Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д.,
является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и
трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по
поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Процесс институционализации рынков труда в переходной экономике
протекает сложно и противоречиво, сопровождаясь эрозией уже созданных
институтов или их неэффективным функционированием (например, городских,
молодежных и др. бирж труда). Особая роль при формировании институтов рынка
труда принадлежит формальным институтам, среди которых важнейшее значение
имеют институты и нормы трудового законодательства. Принятие нового
Трудового Кодекса в 2002 году должно способствовать изменению направления
развития вектора конструктивных тенденций на современном отечественном
рынке труда.
Ситуацию на российском рынке труда можно охарактеризовать как
неравновесную (асимметричную), причем, природа неравновесия имеет
особенности, которые часто не анализируются в рамках традиционного
неоклассического макро- и микроэкономического анализа. Неравновесие на
рынках в переходной экономике является институциональным, проявляясь в
отсутствии институтов, которые могли бы обеспечить условия для
возникновения эффективных равновесий.
На наш взгляд, выделяются следующие особенности неравновесия на рынке
труда:
1) Сложившаяся ситуация является следствием переходных и
трансформационных процессов в экономике в целом. Своеобразие приспособления
рынка труда к сложившимся новым экономическим условиям и институтам
заключается в том, что оно происходит не столько за счет сокращения
численности занятых, сколько гибкости в оплате труда, а также в его
продолжительности и эффективности. Конкретными проявлениями такой
специфической гибкости являются низкий уровень заработной платы, высокий
уровень ее дифференциации, систематические задержки в ее выплате, широкое
распространение административных отпусков и переводов в режим неполного
рабочего времени, развитие вторичной занятости, высокая текучесть кадров.
Перечисленные факторы обусловливают сохранение трудоизбыточной
(придерживаемой) занятости
на значительной части
2) Особенностью неравновесия современного российского рынка труда
является существование увеличивающегося разрыва между официально
регистрируемым количеством безработных и их общей численностью, которая не
соответствует уровню падения производства. За последние годы наблюдается
устойчивая тенденция уменьшения доли официально регистрируемых безработных
в их общей численности. Так в июне 2000 года доля официально
зарегистрированных безработных в их общем количестве составляла 22%, а в
июне 2001 года - 15%. Одним из объяснений подобного феномена может служить
прогрессирующий уход в "тень" легальной составляющей рынка труда.
Значительный разрыв между регистрируемой безработицей и фактической можно
объяснить тем, что безработный часто стоит перед выбором - иметь легальную
занятость, но с крайне низкими доходами или иметь более высокие доходы, но
лишиться всех социальных гарантий, перейдя в теневой сектор.
Таким образом, рынок труда в зависимости от институциональных
факторов, представляется сложным структурированным образованием, состоящим
из нескольких рынков и квазирынков, в зависимости от вида которого
работники реагируют на разные стимулы при поиске работы. Поэтому каждый
работник вынужден делать выбор между теневым рынком труда и легальным с
невысокой заработной платой и минимальными социальными гарантиями. Именно,
выбор работника из этих критериев, наиболее выгодных для себя, и будет в
дальнейшем показывать, направление развития современного рынка труда в
будующем.
3) Отклонение цены на рынке труда от совершенно равновесной можно
также объяснить специфической монополизацией, которая является "наследием"
плановой экономики, а также обусловлена слабостью и неразвитостью
институциональной структуры.
Важнейшим институтом рынка труда является институт профсоюзов. В
плановой экономике профсоюзы не являлись свободными ассоциациями
трудящихся, а были
встроены в общую систему
В
России кризис системы
дореформенный период, когда начали создаваться независимые профсоюзы, и
широкий размах приняло забастовочное движение. В ходе последующих реформ
российский рынок труда приобрел все важнейшие атрибуты, присущие
современной системе трудовых отношений: независимые от государства
объединения трудящихся; право на проведение забастовок; свобода заключения
коллективных договоров; механизм трехсторонних соглашений с участием
профсоюзов, работодателей и государства. Эти изменения были закреплены в
законе "О коллективных договорах и соглашениях", положениях Правительства
РФ "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений", "О порядке подготовки и заключения генерального соглашения и
отраслевых (тарифных) соглашений".
Необходимо
учитывать тот исторический
способствовали
распространения капиталоемкие производства и, следовательно, неизбежные
технологические и организационные нововведения. Это согласуется с
историческими фактами эпохи промышленной революции: организация больших
групп наемных работников навязывала корпорациям постоянную заботу о
развитии капиталоемких способов производства и о минимизации использования
труда. Объединения занятых работников в профсоюзы - это единственная
возможность повысить эффективность рынка труда в условиях монопсонии или
олигопсонии.
В нашей стране профсоюзы еще не достаточно сильны и, скорее всего в
ближайшем будущем они все еще не будут оказывать достаточного влияния, а
следовательно развитие эффективности рынка труда в России в данном
направлении наблюдаться не будет.
Приватизация и остро вставшая перед российскими предприятиями
необходимость ориентироваться на рыночный спрос неизбежно должны были
отразиться на структуре производства товаров и услуг и, следовательно, на
структуре и величине занятости. Как ни парадоксально, ни того, ни другого
(по крайней мере, в ожидавшихся) масштабах не произошло.
При
планировании реформ особый
прав собственности в стране. Но результаты этого процесса неоднозначны и,
по оценкам большинства экономистов, неудовлетворительны из-за слабой
развитости институциональных механизмов, которые способствуют эффективному
перераспределению и контролю за собственностью, сокращению агентских цепей.
Индивидуализация собственности предполагает создание более
конкурентных условий для перелива ресурсов в перспективные отрасли
промышленности. Таким образом, приватизация, создающая множество частных
собственников, является одной из предпосылок реструктуризации
промышленности. Реформирование трудовых отношений в постсоветском обществе
основывается на совершенно иных подходах, требующих собственных,
кардинально отличающихся институциональных механизмов. Индивидуализация
рынка труда (а новый Трудовой Кодекс, фактически, способствует этому),
расширяющаяся в России, ставит наемных работников в положение,
противостоящее односторонней монопсонии, что снижает Парето-эффективность
распределения трудовых ресурсов. Ситуации с односторонне доминирующими
группами работодателей можно противопоставить коллективное взаимодействие
заинтересованных групп работников. В России подобное взаимодействие групп в
будущем развития рынка труда должно привести к формированию законодательной
системы, генерирующей эффективные формальные институты.
Для того чтобы профсоюзы, как объединения по защите прав наемных
работников, стали значимым социально-экономическим институтом на рынке
труда, необходимо, чтобы солидарное поведение в представлении рабочих
обладало альтернативными преимуществами над другими вариантами поведения, в
частности, индивидуалистическими.
Не
все меры государственной
могут быть применены в условиях российской экономики. Политика государства
в нашей экономике должна быть в первую очередь направлена на создание
условий для становления институтов и, следовательно, институциональной
структуры.
Институционализация рынка труда в экономике страны является частью
более широкой проблемы, которая до сих пор, по мнению многих экономистов и
других представителей общественных наук (социологов и политологов), не
имеет однозначного решения, - проблемы институциональных изменений.
Институционализация (или формирование стабильной институциональной
структуры экономики) представляет собой закрепление вновь приобретенных или
импортированных неформальных и формальных правил и норм в устойчивых формах
институтов и организаций (которые могут принимать как легальную, так и
нелегальную, теневую форму), обеспечивающих систему экзогенных ограничений
для хозяйствующих субъектов.
Переходная экономика характеризуется разрушением старых институтов
(деинституционализация) и формированием новых (институционализация).
Деинституционализация рынка труда, по нашему мнению, представляет собой
процесс формирования неэффективных локальных институциональных структур,
характеризующихся неустойчивостью и высокой монопсонизацией.
На практике закрепляются институты, которые при значительном
увеличении числа индивидов, следующих определенными ими правилами и