Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка земельных ресурсов и его особенностей в Росси. Нормально функционирующий рынок земли - это залог эффективного, рационального землепользования. Он способствует пополнению доходной части бюджета как отдельных регионов, так и всей страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая модель земельного рынка……………………………………………...5
1.1. Спрос и предложение земли……………………………………………5
1.2. Земельная рента………………………………………………………….7
1.3. Цена земли……………………………………………………………….9
2. Особенности рынка земельных ресурсов в России…………………………11
2.1. Становление рынка земельных ресурсов в России…………………..11
2.2. Рынок земель сельскохозяйственного назначения…………………..14
2.3. Проблемы и перспективы развития земельного рынка в России и Кировской области………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Приложения………………………………………………………………………29
Для формирования системы информации о рынке земли необходимо ввести формы государственной отчётности органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, включая сделки с долями в праве общей собственности и участками земель сельскохозяйственного назначения.
Для снижения трансакционных издержек оформления прав на земельные участки необходимо ввести упрощённую процедуру подготовки межевого дела для постановки участков на кадастровый учёт с разной степенью детализации их описания по согласованию с собственником. Необходимо максимально использовать ту информацию, которая хранится в районных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству, в кадастровых палатах, профильных институтах. Следует обеспечить доступ землепользователей и собственников к банкам картографической информации, накопленным за счёт государственных средств.
Необходимо
предусмотреть
Какие перспективы сулят текущие экономические реформы сельскому труженику? Даже если в сельское хозяйство придёт инвестор, возьмёт землю и купит необходимую технику, удобрения, он столкнётся с проблемой нехватки квалифицированных специалистов. Это связано с тем, что народ переселяется из села в город. Очевидно, что необходимо постоянно привлекать внимание политиков к сельской экономике, нужна коррекция проведения земельной политики, связанная, в частности, с развитием земельного оборота. Чтобы ускорить процесс такой коррекции, требуется новая позиция в области социальных, правовых, экономических отношений прав собственности на землю, соответствующая реалиям современности. (8)
Развитие
рыночного оборота
Регулирование
оборота сельскохозяйственных угодий
будет стимулировать переход
земельных участков к пользователям
и владельцам, способным на деле организовать
эффективное сельскохозяйственное производство,
рационально и бережно использовать землю,
повысит привлекательность рынка земли
для инвесторов, улучшит социальную ситуацию
на селе за счёт создания новых рабочих
мест на сельскохозяйственных предприятиях,
увеличения занятости и повышения доходов
сельского населения.
2.3
Проблемы и перспективы
В России земельный вопрос всегда отличался особой остротой, и сегодня чёткость и ясность в решении земельных проблем пока не достигнуты, хотя значительные шаги в этом направлении сделаны. Реформирование земельных отношений - процесс целенаправленного и последовательного совершенствования системы земельных отношений и экономических методов их регулирования. Однако в России земельную реформу начали проводить без предварительной подготовки. Отсутствовали научно обоснованная законодательная и нормативная база, не было системы управления земельной реформой, отсутствовал экономический механизм земельных отношений.
С завершением к 1996 году первичного перераспределения земель в стране были созданы предпосылки для формирования земельного оборота и формирования вторичного рынка земельных участков. Однако реальные изменения в аграрном секторе начались с принятия в 2001 году Земельного кодекса РФ. К настоящему времени определился круг участников рынка земельных участков в лице граждан и их объединений, юридических лиц и органов местного самоуправления. Наиболее значительную группу участников земельного рынка представляют граждане РФ, которые имеют в собственности более 8 млн.га. Около 12 млн. граждан являются собственниками земельных долей в сельскохозяйственных организациях.(16)
Исследования процесса формирования земельного рынка показывают, что за последний период ежегодно в среднем по России заключается порядка 5 млн. сделок всех видов, включая аренду.
Вовлекаемая
в 2007 году в оборот площадь земельных
участков увеличилась на 60,7 млн.га,
или на 84% по сравнению с 2006 годом.
Наибольший удельный вес в структуре
сделок с земельными участками приходится
на аренду государственных и
Основная часть сделок по купле- продаже земельных участков между юридическими лицами и гражданами приходится на участки для ведения личного подсобного хозяйства (35 - 40%) и садоводства (33 - 40 %).
На протяжении рассматриваемого периода количество сделок по залогу земельных участков остаётся низким и составляет примерно 2 тысячи ежегодно с вовлекаемой площадью менее 1 тыс.га.
Данные таблицы - Е.1 показывают устойчивое развитие арендных отношений. Численность арендаторов в 2007 году достигла около 5 млн. и по сравнению с 2006 годом увеличилась на 14,5 %. Подавляющая часть площади арендуемых земель находится в пользовании сельскохозяйственных организаций. Второй по значимости категорией арендаторов являются граждане и их объединения. В общей площади земель, используемых ими для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства и огородничества, в арендном землепользовании находилось в 2007 году примерно 24 % земель. Средняя площадь земельного участка, арендуемого сельскохозяйственными организациями вне населённых пунктов, составляет 180 га, арендуемого гражданами и их объединениями - 1,4 га.
Базовую арендную плату устанавливают органы власти на основе действующих ставок земельного налога с повышающими коэффициентами к ним в зависимости от ценности территории, целевого назначения, местоположения земельных участков, категории арендатора. В отдельных регионах базовые размеры арендной платы устанавливают в процентах от нормативной цены земли. Поскольку величина арендной платы не ограничена законом и значительно превосходит размер земельного налога, поэтому органы местного самоуправления в отдельных регионах не продают земельные участки юридическим лицам, а предпочитают сдавать их в аренду. Таким образом, при существующем положении главная функция земельного налога - выравнивание условий хозяйствования - остаётся нереализованной.(16)
Очевидно, что в перспективе структура земельного рынка будет определяться региональными особенностями, такими, как спрос на земли, цена земли. Поэтому характер земельного рынка в каждом регионе будет определяться в зависимости от присущих данному региону экономических, социальных, природных, географических, исторических, этнических и иных условий, что потребует дифференцированных подходов к регулированию отношений на этом рынке.
В 2007 году в Кировской области общий объём операций с земельными участками по купле-продаже, дарению, наследованию, залогу, продаже местным органам власти прав аренды составил 4870 единиц на площади 1531 га, это на 3,4% больше, чем в 2006 году по количеству сделок, но меньше по площади на 40%. Наибольшая часть сделок, 2592 единицы на площади 616 га (53%), осуществлена в 2007 году по купле-продаже земельных участков между гражданами и юридическими лицами, и 37% от общего количества сделок составляет вступление в наследование (1799 единиц на площади 831 га). Налицо проявление общероссийской тенденции - неразвитости залоговых операций с землёй - и в Кировской области (Приложение Ж). В 2007 году земельный рынок практически по всем позициям остался на уровне 2006 года, что говорит об определённой стабильности в области земельных отношений.
На сегодня можно выделить следующие первоочередные условия, которые необходимо выполнить на переходном этапе к реформированию земельного рынка:
Очевидно,
что через специальные
Заключение
Земельная проблема в России всегда была одной из наиболее сложных и важных.
Трудности в изучении рынка земельных ресурсов во многом связаны с тем, что земля - это уникальный ресурс, имеющий множество особенностей. Предложение земли абсолютно неэластично, а спрос на землю неоднороден.
Одним из ключевых понятий рынка земли является земельная рента. Она представляет собой регулярно получаемый доход, прямо не связанный с предпринимательской деятельностью, от факторов производства, предложение которых неэластично. Неоднородность качества земельных участков порождает формы ренты: абсолютную, дифференциальную ренту-I и дифференциальную ренту-II.
Цена земли напрямую зависит от величины земельной ренты и ставки банковского процента. Цена земли - это дисконтированная стоимость.
Земельный рынок России уже существует, но его развитие замедляют:
Россия исторически аграрная страна, поэтому на рынке земельных ресурсов особое место уделяется сельхозугодиям. Существование, а тем более развитие, оборота сельскохозяйственных земель невозможно без баланса земельного законодательства и других институтов земельного оборота.
В перспективе структура рынка земли будет определяться региональными особенностями, такими как спрос на землю и цена земли.
На земельном рынке
Кировской области
На
основе всех изученных данных можно
сделать вывод о том, что экономически
эффективный оборот земельных ресурсов
в Росси возможен лишь при систематическом
регулировании государством земельных
отношений, разработке и четком выполнении
программы развития земельного рынка,
с учетом интересов общества.
Список
литературы
Официальные
законодательные документы
1. Российская
Федерация. Земельный кодекс
Информация о работе Рынок земельных ресурсов и его особенности в России