Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:55, контрольная работа
Рынок труда как экономическая теория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическому обществу, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда. Считалось, что безработица – это чисто социальное явление, результат антагонистических противоречий между трудом и капиталом, что только благодаря упорной классовой борьбе трудящимся удалось вырвать уступки у монополистического капитала в виде систем помощи безработным: материальной – из фондов пособий по безработице и организационной – в трудоустройстве с помощью служб занятости.
Рынок труда как экономическая теория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическому обществу, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда. Считалось, что безработица – это чисто социальное явление, результат антагонистических противоречий между трудом и капиталом, что только благодаря упорной классовой борьбе трудящимся удалось вырвать уступки у монополистического капитала в виде систем помощи безработным: материальной – из фондов пособий по безработице и организационной – в трудоустройстве с помощью служб занятости.
Борьба рабочего класса, безусловно, сыграла важную роль в становление систем помощи безработным. Однако на то, что эти системы стали частью рыночного механизма, элементом экономического развития , внимания практически не обращалось.
В условия перехода к рыночной экономике нашего общества необходим новый подход и к мировой практике, и к собственному опыту в области занятости.
Долгое время считалось, что поступательное движение дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве и задача стоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население страны по принципу «Кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязанность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат нашего общества в течение десятилетий.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой нашего народного хозяйства и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям в добавление к тем значительным контингентам рабочей силы, которые не имели работы до перехода к рынку.
Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода было бы ошибочным. Она связана с экономическим развитием, и с изменением потребностей в рабочей силе, и с социальным статусом самого работника.
Большое значение для проведения политики занятости в нашей стране имеет принятие Основ законодательства Союза ССР и республик о занятости населения. Оно провозгласило принцип добровольности труда, в соответствии с которым занятость основана на свободном волеизъявлении граждан (ст.4)
Переходя на условия рыночной экономики, в определенной степени сходные с условиями функционирования экономики в других странах, следует внимательно отнестись к тому опыту решения социально-экономических проблем в сфере занятости, который имеется в мировой практике.
Политика занятости включает в себя в настоящее время и специальный комплекс мер и для тех работников, которые еще или уже не могут отвечать спросу на рынке труда. Для одних (молодежи) разрабатываются меры по ускоренному включению в рынок труда, для других (пожилых трудящихся) – постепенный выход из него.
Наконец, политика занятости в странах рыночной экономики исходит из самого характера функционирования рынка труда как гигантского пульсирующего механизма. Меняются технологии и виды продукции, развиваются одни и приходят в упадок другие отрасли экономики. Отсюда неизбежное возникновение в том или ином виде структурной безработицы. Рынок труда заостряет внимание и к такому виду безработицы, как фрикционная.
Таким образом, политика занятости на рынке труда, как показывает мировая практика, охватывает широкий спектр проблем как занятого, так и незанятого населения. Чем успешнее осуществляется политика занятости, тем меньшее число людей можно отнести к безработным.
Разумеется, осуществление такой широкой политики занятости не может реализовываться одной лишь государственной системой занятости. В эту политику должны быть включены также и предприятия, и общественные организации.
Рынок труда возлагает ответственность и на самого работника, поскольку в условиях рыночных отношений возрастают требования к качеству труда, творческой инициативе, совершенствованию знаний и навыков в работе.[1]
Эволюция понятия «рынок труда». Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., - составная часть рыночной экономики.
Исследуя механизм функционирования рыночной экономики при капитализме, К. Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека» является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее цена колеблется вокруг стоимости, превращенной формой которой является заработная плата.
С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения. Претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы.
Рабочее движение привело к расширению понятия условий найма. Они стали включать в себя не только заработную плату и рабочее время, но и гарантии занятости , оплаченное, но не отработанное время, социальные выплаты и т.д.
Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профподготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу и материальную поддержку обучающихся. Переподготовка кадров в связи с техническим прогрессом, непрерывное образование определили политику закрепления кадров, их стабилизации.
Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившие к росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм.
Рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственный предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная задача его заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противосостоящих сил.
В узком смысле механизм регулирования рынка труда – это свод нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости.
В широком смысле механизм регулирования охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда.
Внешний и внутренний рынки труда. При всей схожести развития экономики и социальной сферы капиталистических стран политика занятости в каждой из этих стран, взятых отдельно, привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к двум основным типам: внешний рынок труда, или иначе его называют профессиональный, и внутренний рынок труда.
Внешний рынок предполагает наличие у работников профессий, которые могут использоваться разными фирмами или предприятиями.
Профессии и квалификации работников, замкнутые внутренним рынком труда, сложнее использовать в других рынках труда, сложнее использовать в других фирмах, так как они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, и система производственных отношений на внутреннем рынке препятствует переходу работников на другие предприятия.
Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров происходит внутри предприятия.
Две модели рынка труда предполагают и разные модели профобразования. Внешний рынок труда ориентирован на законченную профподготовку, о которой свидетельствуют диплом или сертификат об образовании у работника.
Внутренний рынок труда нацелен на подготовку работников по профессиям и на работах, специфических для данной фирмы.[2]
Рынок труда в России находится на стадии формирования, что определяет основные его специфические особенности, хотя этим они и не исчерпываются. Первой особенностью рынка труда в России является установившаяся тенденция обесценивания квалифицированной рабочей силы, которая становится самой дешевой на рынках экономически развитых стран по отношению к уровню ее производительности. Данная тенденция имеет огромное отрицательное влияние в целом на российские реформы, т.к. ведет к свертыванию наукоемких высокотехнологических производств. Теряется стимул к ведению трудосберегающих технологий, а стало быть, перед Россией встает реальная угроза повторения опыта экстенсивного экономического развития. В то же время низкая заработная плата не позволяет ослабить социальную напряженность в России, грозящую взрывом. Этот же процесс ведет к постоянному нарастанию «утечки мозгов» из страны и переливу наших наиболее квалифицированных научных, исследовательских, педагогических… кадров за рубеж. Правда и в том, что такая дешевая рабочая сила, притом высококвалифицированная, может привлечь иностранный капитал в Россию, ибо она придаст ему (капиталу) дополнительную конкурентоспособность из-за снижения издержек производства.
Второй особенностью рынка труда в России является его несбалансированность в профессиональном, квалификационном, демографическом, региональном, отраслевом…аспектах. Например, размещение населения не соответствует размещению производства по территории России. Юг России, северный Кавказ, относительно бедные природными ресурсами, а также крупные города являются трудоизбыточными районами, а такие, буквально начиненные ресурсами и производством, районы, как Западная и Восточная Сибирь, приморье – трудонедостаточными, не говоря уже о Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Очевидно, что процент безработицы или показатели полной занятости будут столь разными в этих регионах, что в условиях России их «средней уровень» никакой социально-экономической информации не даст, а скорее дезинформирует исследователя.
Третья особенность рынка труда в России заключается в том, что во-первых, го формирование еще не закончилось, т.е. подлинно свободной купли-продажи рабочей силы у нас в стране еще нет. Во-вторых, тому препятствуют такие реликты командно-административной системы, как институт прописки (с 1995 г. регистрации), наличие целого ряда административных, правовых ограничений, мешающих образованию единого рынка труд а в России и не позволяющих окончательно сформулировать, например, статус безработного.
Рынок труда в России не имеет еще законченного правового оформлении. Не отработаны в этом аспекте регулирование трудовых отношений в случаях длительного сокращения производства, условия компенсационных выплат, меры и условия переподготовки кадров в период вынужденной приостановки работ и т.д.
Не отработанно юридически и новое трудовое законодательство. Старое самоликвидировалось, а новое уже существует, но необходимо еще доводить его до того уровня, когда оно начнет эффективно функционировать. В этом же аспекте не отработаны и не могут быть введены в действие: законы о порядке разрешения коллективных трудовых споров, о коллективных договорах и соглашениях, о защите заработной платы….
Российский рынок труда быстро развивается , тем не менее на него должно быть обращено особое внимание Правительства РФ, заинтересованных государственных организаций и учреждений, т.к. именно здесь решаются основные , наиболее острые противоречия социального, политического, национального и, конечно, экономического порядка переходной, а значит весьма нестабильной, российской экономики.
Становлению и стабилизации российского рынка труда будет способствовать активная политика государственных и местных властных структур. Совсем не лишним, с этой точки зрения, будет изучение опыта США во времена «великого кризиса», когда относительно грязная и неблагоустроенная страна превратилась в гигантскую садово-парковую зону благодаря общественным работам и другим широко используемым в те годы формам занятости.[3]
В период становления капитализма государство всецело поддерживало нарождающийся капитал. В любом обществе государство орудие господствующего класса, политическая машина, при помощи которой господствующий в экономическом отношении класс поддерживает свою власть в обществе. Поэтому государство всегда представляет и поддерживает интересы господствующего класса. Когда класс собственников слаб, государство всячески и открыто поддерживает его. Но когда этот класс прочно становится на ноги, государству уже нет необходимости открыто заявлять о своей поддержке. В этих условиях можно перейти как бы на «нейтральную» позицию.
Информация о работе Рынок труда в системе рыночного механизма