защищенного
государством и социально ответственного
собственника производственных и финансовых
ресурсов, поощрение его предпринимательской
активности;
- привлечение
внутренних и иностранных инвестиций;
- обеспечение
условий для материальной заинтересованности
работников, развития их потребностей,
расширения инфраструктуры для их удовлетворения,
а также соответствия профессионального
уровня трудящихся уровню материально-технической
базы.
Реализация
этих требований возможна лишь на основе
использования развитого рыночного
хозяйственного механизма в сочетании
с государственным регулированием.
Прежде всего необходимо совершенствование
территориальной структуры производства,
а именно: преодоление неравномерности
развития производительных сил по регионам,
чрезмерной специализации регионов, более
полное использование местных ресурсов
и возможностей с учетом личного трудового
потенциала, устранение отставания сфер
социальной инфраструктуры регионов от
потребностей. Для этого необходима территориальная
мобильность рабочей силы, требующая определенного
регулирования, т.к. велика опасность усиления
различий в обеспеченности регионов рабочей
силой, в частности возрастание дефицита
кадров в регионах со сложным уровнем
проживания.