Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:55, контрольная работа
Рынок труда как экономическая теория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическому обществу, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда. Считалось, что безработица – это чисто социальное явление, результат антагонистических противоречий между трудом и капиталом, что только благодаря упорной классовой борьбе трудящимся удалось вырвать уступки у монополистического капитала в виде систем помощи безработным: материальной – из фондов пособий по безработице и организационной – в трудоустройстве с помощью служб занятости.
В соответствии с возложенными на него задачами Минтруд России осуществляет свои основные функции. В частности, применительно к проблемам политики на рынке на рынке труда в области народонаселения и занятости населения:
--разрабатывают и осуществляют меры по реализации основных направлений государственной социально-демографической политики;
--представляет ежегодные доклады в Правительство РФ о состоянии и мерах по улучшению демографического положения в стране;
--осуществляет анализ занятости на федеральном и территориальном уровнях, по отдельным категориям населения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда, организует и координирует разработку федеральной программы занятости населения;
--определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти общую потребность в рабочих местах, с учетом демографического прогноза разрабатывает генеральную схему создания рабочих мест;
--организует разработку программ: создания и сохранения и развития рабочих мест, обеспечения занятости населения и усиления социальной защиты работников и т.д.[7]
В решение проблемы предотвращения возникновения и сокращения масштабов безработицы немало роль наряду с государственными органами призваны играть негосударственные органы.
В целях развития негосударственных служб занятости в конце 1995 г. созданы Координационный Совет «Программы развития негосударственных служб занятости России» и рабочая группа из представителей Минтруда, Федеральной службы занятости России, Федеральной миграционной службы. Комитета РФ по делам молодежи и др. государственных и общественных организаций.
За прошедшие годы Координационным Советом и рабочей группой сформирована информационная база данных по негосударственным службам занятости, работающим в регионах РФ, организованы стажировки в ведущих рекрутинговых фирмах Москвы и других городов России; изучался и пропагандировался опыт работы новых негосударственных служб занятости; развивались горизонтальные связи между негосударственными службами занятости и осуществлялись взаимовыгодные коммерческие и социальные проекты. Проведенные меры содействовали созданию объединений негосударственных служб занятости. Это Клубы профессионалов. Российская ассоциация рекрутинговых фирм. В настоящее время налажено взаимное информирование негосударственных служб занятости о состоянии рынков труда в регионах на основе единых методических подходов, ежемесячно Координационному Совету представляются сведения о положении дел на региональных рынках труда. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на территориальных уровнях ( как правило, в административных центрах субъектов РФ) в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве и социальной защите. Негосударственные структуры содействия занятости населения нередко ведут свою работу специализированно с ориентацией на определенные контингенты лиц, ищущих работу. Так, общество занятости «Триза» ( г. Москва) направляет свою деятельность на подбор по заявкам заинтересованных компанией и последующее трудоустройство высококвалифицированных специалистов немассовых профессий:
-- финансовых и банковских работников с высшим образованием и широким спектром сопутствующих знаний, свободно владеющих иностранными языками, знающих валютные операции;
-- опытных менеджеров и юристов;
-- секретарей-референтов со знанием русско-латинской машинописи, с хорошим знанием иностранного языка;
-- специалистов страхового дела.
Пресс-релиз, подготовленный «Тризой», содержит следующую характеристику ее устремлений и действий: «Объединяя усилия ведомств и организаций, фирм и агентов, заинтересованных в развитии услуг по трудоустройству граждан, в содействии максимальной реализации профессионального и творческого потенциала личности на производстве и духовной жизни, создавая условия для обмена опытом работы в кадровом и управленческом консалтинге , в поиске, подборе и оценке, сертификации и тестировании персонала, составлении резюме, оказывая помощь студентам и выпускникам высших учебных заведений в адаптации к современному рынку кадров, объединяя профессионалов и специалистов-соискателей по клубному принципу для полнокровного отдыха и общения, выявляя и поощряя наиболее способных специалистов-соискателей, менеджеров по персоналу – организаторы «Клуба профессионалов» надеются быть полезными людям».
Общество «Триаза» реализует проект, одобренный Минтрудом России, Комитетом по делам молодежи и правительством Москвы, по организации «Клуба профессионалов» на изложенных в пресс-релизе началах. Его цель – создание новых условий для творческого общения специалистов и согласования их интересов с предпринимателями и работодателями. Подобные объединения, клубы по интересам функционируют и в других регионах России. В качестве форм привлечения на имеющиеся в регионах свободные рабочие места достаточно широко используются ярмарки вакансий, биржи труда и другие меры.
Биржи труда, клубы ищущих работу, осуществляющие свою деятельность нередко как товарищества с ограниченной ответственностью и работающие при поддержке региональных органов по труду и занятости, играют наиболее существенную роль в трудоустройстве молодежи. Их цель – добиваться сдерживания роста темпа безработицы, способствовать достижению экономической самостоятельности молодежи и реализации ее права на труд. Организационные формы и направления деятельности негосударственных структур содействия занятости населения достаточно многообразны. Так, АО Финансовая межрегиональная корпорация «Исида» (Московская область), учредителями которой выступили Российский союз помощи беженцам «Соотечественники», Научно-производственная корпорация «Инфо-Сервис» и физические лица, поставила целью своей деятельности участие в реализации «Программы по обустройству территории, созданию новых рабочих мест, закреплению беженцев, переселенцев и уволенных в запас военнослужащих по Московской области». По существу, это - неправительственная организация, решающая проблемы объединения финансовых, трудовых, земельных, производственных ресурсов различных организаций и ведомств на территории области для обустройства беженцев, переселенцев, создания новых рабочих мест, экономического возрождения Подмосковья, подъема жизненного уровня его населения. За несколько лет работы создана эффективно-производственная инфраструктура, позволяющая осуществлять намеченные планы с минимальными накладными расходами.
В адаптации российских женщин к рыночным условиям участвует Конфедерация деловых женщин России, в рамках которой осуществляются программы ориентированные на подготовку женщин к активной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства. Одна из таких программ реализуется при участии Европейского Союза (проект ТАСИС). В соответствии с ней созданы обучающие и информирующие центры для женщин в Екатеринбурге , Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Самаре, Томске и других городах. Центры стали базой для оказания помощи женщинам ближайших территорий. Почти при всех региональных представительствах Конфедерации работают, юридические консультации, где бесплатно разъясняют как подготовить проекты и грамотно начать самостоятельный бизнес.[8]
Многие квалифицированные специалисты, оставшиеся без работы, стремятся найти себя в малом и среднем бизнесе, открыть собственное дело. По экспертным оценкам, малое предпринимательство обеспечивало занятость примерно 16 -20% трудоспособного населения Московской области.
Социологические исследования показывают, что только 3 - 5% безработных имеют необходимые данные, чтобы стать предпринимателем, т.е.обладают нужной энергией, умением коммерчески мыслить и строить свои взаимоотношения с людьми, коммуникабельны, владеют знаниями в области техники и технологии.
Службы занятости – государственные и негосударственные – уделяют большое внимание ориентации лиц, потерявших работу, на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов. Малое предпринимательство – альтернатива сокращению производства в отраслях экономики, поскольку создает новые рабочие места.
Региональные органы службы занятости содействует безработным а организации малого бизнеса, оказывая помощь в ориентировании (тестирование в целях выявления деловых качеств, необходимых предпринимателю), консультационные услуги по составлению бизнес-планов, ведению бухгалтерии, компенсируя часть расходов по организации собственного дела (оплата госпошлины, пакеты примерных учредительных документов и др.) Создающим собственное дело выдаются субсидии.
При содействии служб занятости в ряде регионов России созданы клубы начинающих предпринимателей. ,По положениям о них членами клуба могут быть, как правило, безработные граждане, желающие организовать собственное дело; начинающие предприниматели, зарегистрировавшие свои предприятия. Основные задачи клубов – оказание консультационных услуг по правовым и организационным вопросам, предоставление финансовой помощи в организации собственного дела, закрепление за начинающими наставников из числа опытных предпринимателей, проведение экспертизы технико-экономического обоснования проектов, содействие обучению основам бизнеса и бухгалтерского учета, помощь в подборе помещений (производственных, складских, для офисов) и т.д.[9]
Переход к рыночной экономике объективно требует активной государственной политики занятости, целью которой является обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на основе повышения эффективности труда в условиях структурной перестройки экономики и создание механизмов социальной защиты экономически активного населения.
Переход к рыночной экономике по-новому ставит проблемы занятости в отдельных регионах. Территориальный, отраслевой, социальный, профессиональный, возрастной аспекты занятости непосредственно влияют на материальное положение населения, размеры его доходов. Даже временная потеря работы, тем более безработица, как правило, означает для человека переход в низшую социальную группу. В свою очередь, такая невостребованность на рынке труда оказывает сильное негативное влияние не только на моральное состояние человека, но и всего общества, создавая криминогенную обстановку. Регионализация политики занятости требует полного учета социально-экономических, демографических и этносоциальных особенностей конкретного региона.
На рынок труда в регионе влияют не только особенности естественного движения населения как основы притока в экономику новой рабочей силы, но и миграция. При этом демографический переход в отдельных регионах может происходить в различных формах.
Ведущим фактором социально-экономического развития любого региона является человек с его материальными и духовными потребностями, укладом жизни, ценностными ориентациями, жизненными планами и т.д. Поэтому обстоятельный научный анализ всех проблем жизнедеятельности человека так необходим прежде всего в районах Севера.
Многие проблемы социально-экономического развития Севера в условиях перехода к рыночной экономике приобретают принципиально иной смысл. Сегодня, например, нужны другие критерии и механизмы территориального разделения труда между регионами страны, оптимизации миграционных процессов, оплаты труда и его стимулирования и т.д.
С переходом к рыночной экономике должна усилиться роль регионов в разработке и реализации активной демографической политики, направленной на достижение нормального уровня воспроизводства рабочей силы.
В условиях перехода к рынку произошла дифференциация доходов населения, допущено разбалансирование экономики, не создан еще достаточно эффективный механизм выхода из кризиса.
В решение проблемы предотвращения возникновения и сокращения масштабов безработицы немало роль наряду с государственными органами призваны играть негосударственные органы. Негосударственные структуры содействия занятости населения нередко ведут свою работу специализированно с ориентацией на определенные контингенты лиц, ищущих работу.
Службы занятости – государственные и негосударственные – уделяют большое внимание ориентации лиц, потерявших работу, на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов. Малое предпринимательство – альтернатива сокращению производства в отраслях экономики, поскольку создает новые рабочие места.
1 Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда.: основы теории функционирования и прогнозирования. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000 – 215 с.
2 Рынок труда: Учебник под ред. Проф. Н.А.Волгина и проф. В.С. Буланова. – 2-е изд, перераб и допол. – М.:Издатнльство «Экзамен», - 2003 – 480с.
3 БаликоевВ.З. Общая экономическая теория: Учебник для Вузов. – М.:Омега –Л; Сибирское соглашение 2005 – 732с.
4 А.А.Никифорова Рынок труда: занятость и безработица. Москва. Международные отношения 1991 – 180с .
5 С.С. Косова Экономическая теория Учебник для Вузов. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» 2003 – 864с.
6 М.А.Сажина Г.Г.Чибриков Экономическая теория Учебник для Вузов – 2-е изд. Доп. И перераб. – М.:Норма 2005 -672с.
Введение
1 Рынок труда в системе рыночного механизма
2 Особенности рынка труда в России
3 Роль государства в системе социального партнерства
4 Социальное партнерство в меняющемся мире
5 Система социального партнерства в России
6 Инфраструктура государственного регулирования
рынка труда и ее функции
7 негосударственные структуры содействия занятости
населения
8 Поддержка предпринимательства и самозанятости
граждан – одно из направлений регулирования рынка
труда
Заключение
Литература
Информация о работе Рынок труда в системе рыночного механизма