Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:55, контрольная работа
Рынок труда как экономическая теория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическому обществу, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда. Считалось, что безработица – это чисто социальное явление, результат антагонистических противоречий между трудом и капиталом, что только благодаря упорной классовой борьбе трудящимся удалось вырвать уступки у монополистического капитала в виде систем помощи безработным: материальной – из фондов пособий по безработице и организационной – в трудоустройстве с помощью служб занятости.
В первой половине ХХ в. в силу ряда объективных условий произошло расширение экономических функций государства. Оно все сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Во многих странах Западной Европы и США под давлением левых сил и профсоюзов получило развитие социальное законодательство. На этой волне после Второй мировой войны сформировалась идеология «государства всеобщего благоденствия»
Государственная политика социального благоденствия в 40-50-е годы ХХ столетия включала программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, а также программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы. Позже их дополнили демографическими и экологическими программами, программами защиты национальной культуры и др. В программных документах многих политических партий, а также конституциях трех государств Западной Европы ( в Основном Законе ФРГ 1949 г., Конституции Франции 1985 г. и Конституции Испании 1978 г.) появился термин «Социальное государство».Согласно идеологии «государства всеобщего благоденствия» и «социального государства» в индустриально развитых странах уже достигнуто всеобщее благосостояние, социальная политика позволила стабилизировать общество уладить конфликты и добиться утверждения солидарности и партнерства. В качестве доказательства обычно приводится тот факт, что государственные расходы в промышленно развитых странах в 90-е годы достигли почти половины валового внутреннего продукта. Считалось, что, следуя примеру развитых стран, остальные страны рано или поздно в конце концов должны встать на этот путь.
В таком понимании изменение роли государства – это естественный процесс и результат эволюции капиталистического общества, перехода его в новую фазу развития, где стираются различия между трудом и капиталом, а противоположность интересов наемных работников и работодателей уступает место сотрудничеству и партнерству. На этой основе широкое распространение получили представления, что государство выстрадало свою роль арбитра в отношениях между трудом и капиталом – в борьбе с капиталом, с одной стороны, и налаживанием нормальных отношений с профсоюзами, с другой; государству стоило больших усилий занять подобающее ему место в обществе и именно ему принадлежит главная роль в утверждении системы социального партнерства.
Увеличение социальных функций государства и превращение его в арбитра между трудом и капиталом нельзя рассматривать как исключительную заслугу только государства. Не изменение роли государства явилось причиной возникновения социального партнерства, а возрастание рабочего и профсоюзного движения и установление относительного «равновесия» сил между трудом и капиталом заставили работодателей сесть за стол переговоров, а государство изменить свою политику.
Опыт большинства индустриально развитых стран доказал: когда устанавливается равновесие сил, государство просто вынуждено занять нейтральную позицию. Но стоит этому равновесию пошатнуться, как государство вновь превращается в орудие, средство реализации исключительно интересов господствующем в экономическом отношении класса. Этот вывод подтверждают некоторые современные тенденции экономического развития развитых стран.[4]
За последние 20 лет в государственной политике индустриально развитых стран произошли существенные изменения. Сократились социальные выплаты, расходы на развитие образования и здравоохранения. Все это происходило под лозунгом кризиса теории «государства всеобщего благоденствия» , та как возросшие социальные расходы снизили эффективность экономики в целом. На этом основании в индустриально развитых странах на место теории «государства всеобщего благоденствия» постепенно приходит теория «эффективного государства», согласно которой расходы по пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, страхованию от безработицы не должны обеспечиваться только за счет средств государственного бюджета. Они должны быть равномерно распределены между всеми субъектами общества. Реализация такой идеологии на практике означает уменьшение ответственности государства за состояние и уровень развития сферы и социального обеспечения.
Сущность буржуазного государства не меняется, если даже оно берет на себя часть социальных расходов и выступает гарантом определенного уровня жизни трудящихся. Средства государственного бюджета расходуемые на финансирование социальных программ, формируются за счет налогов, которые платят и трудящиеся, и работодатели. Эти налоги могут увеличиваться или уменьшаться. Также могут увеличиваться или уменьшаться социальные выплаты из государственного бюджета. Колебания объема социальных выплат – это показатель, в какой степени государство готово брать и реально берет на себя ответственность за состояние и уровень развития социальной сферы и социального обеспечения. В свою очередь увеличение или уменьшение ответственности государства есть отражение слабости или силы капитала.
Когда капитал слаб, а сопротивление со стороны рабочего и профсоюзного движения усиливается, ответственность государства возрастает. Одним из способов поддержки капитала в такой ситуации является увеличение социальных выплат, способствующих уменьшению социальной напряженности в обществе. При изменении ситуации государство заявляет об увеличении дефицита государственного бюджета и необходимости сокращения социальных расходов.
После Второй мировой войны позиции капитала были подорваны; именно эта слабость заставила его искать пути сотрудничества с профсоюзами. В последнее десятилетие существующее «равновесие» сил и существенно ослабили позиции рабочего и профсоюзного движения.
Во-первых, процесс выхода капитала за национальные границы, который начался еще в начале ХХ столетия, сегодня значительно усилился. Современный крупный капитал более мобильный, а потому более гибкий в выборе способов давления на рабочее и профсоюзное движение. Сегодня главный аргумент работодателя, если не удается договориться с рабочими, его заявление о возможности закрытия и перемещения предприятия в другую страну с более дешевой и сговорчивой рабочей силой.
Во-вторых, усиление интернационализации производства предоставило в руки работодателей еще один «веский» аргумент на переговорах с рабочими. Ссылаясь на усиление конкуренции на внешнем рынке, работодатели все чаще предлагают рабочим согласится на снижение издержек, в том числе и заработной платы. Утверждают, что эта мера позволит выиграть конкуренцию, получить дополнительные прибыли, что будет выгодно всем: и рабочим, и работодателю, и государству.
В-третьих, в современном мире налицо кризис профсоюзного движения, который в последние два десятилетия вызван целым рядом обстоятельств. Среди них: уменьшение числа крупных предприятий и рост числа мелких, где труднее объединить рабочих; увеличение числа рабочих, занятых в сфере услуг; рост безработицы, а также частичной и неполной занятости ; внедрение индивидуальных трудовых контрактов вместо коллективных соглашений.
Эти обстоятельства существенно нарушают баланс сил и способствуют усилению позиций капитала. Таким образом, современные тенденции в области социального партнерства доказывают, что в тех случаях, когда капитал в силу каких-либо обстоятельств (политических или экономических) слаб, он активно идет на социальное партнерство. Поддержка профсоюзов в таких случаях позволяет капиталу выжить и сохранить свои доходы. Но как только капитал обретает былую силу, он тут же стремится освободится от опеки профсоюзов.[5]
В России о социальном партнерстве заговорили с конца 1991 года, когда относительно медленное реформирование экономики в рамках прежнего типа политической власти (1985 – 1991 ) сменилось интенсивными «шоковыми» преобразованиями. В советский период очень активно использовалась почти вся атрибутика социального партнерства – заключение коллективных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по социальным вопросам, формировались планы социального развития на предприятиях. Однако эти процессы никто не называл социальным партнерством. Основу советского общества согласно официальной идеологии составляло моральное, социально-политическое и экономическое единство всех членов общества. Поэтому не могло существовать противоположных , по своему содержанию интересов, и не было необходимости в таком механизме согласования интересов, как социальное партнерство.
В процессе реформирования российской экономике отношение к социальному партнерству изменилось. Идеология социального партнерства стала активно пропагандироваться государством. Считалось, что современное рыночное хозяйство не может возникнуть в России и тем более развиваться, без отлаженной системы социального партнерства. Более того, социальному партнерству отводилась роль буфера, смягчающего переход к капитализму. Социальное партнерство должно было обеспечит гражданский мир в условиях жестких реформ. Не случайно реформирование российской экономики интенсивной работой по выработке необходимых правовых актов, чтобы обеспечить возможность формирования системы социального партнерства.
15 ноября 1991г., за № 212 Президентом РФ подписан Указ «О социальном партнерстве и разрешение трудовых споров». 24 января 199 г., за №45 вышел Указ Президента «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этого Указа и постановления правительства от 20 февраля 1992 г. №103 в 1992г. образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вышли представители правительства, профсоюзов и предпринимателей.
Принятые позднее Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 «О службе по урегулированию конфликтных споров» восполнили существующие проблемы в правовой базе социального партнерства. И сейчас ведется активная работа по разработке и совершенствованию правового механизма. Так, в г. Москве и Новосибирской области приняты законы «О социальном партнерстве». В настоящее время подготовлен проект федерального закона « Об объединениях работодателей», разрабатываются положения «О службе по регулированию трудовых споров», «О заключении генеральных и отраслевых тарифных соглашений» и др.
В соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в России реализуется вертикальная система социального партнерства, охватывающая все уровни общества и предполагающая возможность заключения генерального, регионального, отраслевого (межотраслевого), профессионального и территориального соглашений, а также коллективных договоров. Генеральное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне, заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Это соглашение включает общие направления социально-экономической политике в области занятости, оплаты труда, доходов, уровня жизни населения, социальной защиты и социального обеспечения, а также социального страхования.
В отличие от генерального, региональные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне отдельных субъектов РФ; определяют условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно территориального образования и заключаются между представительными органами работников, объединениями работодателей и соответствующими органами местного самоуправления.[6]
Инфраструктура государственного регулирования рынка труда, включающая в себя комплекс организаций и учреждений, содействующих его функционированию, является составной частью системы регулирования занятости. Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения является Министерство труда и социального развития РФ (образованно Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г, №1177 «О структуре органов исполнительной власти» на базе упраздненных Министерства социальной защиты РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости России).
Положением о Минтруде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 480, предусмотрено, что министерство организует работу по вопросам, входящим в его компетенцию, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Минтруд России возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и государственных инспекций труда (государственных инспекций труда в субъектах РФ, межрегиональных инспекций труда).
Минтруд России создает территориальные органы по вопросам занятости населения, по урегулированию коллективных трудовых споров и по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда (государственные инспекции труда в субъектах РФ , межрегиональные государственные инспекции труда).
Свою деятельность Минтруд России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Основные задачи Министерства труда и социального развития РФ:
-- разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политике по решению комплексных проблем социального страхования, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.
Информация о работе Рынок труда в системе рыночного механизма