Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д.,
является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и
трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по
поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
ограничениями, дают возрастающую предельную отдачу для всей группы, в
рамках которой применяется данный институт. Отдача от функционирования
института представляет собой отношение между количеством блага, которое
дает институт индивиду, и издержками по его обеспечению. Для возникновения
возрастающей отдачи института группа, исходя из традиционной теории групп,
должна быть достаточно большой. Действия в рамках таких институтов будут
привлекательными для большинства индивидов в группе, поэтому для выполнения
правил и ограничений, предписываемых институтом нет необходимости для
насилия или какого-либо другого принуждения. Здесь выбор индивиды делают
сами. Примером может служить возрастающая предельная отдача от институтов,
закрепляющих правила солидарного поведения на рынках монопсонии.
Хотя
для узкого круга лиц
при увеличении круга лиц, входящих в сферу действия этого института,
предельная отдача снижается. Примером такого института в современной России
является социальное страхование, в частности, выплаты на лечение и отдых. В
2000 году 80% таких выплат были предоставлены 20% домохозяйств, имеющих
наивысшие доходы.
Институты с убывающей предельной отдачей способствуют атомизации
общества. На российском рынке труда это проявляется в возрождении
семейственности на престижных и высокооплачиваемых рабочих местах,
связанных с государственным управлением и осуществлением властных
полномочий. Семья, как узкая группа, отражает господство институтов,
присущих традиционному обществу, в том случае, если такие институты не
дополняются правилами, необходимыми для существования расширенного порядка.
Необходимость использования принципа солидарного поведения относительно
больших групп возникает на определенном этапе институционализации
капиталистического общества. Этот этап характеризуется процессом
трансформации рынков,
на которых выступают
рынки, базирующиеся преимущественно на одностороннем или двустороннем
взаимодействии организованных групп. Необходимость коллективизации (т.е.
объединения в группы большинства экономических субъектов) кроется в
процессах прогрессирующей неконкурентности отдельных рынков, которая
становится значимой вначале XXI века.
Существуют две основные гипотезы, объясняющие процесс формирования
социальных движений, таких как профсоюзы. Согласно первой (о непрерывности
социального движения) нормы поведения, ложащиеся в основу какого либо
социального движения и его идеология определяются традициями,
существовавшими в обществе еще до начала модернизации. Вторая (о социальной
мобилизации) отводит традициям минимальную роль, уделяя основное внимание
рациональным действиям индивидов.
Для России не характерна модель формирования социальных движений
(включая профсоюзные)
на основе преемственности
за характера традиций, которые исторически сложились в стране. Согласно
социологическим исследованиям в России не существуют традиции солидарного
поведения и построения общественных отношений на основе взаимности.
Доминирующей формой российской социальной организации являлась семья. В
советский период также преобладала тенденция к организации жизни вокруг
семьи и связанных с нею ценностей, несмотря на официально декларируемые
идеалы коллективизма и интернационализма.
Создание социальных движений в России возможно на основе социальной
мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой процесс объединения
ресурсов, которыми располагают индивиды и направления их на достижение
совместных целей и защиту групповых интересов. В сложившихся экономических
и политических условиях подобная мобилизация представляет собой процесс
создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу их действия
индивидам, являются коллективными благами. Создание таких институтов не
может происходить только спонтанно и на основе создания только неформальных
институтов. Поэтому необходима разработка государственной политики,
основывающейся на формальных институтах (прежде всего правовых),
направленной на институционализацию и солидаризацию общества. Такая
политика относительно рынка труда должна способствовать повышению
эффективности рыночных механизмов, функционирующих в специфичных условиях
переходной экономики.
Заключение
В заключении как выводы хочу сказать, что рынок труда это не только
отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и
предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-
продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со
стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы,
отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее
интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных
организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и
предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также
нельзя замыкаться на каком-
считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика
государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной,
когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.
Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и
переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных
сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно
решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы
экономической, политической и социальной жизни общества.
В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня
превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых
рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на
развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям
экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и
сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест,
когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на
предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и
соответствует возможностям службы занятости.
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации, М.: Познавательная книга+, 2002.
2. Комментарии к трудовому кодексу РФ, М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Закон Российской
Федерации «О занятости
Федерации» от 11.04.96 г.
4. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2000г;
5. Фишер С. Экономика. М.: Дело, 1999г.
6. Шуркалин А.К. Основы экономической теории. М:, ИНФРА-М 2001.
7. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической
политики // Вопросы экономики, 2000, №4, с.21-35.
8. Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования
в России // Общество и экономика. 2001. №7-8 с. 32-36.
9. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-
трудовой политики. // Вопросы экономики, 2001, №2, с.76-91.
10. Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в
Российской Федерации // Вопросы экономики. 2001 №2. С.73-74.
11. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. //
Вопросы экономики, 2000, №2, с.90-106
12. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2001,
№3, с.47-52.
13. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический
журнал, 2000, №11-12, с.50-59.
14. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке
труда. // Вопросы экономики, 2001, №2, с.102-113.
15. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и
механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2000, №3 с. 122-126.